Многочисленные данные аналитических компаний, которые можно найти на сайте www.itbestsellers.ru в конце III – начале IV кварталов подтверждают вступление различных сегментов и, с большой долей вероятности, всего российского ИТ-рынка в фазу активного восстановления.
Практически во всех сегментах
эксперты выражают оптимизм, хотя и сдержанный. Да, динамика положительная, да,
она неплохая в абсолютном выражении, но просадка рынка в кризис была настолько
глубокой (например, в среднем по рынку аппаратных средств объем продаж в
совокупности отошел на уровни
Второй момент, по которому имеется консенсус экспертов, – усиление конкуренции практически во всех сегментах рынка. Доля лидирующих групп вендоров (троек, пятерок и т. п.) снова начала сокращаться. Напомним, что в кризис очень сильно упали позиции компаний второго и третьего эшелонов. Во-первых, у них меньше финансовых возможностей в условиях неизбежных потерь удерживать позиции. Особенно на не основных рынках, к коим для многих компаний относится и российский. Да и потребительский спрос в большей степени упал у низкобюджетной части покупателей, которая в значительной степени ориентируется на более демократичных по цене поставщиков второго эшелона.
Рынки пытаются вернуться к докризисным параметрам не только по абсолютным показателям, но и по внутренним технологическим распределениям. И основным драйвером здесь выступает достаточно большой накопившийся отложенный спрос, который переходит в статус платежеспособного. При этом восстановление спроса, так же, как ранее его падение, на разных потребительских рынках неравномерное. Есть мнение, хотя и не бесспорное, что во время кризиса более всего пострадал спрос в корпоративе. Зато, как только вновь появился спрос на сырьевые ресурсы, корпоратив и восстанавливался заметно быстрее. Более высокими темпами восстанавливались в целом корпоративно-ориентированные сегменты, такие как проекторы, информационные панели и др., а внутри сегментов заметно лучше чувствовала себя корпоративно-ориентированная часть продуктового предложения.
Например, можно отметить более высокие темпы восстановления продаж лазерных технологий печати, популярность которых выше именно в корпоративном сегменте. На рынке ИБП динамика денежных показателей заметно превышала рост рынка в натуральном выражении. Это было связано с реализацией значительного отложенного спроса на инфраструктурные решения, активизацией тендеров и, как следствие, – с резким ростом продаж on-line-решений. Есть основания полагать, что и тот относительно небольшой рост, который был показан на переживающем общесистемный кризис рынке настольных ПК, почти полностью был обеспечен оживившимся корпоративным сектором. В большей части – это следствие обновления парка массовых рабочих мест в организациях.
Изменилась и стратегия покупателей. В прошлом обзоре мы отмечали, что политику закупок в кризис можно было описать слоганом «Экономия и рационализм». Сейчас же больше подходит что-то типа «Рационализм и инвестиции». Такой подход способствует как минимум восстановлению докризисных технологических трендов, не исключая и отклик на появляющиеся инновации.
Если раньше мы отмечали, что опережающие темпы роста мобильных устройств в структуре рынка компьютеров в кризис приостановились, то сейчас этот процесс вновь активизировался. И уже даже по данным компании ITResearch, которая оценивает рынок настольных ПК с учетом самосбора, что, естественно, дает более высокие оценки, продажи настольных и мобильных компьютеров сравнялись.
Аналогичный пример можно привести и на рынке hardcopy. В текущем году, после некоторого замедления процесса экспансии МФУ в период экономических трудностей, соотношение между одно- и многофункциональными печатающими устройствами вновь стало быстро изменяться в пользу последних.
Восстановление рынка проекторов сопровождалось сдвигом рынка в сторону самых мобильных, микропортативных решений. Именно здесь удар кризиса привел к наиболее сильному снижению спроса, поскольку жизненно важными такие закупки тогда назвать было сложно. Улучшение общеэкономической ситуации сопровождалось ростом спроса на средства мобильных презентаций.
На рынке информационных панелей
падение спроса во время кризиса больнее всего ударило по «мейнстриму» – 42-дюйм
панелям и было следствием сворачивания стандартных массовых проектов. В
Ценовые показатели также сменили
тренды. В отличие от 1-го полугодия
В значительной степени это объяснялось тем, что структура спроса снова начала сдвигаться в сторону более высокотехнологичной продукции. Возросшие в кризис low-end сегменты постигла закономерная коррекция. На рынке ноутбуков, например, наиболее резкий спад показали младшие интегрированные модели ноутбуков стандартного типоразмера. В подсегменте принтеров прекратился быстрый рост доли моделей начального уровня стоимостью до 100 долл., наблюдавшийся в кризисный период, а в подсегменте МФУ темпы увеличения продаж моделей этой ценовой группы оказались самыми низкими.
Напротив, можно отметить повсеместное увеличение спроса на устройства старшей ценовой категории, в том же сегменте hardcopy это высокопроизводительные модели для офиса, а также фотопринтеры и фотоцентры для профессиональных приложений. На рынке документ-сканеров опережающий рост демонстрировали модели для потоковой обработки документов производительностью свыше 60 стр./мин. И такие примеры можно найти во многих других сегментах.
Следует, конечно, учитывать, что процессы компенсации отложенного спроса имеют статус переходных, т. е. ограничены во времени, и рынок все время будет стремиться к некой новой равновесной конфигурации, которая будет меняться уже под влиянием технологических инноваций. Некоторые из них уже обозначаются. Но об устойчивости этих процессов можно будет говорить только после стабилизации рынка. Вполне возможно, что это произойдет уже в 2011г.
Подробнее о переходных процессах на российском ИТ-рынке см. в статье «Рост после падения», «Бестселлеры ИТ-рынка», №4, 2010г.