Интервью с отраслевым экспертом

Василий Мочар, зам. директора ITResearch

Интерактивность электронных досок и панелей представляется довольно естественной и вызывает не так много вопросов. Однако в последнее время активно развиваются и интерактивные проекторы, которые позволяют осуществлять все необходимые сенсорные функции без каких-либо дополнительных приспособлений, хоть на стене. Их функционал вполне достаточен для большинства приложений, требующих интерактивность, а стоимость решения более чем привлекательна. Анализ перспектив интерактивных проекторов, а также конкурентной среды, в которой они развиваются, представляется важной и интересной задачей.

В качестве отраслевого эксперта у нас в данном обзоре выступает Александр Мельцев, продакт-менеджер департамента профессионального аудио-видео ООО «Панасоник Рус». До этого он много лет отвечал за продвижение проекторов компании Sanyo. Оба эти японские вендоры всегда специализировались на самых высокотехнологичных и инсталляционных решениях, что также сказалось на выборе кандидатуры эксперта.

Почему интерактивность становится очевидным трендом, что она привносит на рынок систем визуализации?

Акцент на интерактивность в последнее время действительно не случаен. Я бы рассматривал данный аспект с нескольких сторон.

Для опытных потребителей, например в бизнес-среде, интерактивные решения в переговорных комнатах позволяют существенно повысить уровень и скорость принятия решений. Коллективно выработанные решения или рекомендации руководства тут же могут быть внесены в документы, отправлены по электронной почте или распечатаны, исключая такой сопутствующий презентациям фактор, как «неправильно поняли».

Для неопытных пользователей, в том числе школьников, метод проб и ошибок происходит на виду, что позволяет осуществлять контроль и координацию на существенно более высоком уровне. Тем более, именно у подрастающего поколения появляется возможность включить творческую и игровую компоненты, что определенно улучшает учебный процесс. Дело в том, что готовый результат всегда воспринимается хуже, чем тот, которого достиг сам. Пусть даже с помощью учителя или коллектива.

Все это проистекает на том уровне интерактивности, который буквально за несколько последних лет стал интуитивно понятным для подавляющей части населения благодаря взрывному росту рынка мобильных устройств с тачскрин. Это же позволяет рассчитывать, что интерактивные решения также могут найти дорожку на домашний рынок, что представляет собой практически бесконечную по емкости нишу. Тотальное внедрение планшетов как центров управления домашними smart-телевизорами способно замедлить этот процесс, но все же общение «напрямую» гораздо более удобно.

Сейчас все крупнейшие производители уже осознали, что интерактивные решения имеют огромный потенциал и способны существенно подстегнуть затухающий интерес к ИТ-продуктам. Идет отбор наилучших технологий и сценариев их использования. Это со стороны потребителя.

В то же время, что отрадно, для нашей компании в частности, интерактивные устройства — это все же не коробочные продукты, а высокотехнологичные решения, требующие высоких компетенций по разработке, производству и продвижению, а также опытного канала. Все это способствует сохранению прибыльности и, значит, возможности к дальнейшему развитию.

Какие основные целевые рынки для интерактивных визуальных технологий?

Спектр задач, в которых использование интерактивных технологий может быть эффективным, потенциально достаточно широк. Особенно по мере привыкания людей к этим новым технологиям.

Дело в том, что уже достаточно привычные интерактивные электронные доски представляют собой все же нишевые решения, в первую очередь для сферы образования. Интерактивные панели и проекторы, мы думаем, способны выйти на ранее незадействованные ниши потребителей, которым также нужна интерактивность в их рабочем и даже домашнем процессе. Однако это пока среднесрочная и даже долгосрочная перспектива, сейчас же есть более актуальные темы.

Стоит отметить, что европейский рынок уже не делает ставку на сферу образования, в фокусе внимания сейчас корпоративный сегмент. Но для России 2–3 года рынок образования еще будет насыщаться. Дело в том, что у нас около 70 тыс. учебных заведений, каждое из которых способно использовать далеко не одну интерактивную инсталляцию. За все время существования рынка интерактивных досок в России их было продано немногим больше этого количества, так что у нас еще есть, куда расти.

