В том, что российский ИТ-рынок испытал драматическое падение за период кризиса единодушны конечно все. Но в основном данный факт констатируется интегрально, что само по себе банально, ибо ясно, что ИТ-рынок — это все же производная от экономики в целом. Вместе с тем он весьма неоднороден, вследствие чего временная динамика состояния различных целевых рынков в кризисный период заметно различалась. И вместе с ней различались и проблемы по-разному ориентированных бизнесов.

Если начинать отсчитывать кризис с октября 2008 г., то можно отметить основные вехи на ИТ-рынке, изложенные ниже.

IV квартал 2008 г.: отсутствие денег, резкое удорожание кредитов, «маржин коллы» (требования по возврату кредитов вследствие удешевление залога). Как результат — кризис неплатежей, блокировка закупок и отгрузок продукции. При этом на складах дилеров и в рознице находится еще значительное количество продукции и конечный покупатель, который еще в большинстве своем не осознал наступление кризиса, продолжает закупки. Влияет также окончание года, а значит, необходимость потратить запланированные бюджеты. (Хотя крупный бизнес видел проблемы раньше всех и начал потихоньку «закручивать краник» еще в начале 2008 г.) При этом все дальновидные клиенты начинают резко срезать бюджеты на следующий год. В целом все целевые рынки «проседали» относительно равномерно, но отрасли, находящиеся на разных стадиях жизненного цикла, демонстрировали различную динамику: десктопы, мониторы и печатающие устройства (фаза плато) снижались достаточно резко, ноутбуки снижались относительно незначительно, а плоскопанельные телевизоры (быстрый рост) показали некоторое сокращение темпов роста.

Начало 2009 г. ознаменовалось частичной адаптацией канала к новым условиям функционирования и стоимости денег; рубль значительно девальвирован и начал «жечь карманы потребителей»; огромные склады дистрибьюторов требуют срочной «расшивки», дабы не допустить невыполнения обязательств перед вендорами и снижения кредитного рейтинга. Как следствие, розничные товары (в первую очередь телевизоры) продаются, как горячие пирожки, особенно плазменные модели. ITResearch даже назвала этот сегмент примером для подражания, ибо он в 1 квартале показал весьма уверенную положительную динамику. Ноутбуки продаются хуже, но еще более-менее. Десктопы, мониторы и средства печати в рознице тоже чувствуют себя неплохо, но розница — только небольшая часть канала сбыта для данной продукции, и общее снижение здесь очень велико. Корпоративный сектор практически «встал», но это только полбеды. Госсектор составляет половину нашей экономики, а оставшаяся половина во многом на нем завязана. Катастрофичное снижение поступлений от экспорта подвигло правительство к идее пересмотра бюджета. Единомоментное прекращение всех тендеров привело к моментальному закупориванию отраслей, ориентированных на внутренний спрос. Среди рассматриваемых отраслей в наибольшей степени пострадали корпоративно-ориентированные ИБП, информационные панели и проекторы.

II квартал 2009 г. ознаменовался нарастанием проблем. Лишние деньги у розничных покупателей начали заканчиваться, и розница практически заглохла. При этом новый бюджет был подписан только в конце апреля, и требовалось еще длительное время запуска новых тендеров. Кстати, в размороженных тендерах цены были номинированы в рублях еще по реалиям 2008 г., а доллар к тому времени был уже совсем другим, соответственно, для поставщиков импортной продукции это было дополнительным ударом. В результате в мае наблюдалось «дно» продаж, когда не продавалось практически ничего, имевшие место продажи носили характер строго вынужденной замены физически вышедшего из строя оборудования.

И только в июне рынки «оттолкнулись от дна» и начали показывать достаточно быстрое восстановление. При этом следует осознавать, что текущий рост спроса и продаж очень и очень неустойчив. Более того, не факт, что данный процесс уже необратим. У большинства участников рынка после столь масштабного стресса появилась мало чем подкрепленная надежда, что восстановление, как и в 1998 г., будет носить V-образный характер. Вместе с тем, поскольку реальных изменений в мировой экономике не произошло, не появилось новых подрывных технологий, риски никуда не делись, а только, подобно огню в торфянике, укрылись поглубже, в среднесрочной перспективе существует вероятность реализации W-образного характера экономических циклов, а это означает еще один спад. И, если это случится, то он опять будет, скорее всего, неравномерен в координатах различных целевых рынков.

А, если все же возобладает V-образная модель, то и процесс восстановления рынков будет неоднороден, к чему тоже надо быть готовым.

Подробнее о динамике различных целевых рынков в кризисный период и возможностях моделирования этих процессов см. в материале «Кризисные качели», «Бестселлеры IT-рынка, № 4 2009».