Преимущества и недостатки фиксированного и мобильного доступа в Сеть

Появление Интернета и его стремительное вхождение в нашу жизнь может рассматриваться как главный результат развития информационных технологий прошедшего десятилетия. Растет количество пользователей как проводного, так и мобильного Интернета.

На данный момент проводной ШПД дает высокую скорость, мобильный — возможность в любое время выйти в Сеть без жестких ограничений на свое местоположение, в том числе и в тех местах, где нет фиксированного доступа. Но какой тип доступа в итоге станет наиболее востребованным, в какой выгоднее инвестировать операторам связи сегодня? Что выбрать конечным пользователям? Каковы драйверы роста этих сегментов? В каких ситуациях чаще используется мобильный, а в каких — проводной Интернет? На эти вопросы можно найти ответы в данной статье, опираясь на мнения экспертов различных аналитических компаний.

По данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ), сейчас в нашей стране месячная аудитория интернет-пользователей составляет около 60 млн человек и к 2014 г. она может вырасти до 80 млн. Соответственно, аудитория мобильного Интернета составляет 21 млн чел. Таким образом, каждый шестой житель РФ пользуется мобильным Интернетом. Надо иметь в виду, что мобильный Интернет подразумевает несколько видов услуг, в том числе выход в Сеть с мобильного телефона и ШПД с модема. По данным августовского исследования ФОМ «Мобильный Интернет в России», основной рост домашних подключений происходит за счет модемов беспроводной связи. За полгода (с ноября-декабря 2010 г. по июль-август 2011 г.) доля людей, использующих этот способ доступа, увеличилась на 44% и составила примерно 16 млн чел. (т. е. 13% населения страны).

Рис. 1. Способы подключения к Интернету дома, в % от населения.

Если рассматривать мобильную интернет-аудиторию с точки зрения технологии передачи данных, то она, по данным ФОМ, может быть увеличена примерно до 24% населения, или до 30 млн чел. Модемы беспроводной связи являются основным способом подключения в селах. «Беспроводка» как тип подключения — это главный драйвер роста Интернета в регионах (рис. 2).

В Москве, а также в крупных и средних городах страны, где есть выбор и достойная конкуренция технологий и тарифных планов, у «беспроводки» относительно скромное место, например, в столице всего 14% от общего числа подключений к Интернету. Но в провинции ситуация другая. Достаточно обратить внимание на населенные пункты с числом жителей от 250 до 50 тыс. чел. Уже здесь модемы беспроводной связи одерживают верх над подключениями по выделенным линиям связи (34% против 27%). Еще сильнее перевес в сторону «беспроводки» в малых городах с населением до 50 тыс. жителей и в поселках городского типа и уж совсем капитально беспроводной выход в Сеть побеждает на селе (48% против 10%).

Рис. 2. Выделенная линия против модемов беспроводной связи.

Источник: ФОМ

Модемы беспроводной связи, конечно же, далеко не самый дешевый и не самый качественный вид сервиса, особенно учитывая характер покрытия сотовых сетей в сельской местности. Чем же можно объяснить такой интерес в регионах к этому виду доступа? Очевидно, отсутствием во многих населенных пунктах инфраструктуры стационарной связи. То есть получается, что мобильный Интернет успешнее всего завоевывает пользователей в тех краях, где пока никаких других вариантов у жителей просто нет. Модемы побеждают там, где никто пока не собирается внедрять выделенные линии, не спешат с прокладкой телефонных кабелей и с продвижением по ним технологий хDSL.

Доля пользователей мобильного Интернета в России уже достигла уровня многих развитых европейских рынков, где эта цифра находится на уровне 25-30% активных SIM. Наиболее активной частью пользователей являются обладатели USB-модемов. На сегодня, по данным компании AC&M Consulting, операторы продали порядка 15 млн модемов, около 11 млн остаются активными, их пользователи генерируют 80% всего интернет-трафика в сотовых сетях (рис. 3).

Рис. 3. Рост абонентской базы мобильного Интернета.

