МТС

Компания МТС подвела итоги продаж смартфонов в 2017 г. в своей сети и на рынке в целом. В розничной сети МТС за 2017 г. самый большой рост в денежном выражении показали смартфоны в диапазонах свыше 40 тыс. руб. (рост за год на 79%) и от 20 до 30 тыс. руб. (увеличение на 21%). В ценовом сегменте от 30 до 40 тыс. руб. продажи выросли на 15%. При этом продажи бюджетных гаджетов стоимостью до 5000 руб. снизилась на 39%.
Рост спроса на дорогие гаджеты привел к тому, что в розничной сети МТС на 40% в штучном выражении и на 74% в денежном выросло количество смартфонов, проданных в кредит. При этом покупатели стараются распределить затраты на длительный период - в 2017 г. клиенты стали чаще выбирать рассрочки на 24 месяца, что совпадает со средним периодом пользования устройства. Двухлетние кредитные предложения стали оформлять в 16 раз чаще, чем в прошлом году. Распределение затрат на длительный срок позволило абонентам не экономить на услугах связи – так, вместе с покупкой продвинутого гаджета, пользователь как правило переходит на тариф с большим количеством трафика.
Продвинутый и дорогой смартфон превращается для покупателя в «единое окно» для развлечений, решения любых повседневных задач и заменяет сразу несколько гаджетов — планшет, фотоаппарат, плеер, электронную книгу, а также банковскую карту. Эта тенденция приводит к росту трафика – потребление мобильного Интернета со смартфонов за год увеличилось на 252%.
С учетом роста интереса покупателей к дорогим гаджетам средняя цена продаваемых смартфонов в рознице МТС в течение года увеличилась на 24,7% до 11846 с 9502 руб. При этом Розничная сеть МТС стремится делать акцент на низких ценах на гаджеты в своих магазинах — при сопоставимом ассортименте средняя стоимость девайсов на российском рынке смартфонов выше на 13% и составляет 13417 руб.
Самыми продаваемыми брендами в розничной сети МТС – как за полную стоимость, так и в кредит, стали три производителя — Samsung, Apple и Honor/Huawei. В денежном выражении их доля составляет 85,8% от всех проданных смартфонов в 2017 году. Продажи смартфонов Apple в салонах МТС выросли в 2,5 раза в денежном и более чем в 3 раза в натуральном выражении. Одной из причин роста стало снижение стоимости устройств: так, в 4-м квартале 2017 г. в розничной сети МТС самую покупаемую модель на российском рынке – смартфон Apple iPhone SE 32GB – можно было приобрести за 18 490 руб., в то время как в 4-м квартале 2016 г. её стоимость составляла порядка 33 000 руб. – годовое снижение на 40%. Также одной из весомых причин роста продаж Apple стала популярность кредитных предложений. Количество смартфонов Apple, проданных в розничной сети МТС в кредит в 2017 г., увеличилось более чем в 6 раз. Экстремальный рост показали смартфоны Honor/Huawei — за год их продажи в розничной сети МТС выросли на 285% в штуках и на 342% в рублях. Рост продаж Apple и Honor/Huawei происходят на фоне уменьшения продаж Alcatel, которые за год сократились на 64% в штуках.
Оценка российского рынка смартфонов в целом
Продажи смартфонов в РФ по итогам 2017 г. составили 386 млрд руб., что на 17,3% выше результатов 2016 г. Рынок смартфонов в штуках в 2017 г. вырос на 6% по сравнению с 2016 г. и составил 28,4 млн аппаратов. Это рекордные показатели для российского рынка гаджетов, они обгоняют показатели 2014 г. — тогда было продано 27,6 млн устройств.
Samsung остается самым популярным брендом смартфонов на российском рынке – доля корейского производителя составила порядка 25,2% в штучном выражении, за год увеличив долю на 3,5 п.п. и 29,2% – в денежном (рост 3,5 п.п.). На увеличение доли повлиял удачный старт флагманских моделей — Galaxy S8 и S8+. На продажи Apple iPhone по итогам 2017 г. приходится 12,8% в натуральном выражении (рост 1,7 п.п.) и 34,4% в денежном (рост 0,5 п.п.).
Третий по популярности бренд – Honor/Huawei: его доля достигла 9,6% в штуках и 8,5% в деньгах. Китайский производитель показал самый высокий рост продаж — его доля в штучном выражении по итогам 2017 г. выросла на 5,3 п.п., а в денежном — на 4,7 п.п.
Также активно развивались Xiaomi — они вошли в ТОП-5 производителей по продажам в России с долей в штучном выражении 4,1% (рост 3,5 п.п.) и в 3,7% (рост 2,9 п.п.) — в денежном.