Анализ товарного предложения на рынке настольных лазерных МФУ


Владимир Миронос,

ведущий эксперт ITResearch


Если сравнить текущее продуктовое предложение лазерных настольных МФУ с тем, что рассматривалось в прошлогоднем обзоре, то можно констатировать сохранение основных тенденций развития этого рынка. Продолжался умеренный рост общего количества моделей (со 150 до 170) с заметным их перераспределением в сторону устройств для рабочих групп. Практически с той же интенсивностью шел и процесс обновления моделей вендорами. Всего за вторую половину прошлого и текущий год на рынке появилось почти 70 новых моделей (рассматриваются только устройства формата А4), причем большинство из них пришлось на сегменты высокопроизводительных монохромных МФУ (свыше 30 стр./мин) и цветных устройств (см. таблицы 1-3). Увеличивается предложение полнофункциональных офисных МФУ, постепенно вытесняющих с рынка автономные факсимильные аппараты. Более трех четвертей из выпущенных за последний год моделей настольных МФУ оснащены проводным факсом или имеют конфигурации с этим модулем, а доля таких устройств в денежном обороте рынка приблизилась к 50%. Во всех категориях МФУ не прекращалась ценовая эрозия, причем при замене старых моделей на новые, более производительные или функциональные, вендоры, как правило, сохраняли прежний ценовой ориентир.


Монохромные МФУ

За прошедший год настольные МФУ существенно потеснили однофункциональные лазерные принтеры как в плане разнообразия представленных на рынке моделей, так и в структуре продаж, где они уже с конца прошлого года имеют численное превосходство над принтерами. Во многом это определилось заметным ростом популярности у пользователей персональных моделей нижнего уровня производительности (до 20 стр./мин). За прошедший год количество представленных в этом сегменте моделей почти не изменилось, однако по своему составу и, главное, по цене они стали гораздо привлекательнее для потребителей. Новые продукты появились в линейках компаний Brother (DCP-7055) и Canon (MF3010). Вторая после некоторого перерыва вернулась в этот сегмент с недорогим настольным МФУ начального уровня. Компания Samsung полностью заменила свое популярное семейство МФУ SCX-3200 на более производительные и функциональные устройства SCX-3400/3405, включающие модели различной конфигурации — с факсом, автоподатчиком оригиналов, проводным и беспроводным интерфейсами. Гораздо менее жесткой стала ценовая политика ведущих вендоров, ранее не допускавших слишком опасное ценовое сближение своих многофункциональных продуктов с однофункциональными. Средняя розничная цена у пяти наиболее продаваемых моделей МФУ (на которые приходится до ¾ всех проданных устройств производительностью до 20 стр./мин) за год была снижена от 15 до 25 %, что, соответственно, повысило интерес к ним со стороны потребителей. Кроме того, лидер рынка компания НР скорректировала свой подход к продвижению нескольких моделей персональных принтеров и МФУ, и теперь эти продукты поставляются с картриджами стандартной (а не стартовой) емкости без изменения их цены и, кроме того, с продленными до трех лет гарантийными обязательствами. Несмотря на обостряющуюся конкуренцию и снижение прибыльности, в этот сегмент вышел еще один производитель — компания Ricoh. В соответствии с недавно принятой стратегией расширения своего присутствия на рынке печатающих устройств для малого и домашнего офиса, этот вендор вывел в текущем году на рынок более десятка монохромных и цветных настольных МФУ.

Как отмечалось в начале статьи, наиболее динамично шло наращивание предложения в сегменте высокопроизводительных монохромных МФУ. Количество моделей со скоростью печати/копирования свыше 30 стр./мин выросло за год вдвое, так же, как и присутствующих в нем торговых марок. Наряду с расширением модельных линеек шести традиционных игроков этого рынка — HP, Konica Minolta, Kyocera, Lexmark, Samsung и Xerox, в сегменте впервые появились продукты еще пяти производителей. За прошедший год продажи своих скоростных МФУ начали компании Canon (i-Sensys MF5940 и MF5980), Oki (MB461 и MB471), Panasonic (KX-MB3030) и Ricoh (семейства Aficio SP 4400 и SP 5200), а недавно к ним присоединилась и компания Brother, объявившая о выводе на рынок семейства моделей для корпоративных пользователей (к моменту подготовки статьи на рынке появилось первое 40-страничное МФУ DCP-8250). Большинство новых устройств предлагаются по более демократической цене, чем предшественники, что довольно заметно повысило интерес к ним потребителей. В целом по сегменту средняя стоимость устройства за год снизилась на треть, и теперь по темпам роста продаж эта категория МФУ лидирует на рынке.


