Accenture Technology

Компания Accenture опубликовала свое ежегодное ключевое исследование* Accenture Technology Vision 2015. Главный вывод исследования: сегодня наблюдается принципиально новый качественный сдвиг, драматически меняющий рынки и среду, в которой мы ежедневно живем и работаем.
Происходит это благодаря появлению принципиально новых «цифровых экосистем», часто «размывающих» границы традиционных индустрий. Эти новые экосистемы, в свою очередь, становятся возможны благодаря совокупному эффекту от проникновения цифровых технологий как в повседневную жизнь людей, так и ставших «цифровыми» компаний.
(Под экосистемой здесь понимается полноценная система сотрудничества производителей ключевых технологических платформ (оборудование и системное ПО) с производителями новых «умных» устройств, а также сторонними поставщиками решений и услуг т.п., способная принести результат конечному потребителю).
Эта тенденция — превращение традиционных рынков в новые цифровые экосистемы, где каждый из участников, а сегодня это и компании, и потребители, и даже «умные устройства», занимает свое место и способен получить совершенно новые результаты и преимущества (в отличие от использования цифровых технологий в одиночку), получила название «экономика всех нас» (We Economy). Развитие тенденции We Economy нашло свое подтверждение в Accenture Technology Vision 2015.
Согласно его результатам, четверо из пяти опрошенных уверены, что в будущем «границы» отдельных индустрий окажутся сильно размытыми, поскольку цифровые платформы превратят их во взаимосвязанные экосистемы; 40% опрошенных планируют привлечь бизнес-партнеров для цифрового бизнеса не из своей индустрии, а 48% хотят по-новому сотрудничать с лидерами в сфере технологических платформ.
В исследовании приводятся интересные примеры того, как в быстро развивающейся области Промышленного интернета вещей, основанном на взаимодействии встроенных «умных» цифровых устройств, компании формируют «цифровые экосистемы», чтобы предложить новые услуги, улучшить качество сервиса и выйти на новые рынки.
Так, 35% опрошенных уже используют интерфейсы программирования приложений (Application Programming Interfaces, API) для объединения своих данных и сотрудничества с деловыми партнерами, а 38% планируют это сделать.
В прошлом исследовании Technology Vision отмечалось, что компании говорят о цифровых технологиях как о ключевом факторе их лидерства на рынке. Теперь цифровые технологии стали частью ДНК компаний, и на очереди — расширение границ их бизнеса через создание новых цифровых экосистем. Они, в свою очередь, способны породить следующие поколения товаров, услуг и бизнес-моделей. «Мы на пороге масштабных изменений», - считают в Accenture.
Исследование отмечает следующие пять технологических тенденций, которые отражают изменения бизнеса в цифровую эпоху:
• «Интернет имени меня» (The Internet of Me): наш цифровой мир становится очень персонифицированным. Когда предметы, которыми мы пользуемся каждый день, становятся подключенными к Интернету и связанными между собой — у человека появляются совершенно новые возможности. «Подключенность» проникает в каждый аспект жизни человека, формируя новые пользовательские сценарии и привычки. Резко растет число новейших каналов, используемых компаниями для привлечения клиентов. Согласно исследованию, сегодня среди них и носимые устройства (их назвали 62% опрошенных), «умные телевизоры» (68%), «умные автомобили» (59%) и даже «умные предметы» (64%). Стратегически мыслящие компании работают над изменением технологий создания своих приложений, продуктов и услуг с учетом этих изменений в жизни своих клиентов. Компании стремятся сделать процесс взаимодействия с клиентами гораздо более персонифицированным. Они стремятся общаться с клиентом во всех возможных точках контакта — чтобы привлечь, заинтересовать и удержать потребителя, но при этом не разрушить его доверие. Большинство опрошенных (60%) полагают, что инвестиции в подобную персонификацию и новые каналы работы с клиентом способны окупиться. Компании, которые достигнут успеха в этом новом «Интернете имени меня», способны стать новым поколением лидеров мирового бизнеса и создать новые великие бренды;
