Структура продаж на рынке планшетов

Сергей Петрушин
внештатный эксперт «Бестселлеров ИТ-рынка»

В 2015 г. объем продаж на российском рынке планшетных ПК составил 6,45 млн устройств. В деньгах это эквивалентно 58 млрд руб. или 0,9 млрд долл. Таким образом, средневзвешенная стоимость планшета на российском рынке составила примерно 9000 руб. (данные ITResearch).

Впервые в своей истории российский рынок планшетных ПК показал резко отрицательную годовую динамику. В натуральном выражении он снизился на 32%, в рублевом – на 33%, а в долларовом исчислении обрушился и вовсе на 58%.

Рис. 1. Годовая динамика рынка планшетов в натуральном и денежном выражении по кварталам 2014-15 гг.

Как видно на рис. 1, негативные тенденции на рынке планшетов стартовали еще в прошлом году. Виной тому – все более явное его насыщение. Планшетом, пусть и самым дешевым, пожалуй, обзавелись уже все пользователи, которым он вообще был нужен. А на волне первичного интереса и те, кому не особенно-то и нужен. Сверхконкуренция среди производителей, особенно в секторе low-end, привела к глобальному удешевлению планшетов. Потребительская цена гаджета стала столь привлекательной, что устройство приобретали даже те, кто не испытывал в нем особой потребности, просто из любопытства.

Но к началу 2014 г. этот прирост продаж перестал работать, и рынок начал постепенно снижаться. В России в IV квартале 2014 г. ему еще значимо помог обвал рубля – вендоры на этом успели расчистить склады, которые грозили застрять в канале в связи со снижением спроса. Рождественские распродажи получились штурмовыми, и в результате общегодовая динамика в прошлом году оказалась близкой к нулю.

А вот с начала 2015 г. приторможенная описанным выше образом рецессия возобладала уже в полной мере. Плюс начали сказываться макроэкономические проблемы, девальвация рубля перестала помогать рынку столь явно, как при завершении 2014 г. Первое полугодие оказалось крайне депрессивным – рынок снизился до уровней ниже -40% годовых. Во втором все-таки чуть ожил, но о годовом приросте уже можно было забыть.

Рис. 2. Структура продаж планшетов по размерам экрана в натуральном выражении.

В историческом аспекте картина внутри отдельных подсегментов заметно различалась (см. рис. 2). Раскрутившийся с момента лонча Apple iPad – крупного планшета с экраном 9,7 дюйма – рынок первое время оставался в рамках изначальной концепции, предложенной прародителем сегмента, т. е. склонялся к крупным диагоналям. Но к 2013 г. подсегмент «десяток» начинает насыщается, зато отмечается резкий прирост массовых «семерок», – сверхдешевых устройств, чьи сценарии использования пролегают где-то между крупными смартфонами и планшетами.

Резко прирастает и промежуточный сегмент, также выведенный в свет Apple c запуском модели iPad Mini. Эти устройства функциональней, чем 7-дюйм гаджеты, при этом явно легче и удобней для работы «с рук», чем крупные устройства.

Затем, уже в 2014 г., рынок «десяток» окончательно насыщается, а «восьмерки» занимают ту нишу, которую в состоянии занять, и тоже начинают крениться к закату. Продолжает набирать обороты лишь сегмент младшего типоразмера, формируемый десятками малоизвестных компаний уже совсем по бросовым ценам. В сумме это приводит к стагнации рынка в штучном выражении и спаду в денежном вследствие существенной эрозии цен.

Рис. 3. Годовая динамика структуры продаж планшетов по размерам экрана в натуральном выражении, 2014-15 гг.

Сегмент 7 дюймов

Наконец, в 2015 г. уже и младший типоразмер начинает сокращаться (см. рис. 3). Причем скатившись за год по динамике с роста в 30% до падения в 23%. Столь яркий слом тренда – влияние одновременного совпадения нескольких негативных факторов, как внутренней, так и внешней природы. Это и насыщение, которое просто не могло не настигнуть «семерки», продававшиеся ранее столь мощными темпами. И макроэкономические проблемы, впрочем, больше все же влияющие на дорогостоящие продукты. Что до «семерок», то тут все-таки девальвация помогала и в 2015 г. Вытянуть рынок, как в конце 2014 г, само по себе снижение рубля уже не могло – цены-то повысились, но покупатель все-таки продолжал сбрасывать рубль, и этот факт демпфировал снижение покупательной способности как таковой.

Но при этом в 2015 г. впервые мощно проявляется и еще одна специфическая проблема именно сегмента «семерок» – для этой товарной категории появляется товар-заменитель. Речь о бурно набирающих обороты продаж плафонах – крупных смартфонах с экраном от 5 дюймов. Изначально в этом классе предлагались достаточно дорогостоящие продукты, скажем, Samsung Galaxy Note. В то время как 7-дюйм планшеты считались функционально-ценовым сектором low-end в рамках рынка планшетов, плафоны, наоборот, были флагманским продуктом сферы мобильных телефонов, и имели соответствующую стоимость. И эти категории в плане маркетинга были разведены по цене. При этом общие сценарии использования тех и других были схожи, а за счет более компактных размеров плафоны со многих точек зрения оказывались более удобными.

Позднее предложение плафонов по части цены демократизировалось. На сегодня они появились уже и в бюджетных линейках смартфонов. И давление с этой стороны на продажи планшетов-«семерок» наконец начало проявляться отчетливо. Это дополнительно подкосило последний сектор роста на планшетном рынке. Так что в 2015 г. и этот сегмент устремился вниз, потянув за собой и весь рынок планшетов в зону отрицательных значений.

Но при всем при этом «семерки» все-таки падают меньше, чем другие подсегменты, и их вклад в общий рынок планшетов продолжает нарастать.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.