Обзор технологий на рынке инсталляционных проекторов

Сергей Денисов, эксперт ITResearch

Прежде всего, хотелось бы сказать, что критичность требований к тем или иным характеристикам инсталляционного проектора зависит от специфики задачи.

Размер изображения

Пожалуй, главный параметр проектора — размер проецируемого им изображения. Для действительно большого и качественного изображения нужен большой световой поток. При полном затемнении (условия домашнего кинотеатра в отдельной комнате) требуемая яркость изображения составляет от 100 до 200 люкс, т. е. кинотеатрального проектора со световым потоком 1000 Лм хватит на картинку размером 2×3 м и даже больше. В условиях освещенного жилого помещения или неярко освещенного офиса требуется примерно 400 люкс, так что возможности того же проектора в этих случаях резко просели: мы получаем картинку размером немногим более 1×2 м. В инсталляциях на средние и большие помещения стандартом индустрии является изображение яркостью в 500-600 люкс, т. е. от 500 Кд/м2. Здесь будет хорошо, если нашего проектора хватит на 2 кв. м. качественного изображения. В реальности же инсталляторы сталкиваются с совершенно другими задачами: экраны шириной в 10 м и более встречаются достаточно часто. Потолок яркости стандартного проектора на четырех не ксеноновых лампах на текущий момент составляет порядка 20 тыс. Лм, так что в идеальной ситуации одного такого мощного проектора должно хватить на 40 кв. м изображения. Для больших инсталляций также стоит рассмотреть возможность совместной работы нескольких проекторов — в вышеописанном случае с экраном шириной 10 м стек из трех-четырех проекторов должен выйти намного дешевле. Даже сложность установки и настройки четырех проекторов вполне может быть сравнима с установкой одного ксенонового монстра (который будет весить как два—три меньших собрата).

Яркость инсталляционного проектора — первый фактор, определяющий его стоимость. Зависимость эта практически экспоненциальная и сильно--- проявляется, начиная с границы в 5–6 тыс. Лм: наиболее яркие устройства используют наиболее сложные технологии охлаждения лампы, имеют самые большие и тяжелые корпуса и, разумеется, стоят наибольших денег.

Оптика

После расчета требуемой яркости нам в первую очередь необходимо учесть параметры помещения. Связано это, прежде всего, с выбором оптической схемы и проекционного отношения (отношения расстояния от проектора до экрана к ширине получаемого изображения). Наиболее дальнюю установку обеспечивают длиннофокусные проекторы. Чем ближе требуется расположить проектор к экрану, тем меньше должно быть проекционное отношение. В какой-то момент, когда проектор располагается слишком близко к экрану, мы упираемся в технические возможности оптики, что заставляет нас перейти к использованию рефлекторно-офсетных проекторов — тех самых, что с зеркалом, которое играет роль дополнительной линзы объектива.

Следующая возможность, которую дарит нам достаточно большое количество проекторов — использование сменной оптики. Строго говоря, аппаратов с интегрированным длиннофокусным объективом не бывает: большое расстояние (с проекционным отношением от 3:1 до 9:1) между проектором и экраном можно обеспечить, только используя проектор со сменной оптикой. Длинный фокус хорош при работе одного проектора с рельефной поверхностью, в случае работы на открытом воздухе (вы, полагаю, помните проекционное шоу на здании МГУ и других зданиях мира). При сдаче проектора в аренду набор «стекол» дает столь необходимую в решении проектов гибкость. Также некоторые вендоры предлагают к покупке две версии проектора: со стандартным объективом или без него, что равносильно покупке зеркальной цифровой фотокамеры в версии Kit или Body.

Следующее пожелание к оптике — настройка смещения оптической оси объектива, которая поможет установить проектор ближе к потолку без изменения геометрии изображения. Это улучшит внешний вид помещения, уменьшит вероятность случайно зацепить проектор и усложнит возможные покушения на кражу.

