Зародившийся в середине 90-х годов прошлого века, рынок беспроводного доступа в России прошел большой и интересный путь — от группы энтузиастов и первых попыток адаптации технологий тех лет к потребностям рынка до многомиллионного рынка наших дней. За эти годы были развернуты сети в сотнях городов России и СНГ, подключены сотни тысяч абонентов. Развивалась и технология — от Wi-Fi до сложных протоколов, обеспечивающих гарантию скорости и сервисов каждому абоненту, вершиной которых стал небезызвестный WiMAX. А дальше началось очень интересное.

Предыстория

Традиционно оборудование беспроводного доступа было недешевым и использовалось в основном для подключения предприятий и организаций. Частным лицам было просто не по карману подключение в 30-50 тыс. руб. И за все эти годы все компании, кто нуждался в связи — ею обзавелись. И рынок перестал расти. Сыграла свою роль и конкуренция между операторами (проводными, беспроводными), рост проводных и оптических сетей в городах. И рынок себя исчерпал. Конечно, говорить о конце рынка фиксированного радиодоступа рано, но предпосылок для бурного роста нет — количество вновь создаваемых компаний, строящихся зданий невелико и может обеспечить лишь стабильность рынка, но никак не рост. Что же делать дальше?

Оценка количества новых беспроводных подключений.

Источник: по данным «КомпТек»

Рынок — рядом

Еще в 2005 г. на очередной конференции «БЕСЕДА» прозвучала просьба операторов — дайте абонента за 100 долл., и мы перевернем этот рынок. Что же это за рынок, которому нужен столь дешевое оборудование?

Для этого спросите себя — что для вас сейчас Интернет? А это, оказывается, стало для современного человека такой же необходимостью, как радио и телевидение, как телефон. При этом до сих пор проникновение Интернета в России довольно низкое, несмотря на большую активность провайдеров и серьезные инвестиции, в том числе и государственные.

По данным RIW на конец 2010 г., ежемесячная аудитория Рунета составляет 44 млн человек. Причем, 28,6 млн человек посещают Интернет ежедневно, 10,2 млн человек — хотя бы раз в неделю и 4,9 млн человек — хотя бы раз в месяц. А по данным Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), опубликованным в апреле 2011 г., на осень 2010 г. месячная аудитория Интернета в России составляет 46,5 млн человек старше 18 лет, что составляет около 40% населения России этой возрастной группы. За последний год аудитория Интернета в регионах увеличилась на 5,8 млн человек.

Почему же до сих пор всех не подключили?

Жизнь интернет-провайдера далеко не безоблачная, как то кажется на первый взгляд. Помимо ядра сети, надо построить магистральную сеть по городу, войти в каждый дом, в каждую квартиру. На каждом из этих этапов есть множество барьеров, на преодоление которых уходит довольно много денег и времени. И как раз экономическая целесообразность и не дает провайдерам:

  1. Выйти за город
  2. Подключить малоэтажную застройку или частный сектор внутри города

Основные причины просты: малая плотность абонентов при значительно больших затратах на доведение каналов связи. И провайдеры просто не идут на этот рынок — невыгодно.

Заметьте, мы говорим о более чем половине трудоспособного населения страны, это десятки миллионов человек. Рынок огромный и очень перспективный. Главное — найти подходящую технологию, которая позволит недорого дойти до абонента.

Претенденты

Понятно, что такой рынок не может долго оставаться незанятым. И несколько лет назад на него началось планомерное наступление — WiMAX, 3G, LTE. И, как ни странно, — Wi-Fi. Но обо всем по порядку. Для большей наглядности сведем все плюсы и минусы беспроводных технологий, о которых так много говорят, в таблицу.

Сравнение технико-экономических показателей различных беспроводных технологий

Мы описали технологии массового доступа, изначально требующие серьезных вложений, которые в России под силу лишь сотовым операторам, либо очень серьезным инвесторам (Yota, например). Что же делать небольшим провайдерам? Ждать, пока этот рынок будет занят? Ни в коем случае.

