Новые тренды на российском рынке смартфонов

Марина Рожкова, внештатный эксперт «Бестселлеров IT-рынка»

Российский рынок смартфонов заметно отличается от европейского или, скажем, американского. Так, в Великобритании, например, с прилавков сметают iPhone 5, Samsung Galaxy S III и прочие топовые решения, за счет которых данный сегмент в этой стране и растет. Между тем в России драйвером роста популярности смартфонов в последний год выступают локальные бренды, которые предлагают, прежде всего, «двухсимочники». А все потому, что подобные модели, во-первых, стоят приемлемых для россиян денег и, во-вторых, позволяют ко всему прочему экономить на связи, комбинируя тарифные планы двух сотовых операторов. Рассмотрим поподробнее, какие модели смартфонов в основном предлагают сейчас на отечественном рынке, и что в этом смысле изменилось за год[i].

Немного аналитики

По итогам прошедшего года с рыночными долями сложилась примерно следующая ситуация: около 40% рынка смартфонов контролирует компания Samsung, около 20 — компания Nokia, около 10 — HTC, около 8 — Apple, около 5 — Sony. По паре-тройке процентов «досталось» ZTE, Huawei и LG. А вот на «другие бренды» (фактически, речь идет о локальных компаниях) в сумме приходится до 10–12%. И это притом, что еще год назад доля отечественных марок не превышала 2-3%, а два года назад она исчислялась и вовсе долями процента. (Здесь и ниже — аналитические данные автора материала, в основном они касаются объемов товарного предложения).

Что же касается лидеров, то в 2012 г. пальму первенства удалось завоевать компании Samsung: годом ранее корейский гигант находился на втором месте, тогда как первое удерживала компания Nokia (она контролировала столько же, сколько сегодня контролирует Samsung, — около 40%).

Однако финский производитель фактически отказался от развития операционной системы Symbian, пользовавшейся весьма высокой популярностью в России, и перешел на Windows Phone. Эта платформа заметно менее популярна на отечественном рынке: ее доля не превышает 5-6%, а ведь в 2012 году смартфоны на операционной системе от Microsoft в Россию поставляла не только Nokia, но еще и Samsung, HTC и ZTE (под брендом «Мегафона»). Доля Symbian снизилась с 30% в 2011 г. до 17-20% в 2012-м, но именно эта операционная система на самом деле позволила компании Nokia остаться в лидерах. Учитывая, что в 2013 г. финский вендор не будет выпускать моделей на Symbian (а они отличались невысокими ценниками, что очень важно для России), есть все основания полагать, что по итогам года доля Nokia заметно сократится — с 20% до 10 и даже меньше.

Здесь же стоит сказать и о долях других операционных систем. В 2012 г. лидером стала платформа Android с долей около 60%. Доля iOS не превысила 5%; после прогулки по Москве может сложиться впечатление, что iPhone есть у каждого второго, но Россия — это далеко не только Москва, и в регионах потребителей интересуют ощутимо более доступные смартфоны. Например, бюджетники от Samsung на платформе Bada: ее доля составила примерно 10%. У этой платформы, впрочем, тоже сложная судьба: в дальнейшем компания Samsung ее развивать не будет, и новых моделей на Bada в 2013 г. мы уже не увидим. Впрочем, падение рыночной доли корейскому гиганту, в отличие от Nokia с ее отказом от Symbian, не грозит: в качестве основной платформы Samsung выбрала перспективную ОС Android, да и развитию модельного ряда, маркетингу и ценовому демпингу корейский производитель уделяет куда больше внимания, чем финская компания. Доля BlackBerry OS исчезающе мала: до 1%. Канадский производитель, который изначально ориентировался на корпоративный рынок, не смог сделать свои смартфоны интересными обычным пользователям. Причем не только в России, но и вообще в мире. В нашей стране BlackBerry ко всему прочему не смогла заинтересовать и «корпоративщиков», которые все чаще закупают для своих нужд «Айфоны» и модели на Android.

О средних ценах

Средняя цена смартфона в последние годы снизилась с 15 000–12 000 руб. до примерно 7 000–5 000 руб. Таким образом, устройства этого типа сегодня заняли нишу обычных мобильников среднего класса, которые практически полностью исчезли с рынка. Фактически благодаря снижению цен смартфоны обрели популярность у людей с доходом «средний минус»; между тем эта аудитория приучена тщательно следить за своими тратами: пользуется акционными предложениями от различных компаний, пытается сэкономить на роуминге, не израсходовать лишний мегабайт интернет-трафика. А поскольку такие возможности предлагают прежде всего смартфоны с поддержкой двух SIM-карт, то именно на подобные модели делает упор большинство производителей. В итоге в конце 2012-го — начале 2013 г. мы пришли к следующему: более половины смартфонов, анонсируемых на российском рынке, обладают двумя гнездами для «симок».

