Рынок нетбуков в течение всего года привлекал внимание компьютерной общественности России. В начале года, когда он практически стартовал, многие сулили ему исключительные перспективы. Сейчас об этом судить труднее, ибо кризисные явления не минули и этот сегмент. Кроме того, технологически он довольно сильно трансформировался, сдвинувшись по функционалу и цене в сторону классических ноутбуков. Точнее, его малоформатного сегмента, который рядом аналитических структур ранее назывался сегментом мини или субноутбуков. Компания Gartner, в частности, не употребляет слово нетбук, называя эти устройства мининоутбуками. Теоретически это может приводить к несогласованности оценок объемов этого рынка различными исследователями. Вообще методологические дискуссии по поводу состава этого рынка, его позиционирования относительно рынка традиционных ноутбуков и, тем более, рынка десктопов еще далеко не закончились («Бестселлеры IT-рынка, № 1, 2009»).
Говорить о динамике этого молодого рынка, тем более подвергнувшегося влиянию кризиса, сложно, тем не менее в обзоре CNews «Рынок нетбуков: достигнут ли "потолок"? он характеризуется как один из самых быстроразвивающихся сегментов рынка компьютерного оборудования в России. Обозреватель Cnews приводит следующие данные по объему рынка нетбуков в нашей стране. «По оценкам игроков рынка, общее количество проданных нетбуков всех вендоров 2008 году составило около 400 тыс. штук (по оценкам IDC – 580 тыс. штук), при этом на самое начало 2009 года около 130 тыс. устройств оставалось нереализованным».
К этим данным можно добавить цифру из отчета ITResearch – 490 тыс. штук за год, из которых 129 тыс. штук было поставлено в 4 квартале (ITResearch оценивает рынок в формате sale-out, т.е. это продажи на выходе канала 1-го уровня).
Родоначальником российского рынка нетбуков является компания Asus, которая первое время работала здесь практически монопольно. Не удивительно, что по оценкам ITResearch ее доля в структуре продаж нетбуков за 2008г. превысила 70%. Правда, к концу года ландшафт рынка серьезно изменился, подтянулись другие игроки. В результате по 4 кварталу ITResearch дает такое распределение позиций вендоров: Asus с MSI контролировали суммарно чуть более 50% рынка в натуральном выражении. Далее следуют четыре марки (Acer, Cameron, Lenovo, Rover – перечислены в алфавитном порядке), на которые приходится треть рынка. И заметные цифры продаж продемонстрировали в конце года также компании FSC, HP и Samsung.
Что касается позиций нетбуков на рынке мобильных компьютеров, они таковы. В упомянутом обзоре Cnews, со ссылкой на IDC, для Q4’2008 приводится цифра 16,9%. По данным ITRsearch, по итогам года доля нетбуков составляет 15,6%, при этом в 4 квартале она снизилась до 11,9%. Это говорит о том, что старт сегмента был более активным, а к концу года популярность нетбуков несколько снизилась.