В настоящий момент число хотспотов в России все еще остается недостаточным для того, чтобы считать этот сегмент беспроводной связи сколько-нибудь серьезным. Пока он только развивается*.

Судите сами — по данным аналитиков iKS-Consulting, к концу II квартала 2009 г. число публичных точек доступа Wi-Fi (те, которые устанавливаются для платного и бесплатного использования сторонними пользователями) формата indoor (внутри помещений) на территории России составило всего-то 4 тыс. И рост числа хотспотов по сравнению с началом года минимальный: ведь по данным J'son & Partners Consulting, на начало 2009 г. количество публичных точек доступа в России насчитывало 3981 единиц, причем 2629 из них приходится на Москву и Санкт-Петербург. А всего в семи федеральных округах (не включая две столицы) насчитывается 1352 публичных хотспота (34% от общего числа публичных точек доступа), которые устанавливались внутри зданий.

Но если это число объединить с более крупными проектами в городском масштабе (там точки доступа размещаются, в том числе, на внешнем подвесе на стенах зданий, монтируются на площадях и, временами, даже в таксофонных будках (то есть формат outdoor), то цифры получаются более приятные — в сумме речь идет примерно о 20 тыс. хотспотов. А если добавить частные роутеры, которые работают не для коммерческих пользователей, то речь пойдет действительно о десятках тысяч устройств.

Но особых денег операторам это не приносит — во всяком случае, было бы преждевременно говорить о том, что из имиджевого проекта Wi-Fi постепенно превратился в бизнес, который служит хорошим дополнительным сервисом к основным услугам.

В настоящий момент в России существует всего несколько крупных проектов Wi-Fi-сетей, реализованных целенаправленно и при участии операторов мобильной и фиксированной связи. Наиболее крупная сеть outdoor — это Beeline Wi-Fi, которая досталась «ВымпелКому» практически случайно, — в наследство от Golden Telecom (после поглощения этой компании) и развивается, скорее всего, по остаточному принципу, хотя и имеет наибольшее количество точек доступа в Москве (по разным оценкам, от 12 до 14 тыс. точек). Маркетинговые акции с бесплатным тестовым подключением к этой сети особенных успехов пока не принесли (по разным оценкам, к сети стоимостью десятки миллионов долларов подключены 70-90 тыс. абонентов, причем это число особенно не растет). Единственное, что пользуется спросом в сети Beeline Wi-Fi — это indoor-хотспоты в 19 кинотеатрах, 400 кафе и ресторанах, а также в 30 торговых центрах, где плата за доступ не взимается.

Кстати, схожие проекты outdoor Wi-Fi (правда, максимально из полутора-двух сотен хотспотов) развивали операторы АИСТ в Тольятти и «Полярная звезда» в Самаре. Впрочем, также без особого успеха — рынку не нужны такие масштабные внедрения: абонентам в столицах хватает подключения по кабельным или мобильным каналам передачи данных, Wi-Fi в основном используют гости отелей и деловых центров. А в регионах бесплатных точек доступа очень мало — все-таки стоимость магистрального трафика велика.

Среди indoor-проектов, которые как раз и считали аналитики iKS-Consulting и J'son & Partners, гораздо больше разнообразия. К примеру, Yandex.Wi-Fi, который развивает компания Yandex с несколькими операторами связи, имеет около 950 хотспотов в крупных городах-миллионниках. Обычно точки доступа размещают внутри помещений и это, в основном, бесплатная модель потребления — скорее, хотспоты повышают загрузку заведений с бесплатным доступом в Сеть, поэтому Wi-Fi продвигается как дополнительная услуга (тем более, что трафик в Москве и Санкт-Петербурге, где находится львиная доля этих хотспотов, стоит недорого). Еще около сотни точек доступа можно найти у компании «Комстар-ОТС» и 259 штук — у совместного проекта компаний МТС и «Таском». Эти indoor-проекты полностью платные и объединены по двум основным причинам. Во-первых, и «Комстар» и МТС входят в единый холдинг «Система», а во-вторых, доступ во всех этих хотспотах абонентам МТС можно оплатить с помощью отправки SMS на короткие номера 1106 (для сети ComstarWi-Fi) и 1107 (для сети MTS/Tascom).

Третий оператор «Большой тройки» — «МегаФон» — практически не развивает Wi-Fi — у компании меньше десятка indoor-точек доступа, расставленных в аэропортах и на железнодорожных вокзалах. Вообще, они приносят компании небольшие убытки (о прибыли точно речи не идет), поэтому для популяризации этого направления пока что эти хотспоты работают в бесплатном режиме. Но это ненадолго.

Вывод, таким образом, следующий: в настоящий момент публичные хотспоты — весьма небольшая доля рынка доступа в сеть Интернет. В большинстве случаев это имиджевая услуга для владельцев таких точек доступа, и оператору связи в данном случае можно заработать, только получая фиксированную цену от владельца того или иного заведения, в котором такая точка установлена. Глобальные Wi-Fi-сети строятся, в основном, от безысходности — когда не получается «зайти» с проводными каналами связи в тот или иной городской квартал. Уж слишком много усилий необходимо для грамотного планирования таких систем, учитывая тот факт, что эффективная дальность хотспотов (даже для уличных систем) составляет не более 50-60 м.

Подробнее о конъюнктуре публичного Wi-Fi в России см. «Бестселлеры IT-рынка», № 3, 2009, который готовится к печати.

* В отличие от американского рынка Wi-Fi-хотспотов, для которого уже прошлый год стал годом расцвета  (прим. редакции).

Автор: Максим Букин, нучный редактор PC Week/RE, внештатный эксперт ITResearch.