О структуре российского рынка электронных устройств чтения

Российский (впрочем, как и мировой) рынок электронных букридеров (e-readers) растет стремительными темпами. Дабы не быть голословными, приведем следующие цифры: по данным аналитической группы SmartMarketing, в первой половине 2011 г. в России была продана 421 тыс. ридеров, в то время как за весь 2010 г. — около 500 тыс. электронных читалок, т. е. за полгода ридеров продали чуть меньше, чем за весь прошлый год. При этом эксперты прогнозируют, что в 2011 г. своих хозяев найдут всего до 1 млн подобных устройств. В чем причина роста популярности таких устройств? Причин, как водится, масса: от возрождающейся моды на чтение и удобства «читалок» до моды на ридеры как таковые, ведь они уже успели получить статус «статусных» гаджетов. Первые «читалки», появившиеся в России около 4-х лет назад, были весьма неказистыми, а сегодня эстетам предлагаются модели, которые не стыдно положить рядом с каким-нибудь MacBook Air.

Количество брендов, которые предлагают подобные устройства, также растет как на дрожжах. Если в начале 2010 г. на российском рынке официально присутствовало около 10 торговых марок ридеров, то теперь их более 40. Что, в принципе, логично: если есть спрос, то удовлетворить его (а значит, и заработать) пытаются все, кому не лень. «Рецепт» вывода на рынок типичной дешевой читалки достаточно прост: берется китайская модель «А», наспех локализуется, на нее наносится шильдик российского бренда «Б» — и вот она уже на прилавках магазинов. Есть, впрочем, и исключения: та же компания PocketBook разрабатывает устройства и программное обеспечения для них сама, а на сторону отдает только сборку.

При этом следует заметить, что никакого криминала в продаже исконно азиатских ридеров под российскими брендами нет — главное, чтобы они были качественно изготовлены, аккуратно локализованы и обеспечивались надежными сервисом и поддержкой. Здесь можно выделить продукцию брендов Digma, Lexand и teXet, которые не так давно вышли на данный рынок. По крайней мере в их моделях «читалок» нет грамматических ошибок в меню и прочих неприятных моментов, которые свойственны низкокачественной азиатской технике.

Позиции брендов на рынке

Что касается расстановки сил на российском рынке ридеров, то его лидером три года подряд является международная компания PocketBook — ее доля стабильно составляет около 40% (см. таблицу), с отрывом от ближайшего конкурента почти в 6 раз. Успехи остальных брендов не столь заметны, хотя интересные устройства встречаются в портфолио доброго десятка торговых марок. (Кроме разве что самых мелких, которые предлагают заурядные «копеечные» модели с соответствующим уровнем качества.)

Таблица. Топ-10 брендов на российском рынке букридеров

Бренд

Доля в Н1’2011

1

PocketBook

41,5%

2

Wexler

10,1%

3

ONYX

5,2%

4

Sony

4,8%

5

teXet

4,1%

6

Digma

4%

7

Prestigio

3,1%

8

ONEXT

3%

9

Explay

3%

10

iRiver

1,7%

Другие

19,5%

Источник: SmartMarketing

Точных данных об успехах крупнейших мировых брендов ридеров в России пока нет: Amazon Kindle и модели Barnes & Noble продаются у нас по «серым» каналам, а «читалки» Sony начали официально поставляться на российский рынок только осенью текущего года. При этом нельзя не отметить, что у продукции указанных компаний есть довольно много преданных поклонников.

Основные технологии

Устройства для чтения электронных книг можно разделить на три основных типа. Первые оснащаются экранами E-Ink (электронные чернила), вторые — цветными TFT-дисплеями (жидкие кристаллы), которые по своим свойствам не отличаются от экранов планшетных компьютеров, навигаторов, смартфонов и нетбуков.

Доли этих сегментов в общем объеме рынка, по данным SmartMarketing, таковы: на E-Ink приходится 68,4%, а на TFT —31,6%.

Совсем незначительную часть рынка (около 1%) заняли так называемые комбинированные устройства, точнее, пока одно единственное устройство этого класса — Highscreen Alex. Эта модель оснащена сразу двумя экранами: наряду с основным 6-дюйм экраном E-Ink в нижней части корпуса расположен небольшой Android-планшет с 3,5-дюйм TFT-экраном. Нижний цветной экран предназначен для работы с мультимедийныйми файлами, для выхода в Интернет, установки дополнительного ПО и управления основными функциями устройства.