Особенно если учесть, что поставлялось по принципу «то пусто, то густо. И, кстати, вполне вероятно, что значительная часть будет покрываться как раз альтернативными вариантами: в первую очередь интерактивными проекторами, которые представляют собой самое доступное по бюджету средство.

Ну и, большие перспективы у интерактивных технологий в бизнес-среде, это, например, интерактивные решения в переговорных комнатах. Как мне кажется, из упомянутых двух новых технологий интерактивные проекторы — это, скорее, сфера образования, а панели — бизнеса.

Какие технологии интерактивности сейчас являются приоритетными на рынке?

Сейчас на рынке три «технологических кита»: интерактивные доски, большие панели с функцией интерактивности и интерактивные проекторы. Мне, конечно, ближе последнее, однако в целом в компании Panasonic самым активным образом, без каких-либо дискриминаций, развиваются все три упомянутые вида интерактивных решений. Значительные средства выделяются на R&D больших панелей с функцией интерактивности и интерактивных проекторов, но очень важное наше направление — интерактивных досок Panaboard — также усиленно развивается. В частности, совсем недавно наше портфолио пополнилось сразу четырьмя новыми модификациями досок со встроенным ПК. Новинки не требуют отдельных компьютеров, что значительно облегчает организацию образовательного процесса для преподавателей.

Если говорить о панелях, то компания будет усиливать направление B2B, расширяя модельный ряд профессиональных устройств на базе плазменной технологии, среди которых, например, как раз интерактивные электронные доски. Подобные решения намного более мобильны, имеют очень привлекательный внешний вид, надежны, неприхотливы, удобны, отличаются очень низкой совокупной стоимостью владения. Конечно, активно развиваются устройства и на ЖК-платформе, но в области больших экранов плазма пока еще обладает недостижимым со стороны ЖК соотношением «размер/цена».

Ну и, естественно, пристальное внимание уделяется развитию интерактивных проекторов. Обладая таким ключевыми преимуществами, как мобильность, легкость инсталляции и низкая стоимость решения, мультимедийные проекторы имеют чрезвычайный потенциал к росту, причем как на профессиональном рынке, так и в сегменте SMB и даже в домах.

Что такое интерактивные панели?

Понятие интерактивных панелей на данный момент пока еще несколько размыто. Я бы их разделил на две группы устройств.

Первая — самая примитивная, если так можно сказать. На обычные профессиональные панели опционально навешиваются специальные сенсорные насадки. Визуально решения зачастую даже практически не отличаются от обычных панелей, а их интерактивный функционал в целом позволяет обеспечивать только начальный уровень интерактивности. Но во многих приложениях таких решений более чем достаточно.

Также сейчас на рынок активно наступают панели, которые изначально разрабатывались как специализированные интерактивные решения. Здесь уже реализована бескомпромиссная, я бы так сказал, интерактивность: точность, быстрота реакции, мультитач, различные способы ввода информации, различное вспомогательное оборудование, развитые ПО и приложения. Кроме того, к ним специально разрабатывается различный «обвес»: лотки, стойки и т. д. На рынке интерактивных решений это, можно сказать, high end. Но и стоимость их пока достаточно высока.

А как же интерактивные проекторы?

Это самая молодая из интерактивных технологий визуализации. И потому, возможно, нуждается в некоем представлении. Хотя концепт интерактивного проектора в принципе не так уж сложен.

Интерактивный проектор оснащается встроенными датчиками (инфракрасными видеокамерами), которые определяют положение специальной указки/стилуса, снабженной инфракрасным излучателем. Для того чтобы работать с презентациями на экране большого размера, указки делаются телескопическими. При касании экрана стилус излучает инфракрасный сигнал. Проектор улавливает его, а затем преобразует в координаты указателя. Далее происходит передача параметров в компьютер через USB-порт, что, в свою очередь, проецируется на изображение.