Что касается использования сотовых телефонов для выхода в Сеть, то здесь ситуация не столь оптимистична, как с модемами. Так, по данным ГФК «Русь», только половина обладателей смартфонов в России пользуется мобильным Интернетом. А среди обладателей стандартных мобильных трубок большинство (85%) вообще не использует аппарат для выхода в Сеть. Другое дело — жители столиц, где число таких пользователей быстро растет: согласно данным компании TNS, в 2011 г. 27% владельцев сотовых телефонов в Москве и Санкт-Петербурге использовали свои устройства для выхода в Интернет, тогда как годом ранее этот показатель составлял всего 13%. С 13 до 26% за год возросло число людей, которые через свои телефоны подключались к беспроводным сетям Wi-Fi.

Экспоненциальный рост трафика в сетях начался с вводом сетей третьего поколения: за два года доля 3G-трафика выросла с 27 до 82%! Мощным толчком послужил запуск 3G в Московском регионе в I-II кварталах 2010 г. На сегодня более 80% всего трафика передачи данных (ПД) приходится на сети третьего поколения (рис. 4). Суммарный трафик мобильного Интернета в I квартале 2011-го превысил 52 Пб, а показатель MboU составил порядка 320 Мб на пользователя в месяц.

Рис. 4. Оценка доли 3G в общем трафике передачи данных.

А как же чувствует себя фиксированный ШПД на российском телекоммуникационном рынке? Да, в общем-то, неплохо. В Москве и Санкт-Петербурге проникновение ШПД уже приблизилось к 75% домохозяйств, поэтому основной рост рынка теперь идет за счет регионов (рис. 5). А общий уровень проникновения фиксированного ШПД в стране, по данным AC&M Consulting, превышает 29%.

Рис. 5. Общее число абонентов и уровень проникновения фиксированного ШПД.

Рост доходов в сегменте фиксированного ШПД (рис. 6) не такой впечатляющий (с 1,8 млрд долл. в 2008 г. до 2,6 млрд долл. в 2010 г.) по причине заметной эрозии тарифов, особенно в результате обострения конкуренции в регионах. Усилившаяся конкуренция на рынке IP-транспорта послужила дополнительным толчком для роста в дополнение к эволюционному, «демографическому» приросту пользователей. По результатам нынешнего года ожидаются продажи в объеме 2,9 млрд долл.

Рис. 6. Доходы от фиксированного ШПД, млрд долл.

Между тем есть немало специалистов, которые довольно скептически смотрят на фиксированный интернет-доступ, отдавая предпочтение мобильному. Они утверждают, что у мобильного Интернета огромные перспективы роста, гораздо большие, чем у фиксированного. Но это не означает «закат» фиксированного Интернета.

«Фиксированные» преимущества

На закат, действительно, пока не похоже, хотя у мобильного доступа на данном этапе число клиентов растет быстрее. По данным той же компании AC&M Consulting, в 2010 г. число абонентов фиксированного ШПД выросло на 30%, а рост количества пользователей мобильного Интернета составил 35%. Проникновение (% от числа SIM-карт) фиксированного ШПД в 2010-м было в 29% домохозяйств, в 2011 г. ожидается 37%-й уровень. Что касается мобильного доступа, то за тот же период проникновение должно вырасти с 24 до 27%.

И что же, мобильный Интернет в конкурентной борьбе готов полностью вытеснить фиксированный доступ? Даже в отдаленной перспективе до этого вряд ли дойдет дело, поскольку у радиодоступа есть масса ограничений — технологических, экологических, скоростных, качественных и иных. И пока никакой конкуренции мобильной и фиксированной связи нет: мобильный доступ выступает как дополнение к фиксированному.

Некоторые прогнозы

Какие же тенденции и прогнозы существуют на рынке ШПД? По данным AC&M, заметное замедление темпов роста рынка фиксированного ШПД произойдет через три-четыре года, когда проникновение достигнет примерно 55–57% домохозяйств. К тому времени абонентская база вырастет приблизительно на 15 млн, до 30–32 млн подключений. В целом ожидается, что за 2011–2020 гг. рынок может прибавить около 20 млн подключений.

Впрочем, не исключено, что вот-вот появятся новые драйверы роста, которые до сих пор аналитики не очень-то принимали во внимание. Например, сейчас на подходе следующий виток развития Сети, связанный с выходом на рынок и распространением телевизоров, подключаемых к Интернету. Это — одна из дополнительных возможностей реализовать потенциал фиксированных сетей доступа в Интернет, которые развивают операторы.

Петр Чачин, внештатный эксперт «Бестселлеров IT-рынка»

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.