Интенсивность публикаций в СМИ по проблематике кризиса постепенно сходит на нет. Дело не в том, что тема потеряла свою актуальность, просто общественность уже как-то попривыкла, нет сенсационности, нет новых ракурсов, которыми можно заинтересовать читателя. Все смирились с новой реальностью.

Интегральные итоги таковы: колоссальный провал рынка в первом полугодии 2009 г. Большинство сегментов откатилось примерно на уровень как минимум 2006 г. Рекорд, пожалуй, поставил рынок мониторов, протестировавший уровни 2003 г. Все это в значительной степени сопровождалось неразберихой, даже можно сказать паникой.

Дно было нащупано примерно к началу лета, после чего существенный отложенный спрос начал тянуть рынки вверх. И в начале 2010 г. многие сегменты начали показывать положительную динамику. Правда, относительно кризисного 2009 г., т. е. до восстановления еще далеко.

Количественные итоги первого кризисного года уже были подведены различными аналитическим компаниями. Цифры по ряду сегментов приведены в таблице*.

В рамках данной статьи мы постараемся поговорить о структурно-технологических изменениях. Их важно учитывать, поскольку эти изменения носят временный характер, и надо не упустить момента разворота данных тенденций. К слову, на настоящий момент в ряде случаев это уже происходит.

Таблица. Количественные показатели основных сегментов российского ИТ-рынка

Экономия и рационализм

Одна из наиболее ярких тенденций в изменении потребительского поведения в кризисный период — поиск наиболее демократичных по цене решений. Это происходило в большинстве сегментов рынка и часто накладывало очень сильный структурный отпечаток.

На рынке компьютеров, например, резко замедлился активно развивавшийся последние годы процесс замещения десктопов более дорогими ноутбуками, а в начале 2009 г. эта тенденция даже временно развернулась в обратную сторону. Практическую пользу из этого в начале 2009 г. смогли извлечь, например, поставщики комплектующих.

В области мобильных ПК резкой экономизации помодельной структуры сбыта в 2009 г. не произошло. Однако здесь, возможно, имела место другая ее форма: часть рынка у стандартных ноутов в критичный к цене период времени просто отобрали нетбуки. Ведь не зря же этот сегмент показал 20%-й рост.

На рынке устройств печати можно отметить замедление активно развивавшегося ранее процесса замещения принтеров настольными МФУ. Очевидно, что среди основной массы потребителей принтеры, особенно лазерные, оказались более востребованными, чем МФУ, прежде всего из-за более низкой цены приобретения.

Традиционной бедой рынка информационных панелей является, как известно, попытка их замены более дешевыми телевизорами. И эта порочная практика получила еще большее развитие в начале и середине 2009 г.

В отличие от тенденции предыдущих лет вновь возросла доля планшетных сканеров начального уровня (стоимостью меньше 100 долл.). Снова начала увеличиваться и доля цветных лазерных принтеров начального уровня (со скоростью цветной печати до 8 стр./мин), чему, конечно, способствовало достаточно сильное снижение цен.

На рынке «плазмы» в пик кризиса резко возросли продажи «маленьких» 32-дюйм устройств. Правда, к концу года их доля уже упала до привычных единиц процентов.

На рынке расходников была сломана тенденция к усилению доли сегмента оригинальных картриджей. Естественно, в период кризиса остро встал вопрос об экономии средств, и большое число потребителей, в том числе и корпоративных, обратили свое внимание на неоригинальные картриджи.

В то же время тотальная экономия в ряде случаев перерастала во вполне оправданные формы рационализации закупок. Например, на протяжении всего года отмечалось увеличение спроса на принтеры для рабочих групп производительностью свыше 30 стр./мин. Перераспределение продаж в пользу более производительных (20 стр./мин. и выше) моделей было наиболее существенным структурным изменением и на рынке монохромных лазерных МФУ. Этот тренд может свидетельствовать о распространении более рационального подхода к выбору закупаемых печатающих устройств, как с точки зрения эксплуатационных издержек, так и стоимости печати.

