Уже какой год (даже десятилетие!) мы слышим о необходимости способствовать развитию компаний сегмента малого и среднего бизнеса (СМБ), который во всех развитых странах является основной движущей силой развития национальной экономики. Тем не менее, у нас реальной помощи, в частности, со стороны ИТ-индустрии, до сих пор не так уж много. А каковы возможности использования малыми предприятиями Интернета? В этой статье мы поподробнее рассмотрим этот вопрос, но применительно не ко всему сегменту СМБ, и даже не к МБ, а лишь к «нижней» его части — к компаниям с численностью занятых не более 49 человек.

Такое «урезание» объясняется тем, что здесь мы будем базироваться на данных исследования, которое провела компания Ipsos специально для российского отделения компании Google. Основой исследования послужил проведенный в конце 2010 г. телефонный опрос 877 предприятий с численностью сотрудников от одного до 49 человек. (Кроме того, в исследовании использованы данные Федеральной службы государственной статистики и компании Experian.) Согласно методологии, исследование охватило 89% всех компаний указанной численности.

Авторы исследования позиционируют его на СМБ, однако, по нормам российского законодательства, к сфере СМБ относят предприятия численностью до 500 человек, а к малым предприятиям — не более 100 человек. Однако и рассматриваемый в данном исследовании срез также весьма интересен. На самом деле, есть масса индивидуальных предпринимателей (страховщиков, риэлторов, дизайнеров, переводчиков и людей многих других отраслей, которые активно используют и ИТ в целом, и Интернет в частности). Вопрос только — как назвать эту совокупность компаний с численностью от 1 до 49 человек. В дальнейшем мы все-таки будем называть их малыми предприятиями (малым бизнесом), но будем при этом помнить, что в массиве официальных малых предприятий эта группа составляет лишь часть. И наши малые для разграничения с официальными будем в дальнейшем писать в кавычках.

В данном исследовании были охвачены предприятия оптовой торговли, сельского хозяйства, промышленности и производства, бизнес-услуг, финансов, страхования, недвижимости и многих других, всего — 8 секторов (госсектор не включался).

Наибольшая доля в общем их числе — это компании, занимающиеся оптовой торговлей, она составляет 27%, далее следует сектор сельского хозяйства, промышленности и производства — 21% (рис. 1). В результате, на два крупнейших сектора приходится почти половина «малых» предприятий в России.

Рис. 1. Структура «малого» бизнеса в России по сферам деятельности.

Среди всех «малых» предприятий, согласно исследованию, абсолютно превалируют компании с числом сотрудников от 1 до 9, — на их долю приходится 87% общего числа «малых» компаний. Компании с числом сотрудников 10-19 составляют лишь 7% всего массива исследованных предприятий. На индивидуальных предпринимателей и фирм с 20-49 сотрудниками приходится по 3%.

Почти на всех предприятиях в сфере финансов, страхования, недвижимости (в 9 из 10) работают менее 10 человек, примерно такая же картина — в сфере бизнес-услуг. Более 9 из каждых 10 «малых» фирм в России имеет только один офис, и лишь 1% имеет коммерческие отношения с другими странами.

При этом 93% опрошенных «малых» коммерческих предприятий утверждают, что они являются независимыми, а остальные 7% входят в состав национальных и международных групп компаний.

Доступ к Сети

Согласно результатам исследования, доступ к Сети имеют 95% таковых. Более половины (54%) всех «малых» предприятий, имеющих доступ в Сеть, работают в Интернете из дома. Среди индивидуальных предпринимателей 8 из 10 используют домашнее Интернет-подключение для целей бизнеса. При этом та же доля более крупных предприятий использует подключение к Сети на своем рабочем месте.

Скоростные показатели для компаний, подключенных к Сети

Теперь — что касается скорости подключения, она тоже неоднородна для различных групп «малых» предприятий. Половина (51%) подключенных к сети «малых» фирм имеют высокоскоростной доступ (ШПД или DSL). Чаще всего его используют компании сектора финансов, страхования и недвижимости (66%) , а реже всего — лишь 33% — отели и рестораны.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то больше половины из них — 52% — используют либо модемное подключение, либо низкоскоростной доступ. Но вообще-то «малые» предприятия не очень и осведомлены об этом показателе: как выяснилось, 9% просто не знают, а еще 15% — не уверены, какой тип подключения у них используется.

