Особенности и перспективы рынка специальных информационных дисплеев

Василий Мочар, зам. директора ITResearch

Предметом настоящей статьи будут текущие и перспективные решения, которые можно объединить под условным названием «панели с уникальными характеристиками». Здесь не может быть речи об унификации технологий. Наоборот, разрабатываются максимально кастомизированные решения, способные наилучшим образом выполнять разносторонние специфические требования заказчиков.

Кстати, некоторые производители выпускают модели, которые по своему функционалу могут удовлетворить потребности сразу нескольких целевых рынков. Но нам кажется, что в долгосрочной перспективе преимущество здесь все же за более узкоспециализированными решениями. Особенно с учетом того, что за ненужные в конкретном проекте функции заказчику все равно приходится платить.

Следует отметить, что здесь возникает и другой характер конкуренции: вместо массового рынка с доминированием ценового фактора и фактора доступности начинается конкуренция в достаточно узких нишах, где на первый план выходит именно уровень проработки технологий, а также готовность канала к их реализации, а вендора — к поддержке небольших по масштабу, но сложных проектов.

Есть еще одна, как правило, не часто упоминаемая особенность конкуренции «по-русски». В системе тендеров зачастую присутствуют элементы недобросовестной конкуренции, когда прописыванием в документации каких-то малозначимых параметров отсекаются другие предлагаемые модели. В этом классе устройств также нередко бывают ситуации, когда по объективным причинам годится только что-то одно и ничто другое. И именно это создает благоприятную почву для тех компаний, которые действительно делают ставку на технологичность продуктов.

Основные группы информационных панелей с уникальными характеристиками

Попробуем выделить отдельные независимые сегменты устройств и показать основные особенности представленных в них продуктов, без излишней на этом этапе детализации. Некоторые из данных групп уже достаточно давно сформированы и дают значительные денежные потоки, некоторые же относятся к пока еще перспективным направлениям. Но мы уверены, что за ними также серьезное будущее.

Панели для видеостен

Начнем с этого сегмента, поскольку в рассматриваемом классе «непростых» устройств он, пожалуй, является основным как по количеству представленных моделей, так и по концентрации технологий. Рынок таких решений очень велик и разносторонен. Это и выставки, и спортивные мероприятия и концерты, и конференц-залы, и диспетчерские и пр. В каждой из предложенных сфер применения есть свои требования и нюансы, что стимулирует расширение спектра панелей с различными техническими и функциональными характеристиками. Это касается не только базовых параметров, о которых пойдет речь ниже, но даже такого не паспортизируемого фактора, как простота инсталляции и деинсталляции, т. е. уровня мобильности.

Здесь, возможно, не столь жесткие требования к качеству изображения отдельно взятой панели, но зато хватает технологических сложностей по разработке устройства, способного показывать равномерное изображение при практически отсутствующей рамке (шириной всего 2–3 мм). Раньше, с флуоресцентными лампами, это было совсем непросто, но быстро внедряющаяся LED-технология несколько упрощает дело. Кстати, поскольку суммарное потребление десятков и даже сотен панелей достаточно велико, вопросы энергосбережения становятся довольно актуальными. И дело даже не в прямой экономии денег (хотя она может быть довольно существенна), а в том, что зачастую очень тяжело выделить лишние мощности в уже существующей энергосистеме помещения. При среднем потреблении одной панели 120–150 Ватт итоговое потребление системы может составлять достигать десяти и более киловатт, что уже очень существенно.

Кроме того, каждая панель хоть немного, но греется, нагревая одновременно своих соседей. Поэтому вопросы отведения тепла и вентиляции, а также банальной жесткости конструкции, являются одними из ключевых. Поскольку безрамочная конструкция намного более слабая (теоретически), чем обычная, необходимо утолщать задние ребра жесткости, что также зачастую сложно из-за требований малой толщины решения. И так далее. Таким образом, настроить правильный баланс конструктивных решений крайне непросто и по силам только компаниям с большим опытом.

Стоит отметить, что решения для видеостен далеко не однородны, как это может показаться на первый взгляд. Их можно разделить на панели с тонкими и с ультратонкими рамками. Если у первых ширина рамки — около сантиметра, то у вторых — всего пара миллиметров, вследствие чего швы становятся практически незаметными даже на небольшом расстоянии. Но подобные ухищрения неизбежно отражаются на стоимости панелей: модели со сверхтонкими (около 2 мм) рамками могут стоить чуть ли не вдвое дороже «обычных» панелей с тонкими (около 1 см) рамками, поэтому клиентам нужно выбирать, насколько бескомпромиссным (а, следовательно, и дорогим) должно быть их решение.

Как и на всем рынке, здесь доминируют ЖК-устройства, хотя до сих пор поставляются и недорогие решения на основе плазменной панели.