• «Экономика результата»: «умное железо» теперь приносит осязаемый результат. «Интеллектуальное оборудование» сегодня становится своего рода мостом, связывающим цифровое предприятие и физический мир. Его роль можно сравнить с преодолением «последней мили» на пути к клиенту в мире связи. Сегодня в рамках концепции Промышленного Интернета Вещей многие компании внедряют «умные» сенсоры и датчики в самые разные цифровые устройства и связывают их между собой. После чего клиенты могут получить не просто больше новых продуктов и услуг, а именно те выгоды и результаты, которые они хотели бы. 87% опрошенных признали, что широкое использование более «умного» оборудования, в частности — «умных» датчиков и устройств — приведет к тому, что компании станут ориентироваться на продажу конечного результата, а не продукта или услуги как таковой. 84% опрошенных оптимистичны в отношении перспектив, которые открывают новые способы использования их продуктов и услуг, которые принесут встроенные средства интеллектуального управления «железом». В этом смысле мы на пороге «взрывного» изменения рынка компаниями нового типа, которые станут продавать клиенту не устройства, а конечный результат от использования связки «цифровое предприятие + умные оконечные устройства, используемые клиентом». Это приводит к понятию «новая экономика — экономика конечного результата»;
• Революция ИТ-платформы: рождение новых экосистем изменит производство. Сочетание ИТ-платформ, используемых в индустриях и новых экосистем, объединяющих цифровые данные предприятий из разных индустрий, способно породить новую волну инноваций и «взрывного» роста бизнеса. 75% респондентов уверены в том, что следующее поколение цифровых платформ будет развиваться уже не технологическими компаниями, а ведущими предприятиями в каждой индустрии. Почти три четверти (74%) подтвердили, что уже используют или пробуют возможности интеграции данных из так называемых индустриальных производственных ИТ-платформ с информацией, предоставляемой другими компаниями — «цифровыми партнерами». Быстро развивающиеся облачные и мобильные технологии не только устраняют ценовые и технологические барьеры в таком сотрудничестве, но также открывают новые возможности для компаний вне зависимости от отрасли и географического положения. Таким образом, основанные на ИТ-платформах новые экосистемы становятся и новой областью для конкуренции;
• «Интеллектуальное предприятие»: множество данных + более «умные» системы = еще более эффективный бизнес. До сегодняшнего дня передовое программное обеспечение помогало сотрудникам работать лучше и быстрее. Но с появлением «больших данных», а также с прогрессом в области производительности, обработки данных и когнитивных технологий — интеллектуальное ПО помогает теперь уже машинам принимать более точные решения, основанные на анализе информации. Наступает эпоха интеллектуального программного обеспечения, когда у приложений и устройств появляется «разум» — интеллект, схожий с человеческим. Именно так считают около 80% респондентов. 78% опрошенных уверены, что программное обеспечение скоро станет «обучаемым», сможет адаптироваться к нашему изменчивому миру и принимать решения, основанные на приобретенном опыте. Таким образом, следующий уровень производственной эффективности станет результатом последних открытий в области интеллектуального программного обеспечения. Это может привести к новому витку эволюции во всех областях деятельности компаний;
• Новое представление о трудовых ресурсах: сотрудничество людей и машин. Взрывное развитие цифровых технологий увеличивает потребность в сотрудничестве людей и устройств. Большинство опрошенных (57%) применяют технологии, которые позволяют сотрудникам выполнять задачи, решение которых раньше требовало участия ИТ-специалистов — например, в области визуализации данных. Прогресс в области интерфейсов, портативных устройств и «умных» устройств дает компаниям новые возможности для того, чтобы сделать работу своих сотрудников более эффективной путем использования технологий. Так, 77% респондентов уверены, что в течение трех последующих лет компаниям нужно будет готовить свои устройства в той же степени, в какой они готовят сотрудников (например, используя «умное» программное обеспечение, алгоритмы и искусственное самообучение устройств). И несмотря на то, что при взаимодействии людей и устройств могут возникать определенные трудности, 78% опрошенных руководителей согласны с тем, что в этой области имеется значительный потенциал для развития их бизнеса.
* В исследовании приняли участие свыше 2000 руководителей ИТ-департаментов и бизнес-подразделений крупнейших мировых компаний. В рамках исследования Accenture проводит системный анализ для выявления новых тенденций в сфере ИТ, способных изменить рынки и бизнес, оно проводится уже в течение 15 лет.