Mail.Ru Group

Компания Mail.Ru Group исследовала отношение российских интернет-пользователей к различным аспектам безопасности в сети. Исследование* проведено в рамках планомерной работы Mail.Ru Group по повышению защищенности своих сервисов. Аналитики выяснили, насколько россияне осведомлены об актуальных киберугрозах, какие действия предпринимают, чтобы обезопасить себя, как часто и по каким причинам сталкиваются с кибермошенничеством.
Выяснилось, что 64% респондентов когда-либо становились жертвами кибермошенничества. Это означает, что россияне по-прежнему уделяют недостаточно внимания своей безопасности в Интернете. При этом объем конфиденциальной информации, хранящейся сегодня в почте, социальных сетях и других интернет-сервисах, стремительно увеличивается. Apple ID, Google ID, отчеты о банковских операциях, логины от онлайн-игр, сканы важных документов – вот лишь несколько примеров данных, которые могут попасть в руки злоумышленников в результате взлома аккаунтов. Таким образом, интернет-мошенничество может нанести пользователям прямой финансовый ущерб.
Среди причин, по которым они становились жертвами злоумышленников, участники исследования чаще всего называют использование простого пароля, вирус или переход на мошеннический сайт. Примерно в два раза реже респонденты отмечают, что пострадали, отреагировав на мошенническое сообщение или использовав одинаковый пароль на нескольких сервисах. Поскольку придумать разные пароли для всех аккаунтов достаточно сложно, эксперты рекомендуют использовать уникальные пароли для наиболее важных, включая почту и социальные сети, и одинаковые — для остальных. Однако результаты исследования показывают, что почти четверть пользователей электронной почты применяют пароль от основного ящика и на других ресурсах, из них 62% — в социальных сетях, 27% — в онлайн-магазинах и 25% — в дополнительном почтовом ящике.
Одно из важных правил интернет-безопасности — частая смена паролей, но его соблюдает лишь 20% респондентов. Каждый пятый участник исследования, напротив, никогда не менял пароль от основного почтового ящика, и каждый третий — от дополнительного. Напомним, о важности паролей и их безопасном хранении отмечалось также в недавнем исследовании ESET.
К смене пароля в социальных сетях пользователи прибегают еще реже: 38% меняют его не чаще раза в год, а 18% вообще никогда этого не делали.
При вводе личных данных на каком-либо онлайн-ресурсе почти половина респондентов не проверяют наличие безопасного соединения. В то же время внимательность к этой̆ детали — один из самых эффективных способов защитить пользовательские данные от перехвата злоумышленниками при передаче от клиента к серверу.
Исследование выявило и позитивные тенденции. Например, для восстановления доступа к основному ящику большинство респондентов (68%) используют привязку к номеру телефона – наиболее безопасный метод на сегодняшний день. 29% пользователей̆ не поленились создать пароль, представляющий собой произвольный набор букв, и 27% – выдуманное ими слово.
* В исследовании, проведенном с привлечением международной аналитической компании Neilsen, приняли участие 1783 респондента в возрасте от 15 до 64 лет.