Как показывает статистика компании ITResearch, традиционно наиболее сильны в этом сегменте NEC и Samsung. Активность также проявляет компания LG, после выхода в ЖК-сегмент резко прибавила Panasonic, и совсем недавно здесь начала работать компания Mitsubishi.

Особо большие панели

Несмотря на преимущества панно, реализованных из панелей с ультраузкими рамками, иногда возникает ситуация, когда бескомпромиссные заказчики не готовы мириться даже с практически незаметными швами. В этом случае клиенты могут выбрать особо большие цельные панели. Основные целевые рынки этих устройств — кабинеты высокого руководства, студии телеканалов, переговорные и небольшие конференц-залы, элитные коттеджи.

До недавнего времени здесь фактически доминировала компания Panasonic, активно продвигавшая 85-, 103- и даже 152-дюйм панели. Во многом именно уникальные компетенции в этом сегменте держали Panasonic на высоком уровне конкурентоспособности и на рынке инфопанелей в целом. (Заметим, что у Sharp в ассортименте была 108-дюйм ЖК-панель, но ее продажи в России носили спорадический характер).

Все эти экстремальные по габаритам решения реализованы на плазме, и на этом поприще технология ЖК-матрицы достаточно долго не могла конкурировать с ней. Здесь влияли как ценовой фактор, так и чисто производственный: сложно выпускать бездефектные матрицы такого размера. Кроме того, реализация таких устройств превращается уже в продукт, требующий глубочайшего знания сопромата и материаловедения, поскольку необходимо соблюсти баланс между физической надежностью и весом.

Все это приводило к тому, что 103-дюйм панель Panasonic стоила несколько десятков тысяч долларов, а цена 152-дюйм великана доходила до 1 млн долл. Но уже в среднесрочной перспективе, как нам кажется, это преимущество будет размываться за счет все большей доступности недорогих устройств, реализованных на ЖК-матрицах фирмы Sharp, которая практически решила все производственные проблемы по выпуску особо больших матриц. А недавно объявленный производственный альянс Sharp с Samsung может существенно изменить всю расстановку сил.

Конечно, высокая компетенция и лояльность канала Panasonic обязательно сыграет очень важную роль, но конкуренция здесь будет нарастать, и наиболее реальную угрозу ей могут составить компании, также обладающие известностью и высоким бренд-имиджем: LG, NEC, Samsung и, пожалуй, Sharp.

Аппараты с диагональю 65 дюймов уже переходят в разряд массовых продуктов. Сейчас у LG, NEC, Samsung и Sharp идут продажи больших панелей, величиной от 70 до 82 дюймов, но Sharp уже активно начала продвижение 90-дюйм телевизоров по достаточно доступной цене. А значит, скорое проникновение этого типоразмера на рынок панелей неизбежно, причем как в устройствах Sharp, так и у других.

Особые рекламные панели

Это чрезвычайно широкая и разноплановая группа устройств. В отличие от стандартных рекламных панелей, традиционно размещенных на обычных стеновых или потолочных крепежах, здесь фантазия «панелестроителей», как нигде, не имеет границ. Речь идет о встраиваемых и самостоятельных панелях самого разного формата и размера, располагаемых как в обычной, так и в портретной ориентации.

Наибольшую активность в этом сегменте проявляют, пожалуй, LG, NEC, Samsung и, с недавних пор, Panasonic.

Самые ожидаемые здесь технические достижения: устройства с особой яркостью — более 1000 кд/м² или по крайней мере разработка специальных антибликовых покрытий. Это позволяет использовать их даже в местах с прямыми лучами света без какого-либо ущерба для изображения. Также панели этого класса часто бывают оснащены специальным фильтром, позволяющим при наличии поляризованного солнцезащитного стекла отлично демонстрировать изображение на экране, даже если дисплей закреплен на стене в портретной ориентации (обычно это затруднительно, поскольку матрицы разрабатываются так, чтобы наилучшим образом показывать в горизонтальной ориентации).

Достаточно активно конструируются и продвигаются экраны не со стандартным (16:9) соотношением сторон, а вытянутые (допустим, 16:4). Это чаще всего инсталлируемые решения (например, прямо в стену), выглядят они достаточно привлекательно, причем как при горизонтальном, так и при вертикальном размещении. Однако пока на российском рынке востребованность подобных экранов крайне незначительна, что, скорее всего, объясняется как немалой ценой, так и сложностями с инсталляцией. Кроме того, в условиях, когда магазины чаще всего размещаются на арендуемых площадях, подобные вложения считаются крайне рисковыми и отваживаются на них достаточно редко.