Иногда наблюдалось увеличение спроса на не самые дешевые продукты, что было на первый взгляд удивительно. Примером может служить рост доли больших (50–54 дюйма) устройств на рынке инфопанелей. Однако это объяснялось тем, что существует сегмент покупателей, которым необходимы они, и только они. При этом сегмент в целом находился в плачевном состоянии.

Драйверы роста

В условиях тотального падения спроса внимание покупателя можно привлечь некими перспективными решениями, своего рода технологическими драйверами. Например, на рынке настольных компьютеров, который постоянно теряет свои позиции, стоит обратить внимание на неттопы и моноблоки. Хотя объемы этих подсегментов невелики, они, пожалуй, способны немного оживить настольный сегмент, причем как в розничном секторе, так и в процессе обновления корпоративного парка.

Внедрение энергосберегающей мобильной платформы CULV наносит сильный удар по рынку нетбуков. Последние явно проигрывают новым мини-ноутбукам по возможностям, не давая плюсов по времени автономной работы и не столь уж сильно уступая в цене.

Сегмент документ-сканеров интересен в целом. Он оказался весьма устойчивым к кризисным процессам и имеет хорошие перспективы быстрого восстановления. В последних двух кварталах темпы роста существенно возросли, и в количественном выражении объем продаж увеличился в полтора раза. При этом наиболее высокие темпы роста демонстрировали достаточно дорогие модели для рабочих групп производительностью 31–60 стр./мин.

На рынке мониторов, где основным технологическим трендом 2009 г. было расширение продаж мониторов нового формата 16:9, становятся заметными и ощутимыми поставки LED-мониторов, которые могут стать массовым решением. Возможно, это будет «темой» 2010 года.

Драйвером рынка проекторов уже в 2009 г. могли быть Full HD-модели, которые стали широко доступными как по ассортименту, так и по стоимости. Однако кризис не позволил тенденции развиться в полной мере, и наибольшим спросом, по-прежнему, пользовались наиболее массовые ультрапортативные аппараты для корпоративного рынка. Вполне вероятно, что идея будет реализована в 2010 г.

Среди других особенностей прошлого года можно также отметить устойчивую тенденцию к увеличению доли лазерных МФУ, оснащенных проводным факсом (чего не наблюдалось в предыдущие годы), что можно объяснить заметным уменьшением разницы в цене между конфигурациями некоторых моделей с факсом и без.

В условиях кризиса необходимо обращать более пристальное внимание на рынок замены, ибо основная модель закупок оборудования в условиях ограничения ИТ-бюджетов предполагает все же не развитие, а восстановление существующего парка. Состав и количество приобретаемых устройств ограничивается необходимым минимумом для замены отказавшего оборудования.

Так, на рынке мониторов, по оценке ITResearch, было продано примерно столько мониторов, сколько требовалось для замены выбывших из строя. Первичных же продаж практически не было.

По этой же причине мы видели замедление процесса замещения принтеров настольными МФУ. Из-за значительного количественного превосходства принтеров в установленной базе и большего среднего срока службы их приобреталось больше, чем МФУ.

Рынок замены может стать ключевым источником поддержки сразу нескольких сегментов: настольных ПК, мониторов и, в какой-то степени, ИБП. И все три примера связаны с увеличением уровня проникновения мобильных компьютеров. Конечно, с кризисом это напрямую не связано, он просто несколько притормозил данные процессы.

Особенности целевых рынков

Мы уже неоднократно писали о том, что динамика и особенности развития отдельных секторов ИТ-рынка во многом определяются спецификой базового целевого рынка. С началом острой стадии кризиса в IV квартале 2008 г. в первую очередь начали резко снижаться ИТ-отрасли, завязанные на потребительское кредитование, и сами розничные сети, которые испытали чрезвычайные проблемы с кредитованием. Корпоративно-ориентированные сегменты позже почувствовали влияние кризисных процессов, зато глубже провалились и медленнее выходили из нижней точки. Это связано с большей инерционностью сегмента, обусловленной длинными сроками реализации многих проектов. Кроме того, проекты, находящиеся на высокой степени готовности, непросто свернуть.