Третье и последнее — оптика может регулироваться не только механически, но и электрически. Возможность корректировать трапецию, сдвиг и фокусировку изображения с пульта очень важна, если проектор закреплен там, где к нему сложно подобраться без лестницы.

Разрешение проекторов

Различные проекты, например, переговорная комната на 20 человек или ситуационный центр, могут быть в разной степени требовательны к уровню детализации изображения. Этот уровень, в свою очередь, задается разрешением матриц проектора. В общем виде работает правило «больше — лучше», но за большое разрешение нередко предлагается заплатить намного бóльшую цену.

Возможность сшивать изображения: горизонтально и вертикально

Существует еще один способ кардинально увеличить разрешение (и световой поток) проекторов. По сути своей способ этот экстенсивный и прямо-таки напрашивается: «сшить» изображение из нескольких проекторов. Подавляющее число методов стэкования (от слова «Stack» — «складывать») изображений — программные, и для осуществления такой операции может использоваться как встроенная функция в проекторах (как правило, в простых случаях), так и внешние процессорные блоки, дающие намного более высокую гибкость. Для получения высокодетального изображения стэкование обычно намного выгоднее, чем покупка одного проектора сверхвысокого разрешения.

Еще одна востребованная в профессиональном сегменте возможность — это адаптация проектора под работу с поверхностью сложной формы. Это целиком программная функция, которая, как правило, реализуется с помощью стороннего софта (стоимостью иногда с проектор как таковой), но в перспективе вполне вероятно широкое внедрение этого функционала в сами проекторы, либо самостоятельный выпуск их производителями специализированного ПО.

Требования к надежности

Надежность и простота обслуживания — одна из важнейших характеристик инсталляционных проекторов, и на нее обращают внимание все без исключения установщики. Технологии, обеспечивающие бесперебойную работу оборудования, могут быть очень сложны и обходятся дорого. Помимо общих конструктивных принципов (простой доступ к лампе и фильтрам, объективу) в их число можно включить установку нескольких ламп для одновременной или поочередной работы, герметичный ламповый и оптический блоки, системы жидкостного охлаждения, продвинутые системы фильтрации воздуха с автоматически заменяемыми по мере загрязнения пылевыми фильтрами и прочее. При этом, конечно, желательно сохранить размеры и вес проектора в разумных пределах. Ряд технологий данного списка позволяет не только увеличить надежность всей системы, но также дает возможность круглосуточной работы и увеличивает межсервисные интервалы. Тут отдельно стоит упомянуть о наиболее часто заменяемом расходнике — лампе. Ресурс лампы, разумеется, желателен самый высокий, но чудес не бывает: у различных производителей «честный» ресурс колеблется не очень сильно. Зависит он от яркости лампы и режимов эксплуатации: чем больше яркость и чем дольше работает лампа без отдыха, тем быстрее она деградирует. В число технологий, обеспечивающих отказоустойчивость проектора, также можно включить возможность работы в запыленном и задымленном помещении: это востребовано при установке техники в барах и ресторанах и обеспечивается установкой специальных фильтров либо иной изоляцией лампового и оптического блоков от вредных воздействий.

Еще один важный аспект современного инсталляционного проектора — умение принимать сигнал с различных источников. В продаваемых сейчас устройствах широко распространены такие интерфейсы, как стандартный D-Sub, композитный и компонентный сигнал, S-Video. Встречаются DVI и HDMI. Но инсталляционные проекторы оснащены не только видеоинтерфейсами — очень также важны интерфейсы управления. Традиционно это RS-232 (часто сквозной — можно соединить несколько проекторов цепочкой) и достаточно часто — локальной сети. Также встречаются различные варианты проводных и беспроводных пультов дистанционного управления. Разнообразие входных интерфейсов наиболее востребовано в прокатных проекторах, когда невозможно предугадать заранее, какой из них потребуется.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.