Сайты, блоги и прочие формы присутствия

И все же одной лишь возможности выхода в Сеть для бизнеса, в том числе, и «малого», недостаточно. Для эффективного его развития, конечно же, необходимо иметь свой сайт, или же блог, бизнес-справочник, либо иметь страницу в социальной сети и пр. И тут выясняется, что в России в Сети каким-либо образом присутствуют лишь 38% компаний рассматриваемого массива «малых» фирм.

В нашей стране слабее всего в Сети представлены индивидуальные предприниматели — всего пятая их часть.

Самая распространенная форма присутствия в Интернете — сайты, их имеет одна треть всех опрошенных компаний. Своя страница в социальной сети есть всего у 5%, а блог — лишь у 3% «малых» фирм.

Барьеры для не присутствующих в Сети

Естественно, интересно, что же останавливает в этом плане «малые» компании, у которых пока нет собственного сайта?

Согласно результатам опроса, 58% российских «малых» фирм, не присутствующих в Интернете, даже никогда не задумывались о создании собственного веб-сайта, а 27% опрошенных компаний рассматривали такую возможность, но так и не приступили к созданию сайта. (рис. 2).

Рис. 2. Отношение «малых» предприятий к созданию своего сайта.

Исследование выяснило основные причины отсутствия сайта у «малых» компаний.

Среди тех фирм, которые никогда и не собирались создать свой сайт, самый главный довод среди опрошенных, — что для продвижения их продуктов и услуг веб-страница вообще не нужна, так посчитали 58% респондентов (см. рис. 3а). Еще пятая часть опрошенных утверждают, что наличие сайта не увеличило рост числа клиентов и объема продаж. А 5% респондентов убеждены, что создание сайта требует слишком больших затрат. Но есть главная причина полученных данных: пока в России среди рассматриваемого массива «малых» предприятий доминируют компании розничной торговли (см. рис. 1), а они как раз не заинтересованы в интернет-присутствии.

Среди тех «малых» предприятий, которые собирались, но так и не начали работу по созданию сайта, также набралось немало таких, кто считает веб-страницу ненужным инструментом для продвижения продуктов и услуг,— 32%, а таких, кто считает веб-сайт дорогим удовольствием — целых 19% (рис. 3б). Таким образом, основные причины — нет необходимости или не видна польза от создания сайта.

Рис. 3 а, б. Барьеры создания своего сайта для фирм «малого» бизнеса.

При этом выяснилось, что среди компаний, не имеющих сайта, большинство даже не знают стоимости его создания. Так, 27% опрошенных компаний из не имеющих собственного сайта считают, что его разработка обойдется им не более чем в 16 800 руб., а средняя оценка стоимости его создания среди них составила 17 тыс. руб.

Но все же только 9% «малых» компаний, не имеющих присутствия в Интернете, не хотели бы инвестировать в создание сайта, и в то же время в среднем они готовы заплатить за это около 5600 руб.

Подведем итоги: в целом для России пока характерна сравнительно низкая доля присутствия «малых» компаний в Сети, хотя выход в Интернет есть почти у всех. Таким образом, у этого массива компаний еще имеется огромный потенциал бизнеса в виде использования возможностей Сети — и для того, чтобы заявить о себе и представить базовую информацию, и, тем более, для развития электронной коммерции, и для размещения рекламы в Интернете. И здесь все упирается в еще недостаточную осведомленность отечественного «малого» бизнеса, в его структуру, сильно перекошенную на торговлю, а также в стоимостные барьеры.

Но в будущем, несомненно, деятельность всех российских предприятий, даже самых малых, немыслима без Интернета, важнейшего в настоящее время инструмента маркетинга, продвижения и продаж продукции. И тут уже виден потенциал для ИКТ-индустрии, — по предоставлению бюджетных тарифов доступа, по созданию и поддержке сайтов за приемлемые деньги и пр.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.