Цветные МФУ

Примерно такой же уровень ценовой эрозии за счет появления менее дорогих моделей отмечается и на рынке однопроходных цветных МФУ, продуктовое наполнение которого за год изменилось наполовину. Достаточно производительные, но менее дорогие по сравнению с предшественниками модели присутствуют в линейках Canon, HP, Oki, Ricoh, Samsung и Xerox. Последний из указанных вендоров опустил ценовую планку однопроходных МФУ до уровня, больше характерного для четырехпроходных моделей.

В середине года средняя розничная цена нового светодиодного МФУ Xerox WorkCentre 6015 (12 стр./мин в цвете 15 стр./мин в монохроме) в базовой конфигурации составляла около 340 долл., столько же, что и четырехпроходная новинка Samsung CLX-3305. Правда, стоимость второй из новых цветных моделей Xerox, находящейся на противоположном, самом верхнем крае линейки, Xerox ColorQube 8900 (свыше 5000 долл. в минимальной конфигурации), вполне «компенсирует» рекордно низкую цену первой. Это МФУ выполнено по твердочернильной технологии и обеспечивает скорость печати и копирования до 44 стр./мин и в черно-белом и в цветном режимах. (В этой связи стоит отметить, что Xerox остается единственным производителем, цветная линейка которого включает устройства, использующие все три технологии лазерной печати).


Технологические тренды

Одним из важных направлений в развитии функциональности печатающих устройств заключается в более широком использовании интерфейса Wi-Fi: вслед за струйными, им теперь оснащаются и многие модели лазерных настольных МФУ. Помимо способности работать в беспроводных сетях (что не является ключевым преимуществом для бизнес-устройств ввиду практически повсеместного наличия в организациях проводной сетевой инфраструктуры) наличие такого интерфейса позволяет использовать новый класс приложений, таких, как удаленная и мобильная печать, создавая более универсальные возможности применения многофункциональников.

Собственно, первые решения, позволяющие отправлять на печать сообщения без помощи компьютера, начали появляться около 10 лет назад, когда сотовая связь стала повсеместно доступной. Однако широкого распространения эти решения не получили в силу ограниченности возможностей тогдашних мобильных устройств. Соответственно и у производителей печатающих устройств не было особой заинтересованности оснащать свои продукты соответствующей технологией. Большинству потенциальных пользователей мобильной печати из обеих основных групп — и офисных и домашних, необходимо прежде всего распечатывать документы. Для первых это бизнес-документы, для вторых — фотографии и Web-контент. Это стало возможным всего пару лет назад с появлением смартфонов и планшетных компьютеров, обладающих достаточно развитыми возможностями работы с документами и с Интернетом. Ответной реакцией производителей печатающих устройств стало оснащение все большего числа новых продуктов соответствующим средствами и разработка решений, позволяющих реализовать различные способы удаленной и мобильной печати. Тем не менее специалисты и аналитики рынка достаточно осторожны в своих прогнозах относительно ближайших перспектив этой технологии. Согласно результатам исследований востребованности мобильной печати, проведенных в разных странах, большая часть осведомленных респондентов, прежде всего из бизнес-сектора, выражает интерес к ней, но в то же время лишь немногие из них оказываются готовыми немедленно использовать ее на практике.