Революция № 1

Два года назад одна американская компания проанализировала мировой рынок и поняла, что сотни миллионов абонентов до сих пор не имеют нормального скоростного доступа в Интернет. И, что самое интересное, никто не стремится им предложить что-то дешевое и скоростное. Самая дешевая технология беспроводного доступа, как известно, — это Wi-Fi. Модули встроены во все ноутбуки, большинство телефонов и так далее. Но у Wi-Fi есть несколько принципиальных проблем, не позволяющих ей стать массовой технологией.

  1. Встроенные адаптеры имеют малую дальность.
  2. Коллизионный доступ — нет гарантии стабильности скорости в канале связи.

И вот в 2009 г. выходит первый продукт, Nanostation, в России известный как DreamWiFi. Устройство, перевернувшее рынок и доказавшее, что даже обычный Wi-Fi может быть массовой технологией. Причина проста — за магические 100 долл. абонент получал возможность подключиться к Интернету на расстоянии в километры от базовой станции на скорости в 5-10 Мбит/с. Продав несколько миллионов таких устройств, компания-производитель Ubiquiti Networks решила не останавливаться и сделала второй шаг: объявила конкурс среди программистов по всему миру с призовым фондом в 200 тыс. долл. на разработку системы неколлизионного доступа. Очень оригинальный шаг для рынка беспроводной связи. В результате уже через полгода они презентовали новое поколение оборудования, и вот его уже с полной ответственностью можно было назвать оборудованием беспроводного доступа. При этом ценовая политика осталась прежней, а возможности оборудования возросли многократно.

Когда появилось еще только первое поколение, многие традиционные производители с пренебрежением отнеслись к новинке, однако рынок сделал свой выбор. Для нового рынка на первое место выходит цена, рядовой абонент просто не заплатит больше за подключение.

В результате из простой технологии Wi-Fi получилась операторская система беспроводного доступа с приличной скоростью — до 300 Мбит/с, с операторской функциональностью, позволяющий и выдать канал фиксированной ширины, и различный трафик правильно обрабатывать, и управлять сетью таких устройств.

Частоты

В России, как мы знаем, самое главное в бизнесе беспроводного оператора — это получить частоты. Именно поэтому количество таких операторов всегда было ограничено, а ШПД-операторы не стремились выйти на этот рынок — очень уж дорого получить частоты. Но в 2009 г. государство сделало рынку подарок, определив новый класс устройств — «малого радиуса действия» и, таким образом, фактически открыв для них диапазон 2,4 ГГц. Вся процедура теперь сводится к простой регистрации базовых станций, а значит, провайдеры могут не бояться слов «получить частоты».

Революция № 2

Вторая революция только готовится, и свершится этим летом (наверное, по нашей российской традиции, в августе). Касается она уже магистральных каналов связи, которые на 90% состоят у нас из оптики.

Не секрет, что прокладка магистральной сети по городу у нас сродни подвигу — столько согласований надо получить, столько инстанций пройти и денег заплатить. Конечно, в результате получается прекрасный актив, который можно наращивать по емкости (кабель обычно кладут многожильный), скорости (технология DWDM, например, позволяет организовать множество каналов даже по одному волокну). Но есть участки, которые даются особенно трудно. Кроме того, прокладка оптики — мероприятие длительное.

Есть один частотный диапазон — 70-80 ГГц, в котором исторически выпускались системы высокоскоростного радиодоступа малой дальности — 2-3 км. Современные системы на таких дистанциях развивают скорость до 1-2 Гбит/с. Имеется, правда, одно «но» — это цена. Стоимость прокладки 1 км оптики в городе — порядка 5000 долл., а беспроводные системы диапазона 70 ГГц пока стоят сильно дороже — порядка 40 000 долл. Но совсем недавно ситуация поменялась. На рынке появилась первая коммерческая система по цене прокладки оптики, то есть 15 000 долл. за 1 Гбит/с на 3 км. И это предвещает революцию. Скоро провайдеры будут широко использовать такие системы для быстрого подключения новых домов, выхода за город, «перехода» через магистрали. А простая процедура регистрации таких систем приведет новых игроков на наш, российский рынок беспроводного доступа.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.