В качестве операционной системы в читалках E-Ink используется либо Linux (лишенный, впрочем, возможности установки дополнительных приложений), либо фирменные «закрытые» платформы. Аналогичные платформы используется в большинстве бюджетных TFT-читалок — так называемых псевдо-ридеров. Если в первом сегменте (E-Ink) с большим отрывом от ближайшего преследователя лидирует все тот же бренд PocketBook — см. табл.3 выше, то в подсегменте псевдо-ридеров очевидных лидеров нет. Ридеры третьего типа (мультимедийные планшетные ридеры) также несут на борту цветные TFT-экраны, но работают при этом на базе программной платформы Android, которую можно дополнять написанными для нее программами и играми. Безусловным лидером этого подсегмента является та же торговая марка PocketBook — на ее единственную мультимедийную планшетную модель приходится более 85% всех продаж.

«Читалки» с E-Ink являются своего рода классикой на этом рынке; причина же появления «псевдо-ридеров» с TFT-экраном банальна: она заключается в попытке разработчиков удешевить устройства для чтения электронных книг, ведь TFT-дисплей примерно в три раза дешевле экрана E-Ink с диагональю такого же размера. Кроме того, TFT-дисплей позволяет оснастить ридер мультимедийным проигрывателем с поддержкой видео и цифровым фотоальбомом... Заманчиво, не так ли? Больше функций за меньшие деньги! Но не стоит забывать, что ридер — это, прежде всего, устройство для чтения, и вот как раз здесь и кроется один из главных недостатков TFT-дисплеев. Дело в том, что они оснащены встроенной системой подсветки, которая мерцает с определенной периодичностью. И этот факт может отрицательным образом сказаться на зрении читателя: конечно, в природе есть люди с «железобетонными» глазами, которым все нипочем, но глаза среднего пользователя устанут от чтения с TFT-экрана за два-три часа. В случае с технологией E-Ink такие проблемы исключены: визуально такие дисплеи практически не отличаются от газетной бумаги, а подсветка в них отсутствует. Впрочем, и картинку они могут отображать пока лишь черно-белую (цветные экраны E-Ink и ридеры с ними на борту должны появиться в первой половине следующего года). Зато у электронных чернил нет никаких проблем со временем автономной работы: такие дисплеи практически не потребляют заряда батареи в момент отображения статичного текста или картинки — энергия тратится только в момент смены изображения. В итоге букридеры с E-Ink позволяют без обращений к розетке перевернуть до 8-10 тыс. страниц. У TFT-ридеров с этим все гораздо сложнее: заряжать их приходится минимум раз в 8 ч (при непрерывном чтении), а уже если смотреть на них видео, то такое устройство едва ли продержится больше 4 ч. Наконец, TFT-дисплеи «слепнут» на солнце, а вот текст с экранов E-Ink вполне можно читать, даже сидя на скамейке в парке в погожий летний день. В целом же, как видно, плюсы и минусы есть у обеих технологий, но именно для чтения лучше подходит E-Ink.

Что умеют «читалки»?

Очевидно, что основная функция устройств для чтения электронных книг — собственно отображение этих самых электронных книг. Впрочем, подавляющее большинство читалок с экранами E-Ink умеют как минимум отображать картинки (естественно, в черно-белом виде) и проигрывать музыку. В некоторых из них есть браузеры и адаптеры Wi-Fi — эти компоненты необходимы для выхода в Интернет (подробно все возможности букридеров сведены в таблицу). Псевдо-ридеры с дисплеями TFT, помимо отображения книг, могут отображать видео, фотографии и проигрывать музыку. В некоторых моделях — вроде Lexand LT-117 — встречаются еще и FM-радиоприемники.

