Аналитическая компания ITResearch объявила результаты исследования ряда сегментов российского рынка информационных технологий в I полугодии 2012 г.


Компьютеры

Общий объем рынка компьютеров (настольные и мобильные ПК блокнотного формата) в I полугодии составил около 5785 тыс. шт. На ноутбуки и нетбуки пришлось 66,4% отгрузок в натуральном выражении, что на 7 процентных пунктов больше, чем в аналогичный период прошлого года. Почти 9% десктопов оказались компьютерами формата «все-в-одном», а 4,8% — неттопами. Нетбуки среди мобильных ПК занимали 16%, что явилось снижением показателя, хоть не столь уж и критичным, если вспомнить о шатком положение нетбуков в современном мобильном ассортименте. Новый класс мобильных компьютеров — ультрабуки — в этот период еще только оформлялись в отдельный кластер.

По сравнению с первым полугодием 2011 г. рынок компьютеров в целом вырос на 23,9%, фактически сохранив общую годовую динамику неизменной. Однако различные классы развивались с разными скоростями. Так, мобильный сегмент увеличился в объемах на 43,4%, а динамика настольного рынка четко устремилась в отрицательную область — здесь снижение на 2,5%.

Лидирующую группу компаний на рынке десктопов по итогам полугодия составили* Acer, Depo, DNS, HP и Lenovo. Последняя впервые вошла в лидирующую группу на российском рынке десктопов.

В сегменте мобильных ПК в первую пятерку вошли* Acer, Asus, HP, Lenovo и Samsung, и этот ряд уже стал традиционным.


Планшеты

В первом полугодии 2012 г. безусловным лидером российского ИТ-рынка по динамике был сегмент планшетных ПК. Всего производителями было продано 1,18 млн аппаратов на 17,65 млрд руб. (или 570 млн долл.). И это еще без учета по-прежнему внушительного неофициального завоза, вызванного в первую очередь задержками с поставками Apple IPad New.

В годовом исчислении динамика составила поразительные 330% в штуках и 350% в деньгах. Данное расхождение в темпах роста вызвано некоторым ростом средневзвешенной стоимости одного планшета. Обусловлено это было сдвигом рынка в большую диагональ планшетов: если годом ранее 7-дюйм аппараты составляли более половины продаж, то за год их доля упала почти на 20%, которые примерно равномерно распределились между 9,7-10,1-дюйм устройствами и «промежуточным» типоразмером (7,7-9,4 дюймов).

Среди ОС по-прежнему доминирует Android, причем в половине случаев это уже самая свежая 4-я версия. На Windows по прежнему приходится практически нечувствительная часть рынка, но с выходом 8-й серии возможно ситуация изменится к лучшему. Но это уже в лучшем случае к концу текущего года.


Мониторы

Первая половина 2012 г. на российском рынке мониторов оказалась, пожалуй, самой сложной с момента его существования. В кризисном 2009 г. рынок мониторов «летел вниз» с очень большими темпами, но это было в целом понятно и объяснимо, а данный процесс был сопоставимым с остальными сегментами ИТ-рынка. Но текущий год показал достаточно негативную динамику при достаточно нейтральном внешнем фоне. Эти неблагоприятные процессы начались еще в 2011 г., но в 2012-м они достигли своего апогея.

Всего за первое полугодие 2012 г. в России было продано 2,1 млн мониторов на сумму 373 млн долл. Падение рынка за полугодие составило около 9,5% в штуках, а падение в деньгах, вызванное снижением средней стоимости оборудования, составило около 15%, что означает существенное снижение прибыльности для всех участников рынка.

Компания Samsung остается неизменным лидером рынка уже более 50-й кварталов подряд. Примечательно, что полугодие отметилось фактическим разрушением триумвирата, который существовал на нашем рынке долгое время. На втором месте уверенно держится Acer, а компания LG хотя и сумела по итогам полугодия остаться в тройке лидеров, но уже конкурирует не с этими компаниями, а с подобравшимися вплотную к ней BenQ*, Philips и ViewSonic.


Информационные панели

В первом полугодии на российском рынке информационных панелей было продано ровно 13,4 тыс. устройств на сумму 48,8 млн долл. За год рынок вырос на 34% в натуральном исчислении и на 45% в денежном. Опережающий рост рынка в денежном выражении в первую очередь был обусловлен ростом размера устройств, а также популярностью устройств с тонкими рамками для видеостен, которые обычно дороже стандартных аппаратов.

Следует отметить, что в течение полугодия наблюдалась очень неравномерная динамика. Во втором квартале рынок показал всего 4% роста в натуральных показателях, в то время как в первом рост был на 88%. В первую очередь это связано с тем, что именно ровно год назад рынок информационных панелей начал взрывоподобно расти. И если в первом квартале текущего года сравнение шло с низкой базой, то во втором — уже с достаточно высокой.

Традиционно сильно выступает компания Samsung, контролирующая около половины рынка. Также достаточно успешны LG*, NEC и Panasonic.