Кстати, находясь в непосредственной близости от изображения, интерактивное перо использовать необязательно, его можно использовать удаленно — оно работает как лазерная указка или даже вместо мыши, чтобы управлять курсором и работать с любыми компьютерными файлами, в том числе с презентациями и специализированными научными или учебными программами, установленными на ПК.

Следует отметить, что есть и еще один вариант: путем приобретения специальной приставки можно превратить обычный проектор в «интерактивный». Однако такое решение, имея дополнительное преимущество по цене, определенно менее удобно в использовании и инсталляции.

Каковы функциональные преимущества и недостатки интерактивных проекторов?

Никто не собирается утверждать, что интерактивные проекторы — это панацея на все случаи жизни! Правильно подобранная и профессионально установленная в небольшой учебной аудитории электронная интерактивная доска по функционалу в целом будет лучше. Однако она существенно дороже и при этом имеет свои ограничения, открывающие для проекторов широкое поле дополнительных возможностей.

Первое преимущество интерактивных проекторов — это их мобильность. В результате интерактивный проектор может быть хорошим решением для выставок или выездных мероприятий, также его можно рекомендовать как более функциональную замену обычным проекторам.

Вторым существенным плюсом интерактивного проектора является возможность проецировать интерактивные презентации на экраны размером больше интерактивной доски (размер большинства интерактивных досок — около 170 на 120 см). Это позволяет использовать их в более серьезных аудиториях, чем обыкновенные учебные классы.

В качестве недостатка интерактивных проекторов некоторые называют необходимость использования специального стилуса, в то время как у некоторых досок реализована возможность полноценного «мультитача», причем сразу несколькими участниками.

Также считается, что существует дополнительная сложность работы с таким оборудованием: докладчик не должен заслонять встроенный в указку излучатель от датчика в проекторе, иначе работа интерактивной системы будет прерываться. Но вместо размещения устройства на потолочном креплении под большим углом к экрану можно просто взять ультракороткофокусный проектор (например, наш Panasonic PT-TW231E). Его линза позволяет создать изображение диагональю 2 м с расстояния 85 см, что снимает все возможные проблемы. Минимальное расстояние, с которого осуществляется проецирование, составляет всего 64 см, а максимально допустимое изображение имеет 279 см по диагонали, что существенно больше любой интерактивной доски.

Помимо отсутствия проблемы перекрывания инфракрасного датчика широкоугольная линза проектора данного класса производит изображение с высоким офсетом, обеспечивая гибкость размещения и беспрепятственную презентацию без ослепления презентатора.

А как же цены?

Безусловно, одним из критичных преимуществ решений на основе интерактивных проекторов является их низкая стоимость. Например, вышеупомянутый интерактивный проектор Panasonic PT-TW231RE стоит всего около 45 тыс. руб. в рознице, не говоря уже о тендерной цене. В то же время даже самые дешевые решения, использующие интерактивную доску, обойдутся не менее чем в 100 тыс. руб.

Сейчас относительно насыщен рынок более-менее состоятельных клиентов, но еще очень слабо охвачен сегмент заказчиков, для которых высокая стоимость решения является отсекающим фактором. И мы уверены, что, предложив действительно доступные по цене и полнофункциональные проекторы, можно существенно расширить емкость рынка интерактивных решений.

Что же касается интерактивных панелей, то они в целом получаются несколько дороже решений на интерактивной доске. Диапазон цен начинается примерно с 300 тыс. руб. Но у них есть ряд безусловных преимуществ, которые наверняка будут положительно приняты в бизнес-среде, фактически блокируя вхождение сюда интерактивных досок. Как мне лично кажется, в корпоративном сегменте панели должны за несколько лет занять первое или второе место (если сравнивать смежные рынки интерактивных панелей, интерактивных досок и интерактивных проекторов). Проигравшими будут интерактивные доски.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.