Что касается мультимедийных планшетных ридеров на базе Android, то их функционал практически ничем не ограничен: ведь они позволяют устанавливать приложения на любой вкус. По сути, это планшетные компьютеры с возможностью установки приложений и возможностью подключаться к Интернету, но разработчики позиционируют их именно как продвинутые читалки. В принципе, они имеют на это полное право: по мнению Google, для планшетов предназначена платформа Android 3.x, а вот Android 2.x (именно она обычно и стоит в таких ридерах) рассчитана на все остальные устройства. Среди таких мультимедийных ридеров можно упомянуть Barnes & Noble Nook Color, Amazon Kindle Fire, teXet TB-715A, PocketBook A 10’’. В целом такие устройства пользуются спросом.

Форматы от и до

Наиболее распространенной диагональю в «мире» ридеров являются классические 6 дюймов. По мнению разработчиков, именно в этой точке находится баланс между компактностью и удобством чтения. Впрочем, есть на рынке и читалки в других форм-факторах. Скажем, диагональ дисплея TFT-читалки Lexand LT-114 составляет 4,3 дюйма, и это вполне позволяет уместить ее в карман джинсов, ведь по габаритам данное устройство практически не отличается от многих современных смартфонов. По другую сторону от «классических» 6 дюймов стоят ридеры так называемого газетного формата. Речь о моделях с 9,7-дюйм дисплеями, которые предназначены для домашнего или офисного использования, а также нужд образования. Действительно, носить с собой такого «монстра» весом в полкило не очень комфортно, зато крупноформатные модели как нельзя лучше подходят для просмотра технической литературы с таблицами, схемами и графиками, а также сканов периодических изданий. В общем же найти сценарий использования можно для читалок всех форм-факторов.

Перспективы для сферы образования

Так, модель PocketBook Pro 912 Education, как несложно догадаться из названия, предназначена, в том числе, и для образовательных учреждений. Что касается непосредственного внедрения ридеров в школы, то PocketBook уже проводила подобные эксперименты в начале года: она оснастила читалками PocketBook Pro 903 со специальной программной прошивкой 53 школы в Татарстане. Между тем госкорпорация РОСНАНО в кооперации с британской компании Plastic Logic анонсировала «ученический» ридер Plastic Logic 100, который в экспериментальном режиме внедряется в российские школы. Главной его особенностью является гибкий пластиковый дисплей, который нельзя вывести из строя «даже при сильном ударе». Но здесь ситуация следующая: экран-то вы, возможно, и не сломаете, а вот прочая электронная начинка ридера — процессор, системная плата, аккумулятор и так далее — могут поломаться от падения даже с небольшой высоты. Однако не стоит сомневаться и в том, что использование пластикового экрана — это плюс Plastic Logic 100, а не недостаток: все же чем надежнее будет устройство, которым планируется оснащать детей, тем лучше. Когда реально эти (или какие-то другие) устройства найдут распространение в школьной среде — покажет будущее.

Ситуация с контентом

Еще один интересный момент, касающийся экосистемы ридеров, — магазины электронных книг. На Западе именно они являются центральной частью упомянутой экосистемы, а сами «читалки» выступают лишь инструментом для доступа к ней. В России все иначе: пользователь, как правило, покупает ридер и заполняет его контентом самостоятельно с помощью компьютера. Контент этот в большинстве случаев нелегальный, и это не есть хорошо, но... Имеются и поводы для радости: на российском рынке действует ряд магазинов электронной литературы, популярность которых в народе постепенно растет. К примеру, BookLand.net, «Аймобилко», «ЛитРес», WEXLER.STORE — все они располагают весьма внушительными коллекциями книг, которые избавлены от грамматических ошибок, пропусков кусков текста и прочих «радостей», которые нередко встречаются в пиратских версиях книг, бесплатно доступных в Интернете. Что касается читалок, то многие из них — к примеру, Mr. Book Clever, — оборудованы модулями Wi-Fi, которые позволяют покупать книги в Интернете прямо с ридера.

Еще немного о недалеком будущем

Как будет выглядеть типичная электронная читалка спустя полгода? Есть все основания полагать, что характеристики и функционал бюджетных моделей не претерпят ощутимых изменений, а вот их цена может снизиться на 15-20%. Гораздо интереснее ситуация с топовыми устройствами для чтения: они получат цветные дисплеи E-Ink, которые позволят просматривать видео и фото в цвете. И вот тогда нынешняя серьезная разница между планшетными компьютерами и классическими ридерами станет куда менее ощутимой.

Марина Рожкова, эксперт рынка мобильных гаджетов

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.