Зато в период секвестирования госбюджета в первом полугодии эти рынки испытали максимальные проблемы. Возьмем, например, рынок проекторов, который по экспертным оценкам на 90% является корпоративным, причем значительная часть закупок идет через государственные тендеры (преимущественно — в сферу образования). Практически полная блокировка всех тендеров, имевшая место в первом полугодии 2009 г., не оставила шанса для этого рынка (в итоге — почти двукратное падение).

На подъеме корпоративный сегмент также менее динамичен. Причина в том, что крупные клиенты восстанавливаются медленнее, чем розница и мелкие компании. Стоит также обратить внимание на еще один механизм, тормозящий быстрое восстановление корпоративно-ориентированных рынков, особенно тех, где преобладают комплексные проекты. Многие игроки во время кризиса существенно сократили проработку перспективных контрактов (что ранее было регулярным процессом), и это в самом ближайшем будущем может обернуться недополученными проектами.

Ценовые аномалии

Анализ ценовой динамики обычно хорошо отражает структурные изменения на рынке. На этот раз он был весьма затруднен различными аномальными явлениями, как то — распродажа складов в определенные периоды, недопоставки продукции и пр.

Аномальное падение цен в целом ряде сегментов наблюдалось в первом квартале, когда дистрибьюторы распродавали товар, что называется, по любой цене, лишь бы выполнить обязательства перед вендорами. Хотя, с другой стороны, в этот же период наблюдался ажиотажный спрос со стороны населения, которое в надежде противостоять сильной инфляции скупало товары в том числе и ИТ- и AV-технику. Такие настроения могли наоборот подстегнуть рост цен, однако первый фактор, видимо, был все же сильнее.

После того как рынок прошел дно, стали наблюдаться аномалии противоположного рода, обусловленные уже превышением спроса над предложением. Переход вендоров после осознания глубины кризисных проблем к консервативному планированию обернулся недопоставками продукции. В первую очередь от этого, конечно, страдали локальные рынки, и российский в том числе. Дефицит продуктов был в ряде случаев настолько значительным, что даже провоцировал рост цен в долларовом выражении.

Имели место и структурные колебания средневзвешенной стоимости, возникавшие вследствие различного состояния каналов сбыта массовых и инфраструктурных решений.

Передел рынка

В кризисный период рынок переходит в стадию «рынка покупателя», именно он диктует в этот момент условия, а поставщики вынуждены под него подстраиваться. Не у всех это получается, многим вендорам не удается вовремя предложить, например, хорошие цены или кастомизированные устройства. Начинается дисбаланс спроса/предложения, и может даже возникать локальный дефицит продуктов. Все это может обернуться сменой корпоративного поставщика или переориентацией на другой бренд у частного пользователя. Это расширяет спектр угроз и возможностей для участников рынка и дает неплохой шанс для новичков, поскольку барьеры по входу на рынок в такие моменты снижаются.

В результате могут происходить достаточно крупные переделы рынка. Но в принципе на российском рынке больших «вендорских» подвижек не произошло. Единой тенденцией было, пожалуй, возрастание уровня концентрации практически во всех сегментах.

Определенные возможности перекройки рынка дает появление новых продуктов. Например, в секторе неттопов, а уж тем более, в секторе моноблоков, иностранные производители имеют значительно больший вес, чем в среднем по рынку настольных ПК. Эти продукты имеют определенные претензии на рынок десктопов, где по-прежнему присутствует огромное количество локальных сборщиков и существенен фактор самостоятельной сборки. Соответственно, зарубежные поставщики и промышленного уровня российские сборщики способны упрочить свои позиции на рынке компьютеров.

Рыночная конъюнктура и сопровождающие ее процессы на этапе падения и восстановления рынков, конечно, неодинакова. Однако в ней есть определенный элемент зеркальности. Поэтому мы надеемся, что изложенные в статье некоторые закономерности негативного периода, помогут участникам рынка сформировать свою политику на этапе позитивных процессов восстановления российского IT-рынка, который, если еще не наступил, то все-таки наверняка наступит.

* Этот материал опирается главным образом на данные, предоставленные аналитической компанией ITResearch — генеральным информационным партнером «Бестселлеров IT-рынка». Отдельные материалы, которые сочли возможным предоставить другие аналитические компании, достаточно полно представлены на сайте www.itbestsellers.ru.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.