Связной

Группа «Связной», проанализировала продажи* камерофонов** и фотоаппаратов в стране и дала прогноз по развитию обоих рынков. В начале 2014 г. тенденция универсализации устройств, зародившаяся 2013 г. благодаря распространению планшетов, объединяющих в себе функционал e-book, ноутбука и ряда других гаджетов, продолжилась.

Камерофон – особая категория смартфонов

Новым гаджетом, объединяющим в себе функционал сразу нескольких устройств, стали камерофоны – особая категория смартфонов, с помощью которых теперь можно не только звонить и выходить в Интернет, но и делать качественные снимки. Камерофоны оказывают влияние не только на рынок «умных» телефонов, но и на продажи фотоаппаратов**.

В 1-м квартале продажи камерофонов в России увеличились на 312% в натуральном выражении и на 278% в денежном. Всего за первые три месяца 2014 г. в России продано 353 тыс. камерофонов на сумму более 6 млрд руб. Таким образом, камерофоны показали более высокие темпы роста по сравнению с рынком «умных» телефонов в целом, который увеличился на 54% в штуках и на 26% в рублях по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

На рост популярности этой категории смартфонов повлияло несколько факторов, один из которых – это расширение предложения в категории. Если несколько лет назад смартфон с разрешением камеры в 8 мп был редкостью, то сейчас на российском рынке представлено порядка 200 моделей камерофонов. Всего за год доля камерофонов в общих продажах смартфонов выросла с 2,7 до 7,1% в натуральном выражении и с 4,6 до 13,7% в денежном обороте.

А-бренды формируют рынок, B-бренды снижают цены

В данном сегменте наблюдается последовательность, характерная для всего рынка смартфонов – А-бренды выводят на рынок новый вид устройства и технологию, а затем В-бренды копируют его в других ценовых сегментах. Кроме того, сегодня к камерофонам можно причислить и устройства Apple (например, iPhone 5s), что является дополнительным стимулом для локальных брендов повторять наработки более известных производителей.

Расширение предложения и выход на рынок B-брендов привели к снижению средней стоимости камерофонов. По итогам 1-го квартала она составила 17 200 руб., снизившись за 12 месяцев в пределах 10%. Тем не менее пока продажи камерофонов преобладают в высоких ценовых сегментах, где пользователь думает уже не только о базовых функциях смартфона, но и обращает внимание на широкий спектр дополнительных возможностей.

Влияние на рынок фотокамер

Камерофоны оказывают влияние и на рынок фотокамер. Появление в продаже большого количества устройств с качественной камерой и специальными фотографическими функциями постепенно снижает ценность компактной камеры для покупателя, которому проще немного доплатить за смартфон и получить многофункциональное устройство, чем отдельно приобретать фотоаппарат и «умный» телефон.

В 1-м квартале 2014 г. продажи цифровой фототехники в России снизились, продолжив тенденцию прошлого года: в России было продано на 34% меньше фотокамер, чем годом ранее. Оборот рынка в денежном выражении уменьшился на 28%. Всего было реализовано 658 тыс. фотоаппаратов на сумму 6,46 млрд рубл.

Наибольшая доля на рынке фотоаппаратов по-прежнему принадлежит компактным камерам (так называемым мыльницам), доля которых за год почти не изменилась, составив 73%. Динамика их продаж оказывает значительное влияние и на динамику рынка фототехники в целом. За первые три месяца в России продано 480 тыс. компактных камер на сумму 2,48 млрд руб. Снижение продаж составило 36 и 33% соответственно.

Рынки зеркальных и беззеркальных камер в перспективе будут расти либо сохранят продажи на текущем уровне. На рынке появится больше разновидностей беззеркальных устройств в разных ценовых сегментах и с разными техническими возможностями. Беззеркальные камеры будут привлекать требовательных любителей качественной съемки, которым камерофона зачастую недостаточно. «Зеркальные» фотокамеры ориентированы по большей части на профессиональных фотографов, поэтому всегда будут востребованы на определенном уровне.

* Оценка рынка аналитиками «Связного» на основе данных GfK.

** Камерофон - это смартфон с качественной камерой разрешением 12 Мп и более и специальными фотографическими функциями: высоким разрешением матрицы, ксеноновой и/или светодиодной вспышкой, дополнительными элементами управления, а также наличием программных технологий улучшения качества снимка.