Структура продаж на рынке планшетных и документных сканеров

Владимир Миронос,

ведущий эксперт ITResearch

Значительное сокращение платежеспособного спроса в различных потребительских группах выразилось двузначными цифрами спада во многих сегментах ИТ-рынка, в том числе на массовом (пока еще) рынке планшетных сканеров, и на менее емком в количественном отношении, но более весомом в деньгах сегменте документ-сканеров, ориентированных на бизнес.

Впервые за последние десять лет продажи планшетных сканеров оказались меньше 100 тыс. штук. Всего в 2015 г. было продано 83,3 тыс. устройств, что почти на 43% меньше, чем годом раньше. Темпы снижения продаж «год к году» для первых трех кварталов были еще выше, и только в самом конце года, благодаря сезонному увеличению спроса, падение несколько замедлилось. В денежном выражении объем рынка сократился еще больше — на 55%.

В структуре продаж планшетных сканеров по ценовым диапазонам продолжала увеличиваться доля моделей стоимостью до 100 долл., которые по итогам 2015г. заняли свыше 85% рынка в штуках (рис.1). Однако если в предыдущий период рост их рыночной доли происходил в основном благодаря абсолютному увеличению продаж сканеров начального уровня и за счет сокращения доли более функциональных моделей, то в прошлом году основную роль сыграла эрозия цен. Предпринимаемые участниками рынка попытки сдержать рост цен в рублях привели к значительному уменьшению их стоимости в долларах (для отдельных моделей падение превышало 15–20%). В результате целый ряд планшетных сканеров, используемых любителями цифровой фотографии, а также для оцифровки документов в офисе, перешли в нижний ценовой диапазон из категории 101–200 долл., где было сосредоточено большинство таких моделей. При этом доля самой этой ценовой категории сократилась вдвое и теперь занимает менее 10% рынка в штучном выражении (хотя еще пару лет назад входившие в нее модели сканеров составляли почти половину рынка).

Рис. 1. Изменение структуры продаж планшетных сканеров по ценовым категориям, в штуках.

В отличие от «ценового передела» рынка планшетных сканеров распределение продаж моделей по их позиционированию на тот или иной класс приложений за год изменилось не так заметно. Более высокими темпами, чем в среднем по рынку, снижались продажи моделей начального уровня, ориентированные на домашних пользователей — за год их количество сократилось почти вдвое. В этой категории насчитывается всего десяток моделей и все же, несмотря на потери, они по-прежнему составляют большую часть рынка планшетников. Все эти сканеры находятся в ценовом диапазоне до 100 долл., который испытывает нарастающее давление со стороны струйных МФУ. С учетом попавших в него подешевевших фотосканеров нижнего уровня и более скоростных моделей для офиса, средняя розничная цена в нем остается выше, чем в аналогичном ценовом диапазоне струйных МФУ (рис.2). В последнее время в качестве конкурентов домашним планшетникам выступают и лазерные МФУ начального уровня, имеющие сопоставимые характеристики сканирующих блоков. Цена на некоторые персональные модели МФУ опустилась значительно ниже 100 долл.

Рис. 2. Динамика средней розничной цены планшетных сканеров и струйных МФУ в нижнем ценовом диапазоне, в долл.

По сравнению с прошлым годом немного выросла доля сканеров формата А4, ориентированных на любителей цифровой фотографии, в большинстве моделей которых предусмотрены слайд-приставки. В то же время темпы снижения продаж профессиональных фотосканеров формата А3 были выше среднерыночных, и их доля немного сократилась. Меньшие относительно других категорий потери понесли офисные модели планшетных сканеров, ориентированные на оцифровку документов. Оптическое разрешение у них ниже, чем у фотосканеров, зато они имеют более высокую производительность. Это касается и универсальных моделей старшего класса, которые могут использоваться и для фотоприложений, и для обработки документов, включая их оцифровку и дальнейшее распознавание текста с преобразованием в индексируемые форматы, в том числе PDF. Однако доля таких моделей в общем объеме продаж планшетных сканеров невысока.

Как и в предыдущие годы, лидерами рынка планшетных сканеров остаются компании* Canon, Epson и HP, на долю которых в 2015 г. пришлось свыше 90% всех проданных устройств.

На рынке документ-сканеров по итогам 2015 г. было продано 28,1 тыс. устройств, а денежный его объем составил 27 млн долл. Эти показатели оказались хуже, чем в 2014 г., на 29 и 35% соответственно.

В этом сегменте, как неоднократно отмечалось в предыдущих обзорах, простое сопоставление показателей объемов продаж по отношению к предыдущему периоду зачастую не дает адекватного представления о долгосрочных тенденциях в динамике спроса. В силу относительно небольшого количественного объема продаж (по сравнению с массовыми сегментами ИТ рынка, где существенный вклад вносят индивидуальные потребители) любые, сколько-нибудь значимые по размеру, единовременные закупки документ-сканеров организациями могут существенно повлиять на квартальные, или даже годовые, показатели. Так например, повышенная закупочная активность в корпоративном сегменте в 2012 г., выразившаяся в нескольких крупных тендерных поставках, чуть ли не удвоила объем рынка документ-сканеров (рис.3). Разовые корпоративные закупки почти каждый год составляют заметную, но разную по величине долю.

Рис. 3. Динамика тендерных и «регулярных» поставок документ-сканеров в 2011–2015 гг., тыс. шт.

В то же время динамика рынка без учета тендерных поставок, так называемой регулярной его составляющей, может служить индикатором изменения ситуации со спросом в целом по сегменту малого и среднего бизнеса. Как видно из той же диаграммы, динамика продаж и соответственно платежеспособного спроса в этой потребительской категории выглядит вполне согласно со многими другими сегментами ИТ-рынка. С этой точки зрения 2015 г. не является исключением.

* Компании перечислены в алфавитном порядке.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.