Интерактивные решения

Одни из наилучших перспектив просматриваются у интерактивных решений на основе панелей. Весь мир научился «тыкать пальцами», и сейчас даже Microsoft активно продвигает Windows 8, делая упор на интерактивность и тач-скрин. Миллиарды пользователей, привыкшие к логике работы экрана смартфона или планшета, ожидают того же и от большого экрана.

Соответствующие решения развиваются в двух, даже в трех направлениях. Первое и второе, по сути, достаточно близки. Фактически это моноблоки в системах управления и решения информационно-рекламного характера в общественных и присутственных местах. Сюда же следует отнести и интерактивные игровые панели для детей.

Подобные устройства могут располагаться как вертикально, так и горизонтально (интерактивные столы). Производителям приходится решать множество проблем, связанных как с защитой экрана, так и с общей целостностью конструкции. Также очень непросто решается настройка ПО под требования конкретной инсталляции. На данный момент из всех производителей дальше всех здесь продвинулась, пожалуй, Samsung, предлагающая целый ряд как изначально разработанных продуктов, так и интерактивные насадки на уже существующие серии.

Еще более важным (в кратко- и среднесрочной перспективах) видится врастание интерактивных панелей в сферу образования, а также в бизнес — в первую очередь в переговорные комнаты. Речь идет о решениях, по своему функционалу идентичных интерактивным доскам. Это огромный рынок, который уже сложился, но продолжит быстро расти, причем наибольшими темпами он должен увеличиваться в бизнес-среде.

Еще совсем недавно интерактивные доски были вне конкуренции по сочетанию цена/качество. Однако время идет, большие панели продолжают быстро дешеветь, и теперь интерактивные решения на основе плоского дисплея вполне готовы заменить менее удобные, менее долговечные и более сложно инсталлируемые доски.

Даже компания Smart, лидер рынка интерактивных досок, почувствовала критическую для себя угрозу из этого направления и начала быстро реагировать, уже выпуская на рынок схожие решения. Из «панельного» рынка такие готовые к работе в учебной аудитории устройства целенаправленно продвигает Sharp. Но вскоре к ним обязательно подключатся и отраслевые лидеры. Единственно, нужно будет решать еще множество проблем, в первую очередь связанных с каналом, и здесь в преимущественном положении находится компания Panasonic, у которой уже есть достаточно развитый бизнес интерактивных досок, в принципе достаточно легко заменяемых на панели.

Беспрерывная работа

Одним из конкурентных преимуществ информационных панелей перед телевизорами принято считать возможность беспрерывной работы. Но это мнение, строго говоря, ошибочно. Большинство профессиональных дисплеев действительно прекрасно могут работать полный рабочий день, но режим круглосуточной беспрерывной работы (24×7) у них не предусмотрен. Для круглосуточной работы у каждого из ведущих производителей разрабатываются устройства, которые обладают повышенной надежностью. Это достигается как использованием самых качественных комплектующих, так и особой конструкцией корпуса и интенсивным вентилированием.

Но следует помнить, что это, пожалуй, единственный сегмент из рассматриваемых, который нельзя выделить обособленно и при желании сформировать таблицу устройств, основным предназначением которых является именно круглосуточная работа. Дело в том, что эта важная функция все же является неким образом вспомогательной, и такие устройства присутствуют во всех вышеперечисленных сегментах. То есть в особых случаях, когда требуется работа 24×7 (то ли в видеостенах, то ли в транспортных терминалах, то ли в диспетчерских и т. д.), производителям приходится наращивать функционал соответствующих решений.

В отличие от всех предыдущих сегментов тут мы имеем дело не с достаточно обособленной серией в линейке производителя, а в устройствах различных серий, схожих только возможностью круглосуточной работы.

Высококачественное изображение

Точно так же, как предыдущая группа, не могут быть выделены в качестве отдельного сегмента устройства, обладающие особо высококачественным изображением. В этом специализируются в первую очередь NEC и Panasonic, но и у других производителей, пожалуй, найдутся «старшие» аппараты для приложений, где качество изображения является основополагающим: видеоконференции, частные инсталляции, дизайнерские студии... Но и в других приложениях всегда будут особые клиенты, требующие бескомпромиссного качества изображения, и для них вендорам необходимо быть в первых рядах по развитию технологий.

Очевидно, что и в дальнейшем производители будут улучшать качество изображения, причем как статичного, так и динамичного, чему будут способствовать качественные видеопроцессоры, приходящие из конкурентного рынка телевизоров. Благо, что практически у каждого из производителей имеется еще и телевизионный бизнес, и взаимопроникновение технологий неизбежно.

Новейшие технологии

Что же дальше? Практически все вышеперечисленное — это уже сегодняшний, максимум — завтрашний день. Но есть технологии, которые только-только начинают выходить на рынок: сверхвысокое разрешение, прозрачные панели, 3D без очков и пр.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.