Проекторы

В течение первого полугодия на рынке проекторов было продано 78,4 тыс. проекторов. Это очень внушительный результат: прирост к первому полугодию 2011 г. составил целых 36%! Напомним, что в 1-м полугодии 2011 г. было отмечено превышение докризисных объемов продаж проекторов, т. е. рынок можно было считать восстановившимся. Средневзвешенная цена устройства составила 978 долл., что приблизительно на 10% меньше, чем годом ранее.

Продажи неизменной тройки лидеров* — Acer, BenQ и Epson составляют 59% рынка. Суммарная доля лидирующих производителей велика, но тем не менее рынок пока не торопится сжаться до нескольких вендоров, оставляя пространство для маневров и другим компаниям. Стоит отметить успехи компании NEC, которая в сегменте проекторов уверенно играет на массовом рынке и держится в группе лидеров.

Также стоит отметить рост популярности интерактивных решений (на базе как интерактивных проекторов, так и интерактивных плоских панелей и комбинаций «проектор плюс интерактивная доска») и проведение крупных тендеров по ним.


Принтеры и настольные МФУ

Суммарный объем продаж принтеров и настольных МФУ в первом полугодии составил 1.89 млн штук, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. всего на 4.5%. На замедление темпов роста (год назад этот показатель превышал 15%) сказались весьма слабые итоги II квартала, в котором количественный рост продаж оказался нулевым. В целом это отражает замедление развития рынка, связанное прежде всего с насыщением спроса в его наиболее массовых сегментах однофункциональных принтеров. В традиционно отстающем сегменте струйных принтеров отрицательная динамика продаж стала уже привычной, однако в первом полугодии рынок притормозил и в сегменте лазерных принтеров, который до сих пор являлся одной из точек роста. Впервые после спада 2009 г. наблюдалось сокращение продаж монохромных и цветных лазерных принтеров — на 6.5% по сравнению с первой половиной 2011 г. Спрос все активнее переключается на настольные МФУ.

По количеству проданных устройств лидерами рынка принтеров и настольных МФУ являются компании* Canon, HP и Samsung, а по объему продаж в деньгах — Epson, HP и Xerox.

Сканеры

Тенденция к увеличению спроса на планшетные сканеры, наблюдавшаяся в прошлом году, сохранилась и в первом полугодии 2012 г. За этот период было продано около 120 тыс. устройств, что на 11.6% больше, чем год назад. В денежном выражении объем рынка планшетников составил 15.4 млн долл. Основной вклад в рост рынка внесли устройства средней ценовой категории (в диапазоне от 100 до 200 долл.), в которой сосредоточено большинство универсальных моделей. Как и раньше, основной объем продаж (свыше 90%) пришелся на продукты трех вендоров — Canon, Epson и HP.

Продажи документ-сканеров в первом полугодии выросли почти на 30%, составив 21.3 тыс. шт. За счет опережающего роста моделей для рабочих групп динамика денежного объема рынка (26.7 млн долл.) оказалась выше — около 40%. Тройку лидеров рынка в первом полугодии составили компании* Fujitsu, HP и Xerox.


Картриджи

Объем продаж оригинальных картриджей для принтеров и настольных МФУ составил 9 млн шт. в натуральном выражении и 477 млн долл. — в денежном. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года рынок в денежном выражении увеличился на 4% как в штуках, так и в деньгах. Наибольшим спросом пользовались оригинальные лазерные картриджи Canon*, HР, Samsung и Xerox.

Совместимых картриджей для струйных принтеров за первую половину 2012 г. было продано 1,3 млн шт. на сумму 5,9 млн долл. Данный сегмент рынка показал рост в штуках на 6%, в деньгах — на 8%. После кризиса в этом сегменте наблюдалось затяжное падение, сейчас же продажи стабилизировались.


Фотобумага для струйной печати

За первое полугодие 2012 г. было продано 1,67 млн пачек фотобумаги, рост к предыдущему периоду составил 7,7%. Как и в предыдущие периоды, рынок фотобумаги показывает удивительную стабильность: разница между первым и вторым кварталами минимальна. В денежном выражении продажи составили 11,02 млн долл., т. е. стоимость стандартной пачки равнялась 6,6 долл.

Наиболее популярна глянцевая бумага формата А4: ее продажи в денежном выражении составляют 30% от всего рынка. Продажи лидера, компании Lomond, оцениваются в 51% рынка в денежном выражении и несколько больше — в натуральном.


ИБП

Российский рынок ИБП последние годы демонстрирует очень приличные результаты и рост оптимизма. Несмотря на уже достаточную зрелость, на нем сейчас происходят существенные изменения, и в первую очередь структурный сдвиг в сторону инфраструктурных решений. При этом не наблюдается и падения массовой составляющей рынка.

Всего за первое полугодие 2012 г. на российском рынке ИБП было продано почти 970 тыс. устройств на внушительную сумму 223 млн долл. В годовом исчислении рынок увеличился на 9% в штуках и на 15% в деньгах.

В лидирующую группу входят * APC by Schneider Electric, Eaton, Ippon и Powercom, и на долю этих четырех компаний в сумме пришлось 75,5% рынка в деньгах.

* Перечисление компаний дается в алфавитном порядке.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.