Наибольшее распространение получили решения компании Hewlett-Packard, первой начавшей оснащать свои устройства технологией удаленной и мобильной печати ePrint. Этими функциями оснащены все новые семейства лазерных МФУ вендора. Прямую печать с мобильных устройств на платформах Android и iOS с помощью приложения MobilePrint поддерживают и некоторые новые модели Samsung, включая бюджетное МФУ SCX-3405.

Еще одно направление развития функциональности лазерных МФУ — использование более совершенных сканирующих узлов. В отличие от струйных МФУ, где разрешающая способность сканера по геометрии и глубине цвета является одним из ключевых параметров из-за необходимости качественной оцифровки фотографий, у большинства лазерных устройств требования к оптическому разрешению не столь высокие и обычно ограничиваются 600×600, реже 1200×1200 точек/дюйм. Гораздо важнее для них скоростные характеристики, особенно для производительных моделей в рабочих группах, используемых для оцифровки многостраничных материалов. Большинство настольных МФУ для рабочих групп компании Kyocera, многие модели высокопроизводительных МФУ Lexmark, Oki и Ricoh имеют сканирующие узлы, способные оцифровывать материалы со скоростью 30–35 стр./мин, а у цветной модели Xerox ColorQube 8900 этот показатель еще выше — до 40 стр./мин.

По скоростным характеристикам, а также по комплектности специальным ПО, они вполне могут конкурировать с документ-сканерами нижних категорий производительности. В чем эти МФУ уступают последним, так это в отсутствии ряда аппаратных функций, обеспечивающих надежную транспортировку носителей и автоматическое обнаружение (а иногда и устранение) сбоев при потоковом вводе оригиналов. Это увеличивает долю ручного труда при подготовке и последующей обработке многостраничных материалов, сканируемых с помощью МФУ.

Большинство новых моделей МФУ могут выполнять двухстороннюю печать, но не все из них поддерживают автоматическое двухстороннее копирование, которое требует наличия реверсивного блока подачи оригиналов. Возможностью автоматического копирования двухсторонних оригиналов с помощью такого автоподатчика обладают новые модели Kyocera, Oki, Panasonic, Ricoh. Более интересным решением с точки зрения повышения производительности МФУ является использование двухстороннего сканера. Наличие дуплекса позволяет оцифровывать сразу обе стороны оригинала за один проход. В отличие от сканеров планшетного типа, которые используются в других настольных МФУ и могут оцифровывать только плоские объекты со стекла, эта модель оснащена 8-мп камерой, приподнятой над пластиковым основанием, и импульсной светодиодной подсветкой. Она дает возможность оцифровывать трехмерные объекты высотой до 150 мм.

В высокопроизводительных настольных МФУ для рабочих групп и в цветных моделях в качестве панели управления чаще стали использоваться цветные сенсорные экраны с большой диагональю. Ими оснащены устройства из новых семейств HP LaserJet Pro 300/400/500, скоростные монохромные и цветные модели Kyocera, Ricoh и Xerox. Такие экраны значительно облегчают работу с этими сложными устройствами и повышают степень их автономности при использовании в качестве офисных центров обработки документов. Помимо управления такими операциями, как копирование, сканирование, отправка и прием факсимильных сообщений, прямая печать с USB-носителей и запись на них отсканированных изображений, с их помощью и без участия компьютера можно осуществлять и более сложные процедуры, вплоть до просмотра и редактирования материалов перед печатью или предобработки отсканированных документов. В некоторых устройствах сенсорные экраны обладают дополнительными функциями, расширяющими возможности индивидуальной настройки самой панели управления или для других прикладных целей.

Если расширение возможностей новых моделей МФУ достаточно очевидно, то в отношении такого важного потребительского качества, как стоимость вывода страницы, особого прогресса не наблюдается. А для настольных МФУ этот параметр в ряде случаев даже важнее, чем для принтеров из-за увеличения среднего количества выводимых страниц за счет копирования. Как и в случае принтеров (на базе которых и создается большинство многофункциональников, использующих картриджи такого же типа) интенсивность ценовой эрозии на рынке оригинальных расходных материалов была весьма незначительной, несмотря на растущее давление со стороны быстро формирующегося рынка совместимых картриджей для лазерных устройств.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.