Товарное предложение на российском рынке планшетов

К моменту написания настоящего обзора уже можно с уверенностью говорить о том, что рынок Tablet PC в значительной мере сложился. При продолжающемся сверхинтенсивном развитии основная ассортиментная картина ясна. И это уже не перечень, подготовленный по анонсам продуктов, которые только еще ожидаются каналом поставок — так составлялись наши предыдущие обзоры на эту тематику. Это уже реальные предложения, которые продавались в России во II и III кварталах 2011 г. Для включения в таблицу (см. табл. 1 и 2) мы отобрали около 20 брендов, чьи продажи были заметны в этот период. Жирным шрифтом обозначены предложения, которые появились на полках с начала лета, остальные стартовали еще раньше.

К настоящему моменту производители перепробовали несколько вариантов, которые должны были помочь им вспрыгнуть на подножку разгоняющегося локомотива Tablet PC. В той или иной степени все такие варианты используют видимые (или надуманные) недостатки iPad. Например, с точки зрения форм-фактора здесь возникла идея, что продукт-прародитель великоват и несколько тяжелее, чем следовало бы. Так возник подсегмент 7-дюйм планшетов. Среди крупных игроков пионером в этом направлении стала Samsung с первой версией Galaxy Tab. А уж сонм азиатских производителей второго-третьего эшелонов принялся штамповать 7-дюймовики на базе ARM-процессоров несчетным ассортиментом. (Есть и 8-дюйм модели, но мы их понимаем просто как вариацию на 7-дюймовую тему и относим к одному классу. Равно как классу 10-дюймовых мы относим и модели одного типоразмера с iPad — формально 9,7 дюйма, и самые крупные планшеты с матрицей 11,6 дюйма.)

Довольно скоро стало понятно, что 7-дюймовики, рожденные как продукт миниатюризации и удешевления по отношению к «большому», во всех смыслах слова, брату, на самом деле являются самостоятельным подсегментом будущего рынка планшетов. Это удобное сверхмобильное средство потребления контента карманного формата, в то время как 10-дюйм гаджеты — еще и рабочий инструмент и в этом качестве, скорее, конкурируют с нетбуками и даже ультракомпактными ноутбуками.

(Вскоре появились и 4—5-дюйм планшеты, впрочем, эта категория уж слишком близко подходит к смартфонному формату и большинством потребителей воспринимается больше как вариант смартфона — т. е., главным образом, все же средства коммуникации. А для такового 5-дюйм решения великоваты, а значимого числа дополнительных возможностей в области медиа-потребления и работы в Сети не дают. Рынок подобных устройств все же крайне узок, на сегодня фактически все перечисленное — нишевые решения.)

Так что сегодняшний ассортимент планомерно раскладывается на две основных составляющих — 7 и 10 дюймов, у которых разный потребитель с разным спектром задач и требований. В целом эти подсегменты не столь уж и взаимно конкурентны. А формальное соотношение меж ними по количеству присутствующих в номенклатуре моделей до последнего времени оставалось в паритете — это видно по размеру таблиц 1 и 2 в нашем обзоре. Примерно то же, к слову, и по продажам в натуральном выражении. Но многое указывает сейчас на то, что это был момент прощупывания рынка, а на самом деле силы тут неравны.

Фактически любая новая категория продукции первоначально развивается по пути увеличения и расширения функционала, а не его сокращения в целях снижения стоимости. И так происходит вплоть до того момента, как рынок выйдет, что называется, «на стол». То есть войдет в фазу экстенсивного развития или вообще подойдет к фазе затухания. Тогда-то цена и становится важнейшим аргументом, но не раньше. Понятно, что уж кому-кому, а планшетному сектору до всего этого далеко, сегмент только сформировался. И рост возможностей устройств, умножение числа сценариев их использования и есть опорное движение в данной сфере. А 10-дюйм сегмент как более функциональный в этом смысле предпочтителен, так что именно он и является потенциально основным, по крайней мере в среднесрочной перспективе.

С другой стороны, дело с 7-дюймовиками, как было сказано выше, далеко не только в цене. А в том, что это карманный формат, являющий собой отдельную потребительскую ценность. Однако в этом качестве у планшетов много конкурентов, главным образом — смартфонов. Конкретно по чтению — одному из основных сценариев использования мобильных гаджетов — тут продолжают развиваются специализированные ридеры с рефлективными экранами. Для многих эти средства остаются удобнее небольшого планшета. Так что сегмент потребителей, теоретически способный потребовать от планшетов большей портативности, оказывается уже обеспечен предложением с других сторон. Именно поэтому развитие 10-дюйм формата представляется более перспективным. Если взглянуть на количество последних новинок, основные вендоры это уже осознали.