О новых сильных игроках

В последний год конкурентоспособные модели смогли предложить В-бренды, в том числе и локальные игроки: teXet, Highscreen, Explay, Digma, Fly, Philips, Alcatel. В то же время старожилы рынка — Samsung, LG, Sony — не всегда предлагают самые интересные в своем роде варианты для массового покупателя. И вот почему: все силы они вкладывают в создание моделей «верхне-среднего» класса и топовых решений, тогда как «середняки» и бюджетные аппараты их не очень интересуют. В итоге LG Optimus L3 обладает экраном с разрешением 320×240 точек при цене в 6 тыс. руб., тогда как за аналогичную сумму можно рассчитывать на смартфон от бренда «группы В» с разрешением 480×800 и с гораздо более высоким качеством изображения, скажем, Highscreen Strike.

При этом в Россию пришли новые крупные международные производители смартфонов, и пришли они, в том числе, и с «двухсимочными» решениями. В 2011 г. начались продажи смартфонов Huawei, а в IV квартале 2012 г. свои аппараты на отечественном рынке представили ZTE, Sharp, Lenovo и Prestigio.

Lenovo предлагает в России полдюжины смартфонов, которые продаются в салонах «М.Видео». Раньше эта компания «играла» только на своем родном китайском рынке; опыта работы в других странах у нее пока нет, но возможности поистине огромны — все же Lenovo является одним из мировых лидеров рынка ПК. Впрочем, не факт, что Lenovo сможет реализовать свой компьютерный опыт в области смартфонов.

ZTE ранее занималась в основном выпуском бюджетных операторских моделей и аппаратов для рынка КНР, так что о ее российских успехах говорить пока рано, хотя линейка аппаратов обширная.

Что касается Sharp, то эта компания является одним из лидеров на рынке смартфонов Японии. Теперь она решила попытать успеха и на российском рынке, для которого были подготовлены четыре аппарата.

Бренд Prestigio имеет весьма широкую линейку, от бюджетного Prestigio MultiPhone 3500 Duo до MultiPhone 4500 Duo, являющегося крепким решением среднего класса с двухъядерным процессором и IPS-экраном. Всего линейка включает пять «двухсимочных» моделей.

Немного о технических характеристиках

Набор характеристик флагманских моделей (25— 30 тыс. руб.) примерно одинаков: топовые смартфоны прошлого года (HTC One X, Samsung Galaxy S III, LG Optimus 4X HD и пр.) получили HD-экраны, 1 Гб оперативной памяти, четырехъядерные процессоры и камеры с разрешением 8 мп. Между тем модели конца 2012 — начала 2013 года обзаводятся Full HD-дисплеями (1920×1080 точек), 13-Мп камерами и 2 Гбайт оперативной памяти. Первым в России смартфоном с экраном формата Full HD стал Sharp Aquos Phone SH930W, который появился в продаже в декабре 2012 г. Из флагманских новинок нового года стоит отметить Sony Xperia Z — российские поставки этого аппарата начались в феврале.

Куда интереснее обстоит ситуация с характеристиками смартфонов среднего и бюджетного классов. В прошедшем году в них начали появляться технические решения, свойственные топовым устройствам этого типа. Например, в Highscreen Alpha GTR установлен IPS-экран с разрешением 1280×720 точек (HD720p), что ранее было прерогативой флагманов — вроде Samusung Galaxy S III и HTC One X. Между тем в Sharp SH530U установлено 20 Гбайт встроенной памяти против привычных для большинства смартфонов начального и среднего уровня (и Dual SIM, и обычных) 4 Гбайт. Качественные 8-мп камеры в «двухсимочниках» тоже встречаются.

Большинство последних смартфонов среднего и бюджетного классов построены на платформе тайваньской компании MediaTek с двумя вычислительными ядрами — MT6577, тогда как ранее чипы с двумя ядрами в устройствах этих классов встречались крайне редко. Между тем HTC предпочитают использовать в недорогих моделях чипсеты Qualcomm (например, в HTC Desire SV применяется «камень» этой компании), в Sony — тоже (Sony Xperia E и E Dual), три аппарата на двухъядерной платформе Qualcomm есть и в линейке Highscreen (Strike, Blast и Boost). При этом у Highscreen имеется еще и модель Explosion, которая при стоимости в 13 тыс. руб. обладает четырехъядерным процессором Samsung Exynos 4 Quad — таким же, как и у Samsung Galaxy S III, который сегодня стоит в районе 20–25 тыс. руб. Подробно технические характеристики характерных для нашего рынка моделей смартфонов приведены в таблице.

Отдельного упоминания заслуживает класс устройств под названием Phablet (от Phone и Tablet): это смартфоны с большими 5-дюйм экранами. К нему относятся такие модели, как Digma iDx5, Prestigio MultiPhone 5000 Duo, Fly IQ450 Horizon, Lenovo IdeaPhone S880, teXet TM-5204, Samsung Galaxy Grand и Sharp SH530U. Это еще один пример технического роста моделей среднего класса: «дорогой» формфактор «5 дюймов» доступен и за 30 тыс. руб. (тот же Sony Xperia Z), и за 10 тысяч.


Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.