Платформы: плюсы и минусы

Но кроме массогабаритных характеристик в компьютерной сфере не менее важна и платформенная тематика. Главным аргументом конкурентов в деле борьбы за свой кусок планшетного рынка стал акцент на использование независимых ОС — Windows и Linux соответственно, но не строго в отношении последней, под процессоры с сиcтемой команд x86 и ARM. Судьба первого направления оказалась нелегка до крайности. Касалась она главным образом Windows 7 — эта ОС для планшетной сферы оказалась не особо подходящей и в интерфейсном плане — недостатки в той самой пальцориентированности, и в смысле адаптированности кода к энергоэффективному исполнению. Неубедительные результаты показывала и электронная начинка Intel Atom предшествующих поколений.

Компания Microsoft взяла тайм-аут до выпуска Windows 8, Intel представила «планшетный» вариант платформы Atom — Oak Trial, а сама с головой ушла в разработку собственной Linux-based ОС MeeGo.

Планшеты на платформе x86 еще появляются, но их число существенно сократилось. Иногда это вообще не Atom, а, скажем, как у Asus — системы на полноценной обвязке Core и по совсем другой цене. В старшей модели 3Q используется старый вариант Celeron. Также Atom перестал быть на 100% монополистом в сфере сверхэкономичных процессоров x86 — на рынок вышли соответствующие чипы AMD Fusion. Компания Acer — а это само по себе в компьютерной сфере не шутка — для своего решения выбрала именно их. А вот появившийся Oak Trial к настоящему моменту заинтересовал только ViewSonic. В любом случае, все вышеперечисленное — лишь отдельные прецеденты, общая же тенденция налицо: «нетбучные» решения в планшетосторении пока со значимым отрывом проигрывают ARM-Android по числу предложений.

На первый взгляд кажется очевидным, что, так или иначе, Wintel-платформа не может не развиваться, если мы говорим о применении планшетов для деловых нужд — а в сфере по крайней мере 10-дюйм моделей этот вопрос стоит сверхостро. Более того, бизнес-применения — краеугольный момент для развития планшетной тематики в целом. С другой стороны, тот резкий старт, который взяла платформа Android с выпуском планшетной версии 3 (Honeycomb) и ширящийся спектр самого разнообразного софта под нее расширяет и круг пользователей, для которых бизнес-приложения и Windows перестают быть синонимичными понятиями. Ровно то же, вернее, даже в большей степени, конечно же, верно и для iOS. Число менеджеров самых разных звеньев, пользующихся iPad как устройством для презентации отчетов и чтения документов, не говоря уже о коммуникационных задачах, ширится с каждым днем. Вопросы конвертирования данных, подключения планшетов на любой платформе к корпоративным системам, как видно, вполне решаемы. Распространение же концепции cloud computing, конкретнее SaaS, так и вовсе делает вопрос вторичным о том, какая ОС установлена на клиенте.

В результате та пауза, которую вынуждена была взять классическая платформа PC в деле освоения планшетной тематики, вполне может оказаться для нее критичной — пользователь забудет, «кто здесь главный». И вот вам, пожалуйста, пример как некий символ сказанного: под торговой маркой, давно ставшей фактически нарицательноой для корпоративного модельного ряда — ThinkPad — уже выходит планшет на Android. Но результаты всего этого, если они будут, мы увидим в будущем. А на сейчас платформа MeeGo в планшетной сфере так и не успела освоиться, хотя, как система с открытым кодом, и дала старт нескольким сторонним проектам. Единственным же серьезным конкурентом iOS в планшетной сфере остается Android, а аппаратная обвязка в большей части использует ARM-процессоры.

Планшеты versus нетбуки

Естественно, когда мы говорим о планшетах и об их перспективах, не следует забывать о существовании конкурирующих по конструктивной части направлений. Речь о нетбуках. Тут, конечно, важна аппаратная клавиатура, особенно когда речь заходит о рабочих задачах. Но, как видно, производители планшетов оперативно разрешили эту коллизию. Продукты Acer и Asus (случайно ли, но по совместительству еще и безоговорочно лидирующих поставщиков тех самых нетбуков) комплектуются клавиатурной док-станцией. Фактически это превращает планшет в полноценный нетбук или смартбук. Единственным преимуществом нетбука пока остается все же сильно меньшая цена, ну и да, привычная платформа ПК, на тему которой много сказано выше.

Дмитрий Шульгин, старший эксперт ITResearch

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.