Как и для всего ИТ-рынка, для визуальных средств 2010-й год в целом можно считать годом восстановления. Фактически не было сегментов, где наблюдалось бы уменьшение продаж или даже стагнация. Однако, поскольку каждый из товарных рынков находится на своей стадии жизненного цикла, и основные целевые рынки для них разные, динамика отраслей достаточно сильно отличалась.

Рис. 1. Динамика темпов роста различных отраслей рынка средств визуализации.

Мониторный рынок, как самый зрелый, еще в начале 2008 г. стал показывать некоторое снижение продаж, обусловленное в первую очередь началом активного наступления ноутбуков. Грянувший в начале осени 2008 г. кризис привел к тому, что уже по итогам 2008 г. рынок показал отрицательную динамику, которая очень сильно усугубилась в 2009 г. (см. рис. 1). Восстановление рынка мониторов в 2010 г. наблюдалось, но из всех сегментов было наиболее скромным.

Рынки проекторов и коммерческих панелей, напротив, причисляются к числу «молодых», ранее показывавших значительные темпы роста. Однако, поскольку они относятся к корпоративно-ориентированным отраслям, а проекты у нас традиционно закрываются большей частью во второй половине года, начало кризиса в 2008 г. их подкосило также достаточно сильно. В результате продажи проекторов показали минимальный рост, а панелей вообще были в «минусах» еще в 2008 г.

2009-й год был чрезвычайно неудачным для средств визуализации, и суммарное падение продаж составило от 35 до 38 процентов, причем хуже всего себя чувствовали как раз проекторы и панели. Но именно здесь накапливался значительный отложенный спрос, который и был удовлетворен в 2010 г. Мониторы, где последние годы превалирует рынок замещения (старые аппараты списываются, и закупка новых ведется по принципу «один к одному»), отскочил от дна менее чем на 18%. В результате рынок очень сильно недотянул до докризисных показателей и, как показывает ситуация на рынке десктопов, он уже никогда до прежних уровней и не восстановится. Рынок проекторов чувствовал себя существенно лучше, здесь рост составил приличные 28%, даже несмотря на практическое отсутствие крупных тендеров, которые ранее являлись драйвером роста этой отрасли. Данный сегмент пока не достиг докризисных уровней, но, скорее всего, это вопрос самого обозримого будущего.

Наилучшую динамику в 2010 г. показали коммерческие панели, причем их динамика роста оказалась существенно выше темпов падения. Однако, поскольку здесь, в отличие от MMP, падение шло подряд два года, наивысшая точка (уровень 2007 г.) еще не достигнут. Однако, учитывая показатели I квартала текущего года, можно ожидать, что этот барьер будет преодолен уже в этом году. Теперь — об особенностях различных сегментов.

Мониторы

Компьютерные мониторы традиционно — это наиболее крупная из рассматриваемых отраслей. В 2010 г. всего на российском рынке было продано 5,6 млн мониторов, что на 18% выше уровней 2009 г. Денежные показатели рынка составили 1,13 млрд долл., и 19% роста. Следует отметить, что это оказалось несколько выше расчетной величины, которая отвечает за замещение установленного оборудования (около 5,3 млн). Таким образом, несмотря на потрясающие темпы развития рынка ноутбуков, в 2010 г. наблюдалось также и небольшое увеличение установленной базы десктопов, что внушает осторожный оптимизм.

Но все же, скорее всего, будет реализовываться другая модель, а именно — начало замещения десктопов ноутбуками даже в корпоративе. Расчеты на 2011 г. дают прогноз 10%-ного роста рынка мониторов. Это связано с тем, что мониторы, завезенные в рекордные 2006-2007 гг., сейчас начинают активно заменяться, что служит серьезной поддержкой рынку. По крайней мере, результаты I квартала 2010 г. оказываются в рамках прогноза, хотя при существенно выросшей стоимости нефти (а значит при поступающих больших дополнительных деньгах) можно было бы ожидать лучшего.

Несмотря на то что мониторы относятся к зрелым отраслям, здесь продолжаются ощутимые структурные сдвиги, а также идет серьезная конкурентная борьба. Наиболее выраженным технологическим трендом является переход от устройств со стандартным форматом 5:4 к «широкому» (16:9, 16:10) формату (см. рис. 2).

Рис. 2. Динамика продаж мониторов по формату экрана.

Сейчас на рынке широкоформатных мониторов доминируют аппараты 16:9, и можно ожидать, что формат 16:10 уйдет с рынка даже раньше, чем стандартные мониторы (5:4). Особенно быстрое «вымывание» устройств формата 16:10 наблюдается среди больших диагоналей.

Довольно скромно выступают LED-мониторы, не говоря уже о 3D-устройствах, продажи которых до сих пор остаются единичными. Аппараты со светодиодной подсветкой очевидно будут в ближайшей перспективе определять ландшафт мониторного рынка, но этот процесс протекает достаточно эволюционно, без особой спешки и шумихи (которая, впрочем, совсем не помешала бы).

Естественно, «средняя диагональ» на рынке мониторов непрерывно увеличивается (см. рис. 3), вместе с уменьшением стоимости дюйма. Но если раньше данные процессы были сопоставимы, что приводило к удержанию средней стоимости аппарата на уровне около 270 долл. (см. рис. 4), то кризис выбил у мониторного рынка почву из-под ног.

Рис.3. Изменение диагональной структуры рынка мониторов в течение последних четырех лет.

Рис. 4. Изменение средневзвешенной цены монитора за последние четыре года.

Лет 10 назад на российском рынке мониторов работало около 30 вендоров, ведших серьезную конкурентную борьбу, однако тройка лидеров (сначала LG, Samsung, Viewsonic, последнюю затем сменила Acer) всегда обеспечивала подавляющую часть продаж. В результате наш рынок мониторов на протяжении всей своей истории был сильно монополизированным, и соответствующий индекс практически всегда превышал уровень 0,18 (именно эта отметка означает высокую степень монополизации рынка). С развитием кризиса данный индикатор начал расти (см. рис. 5), что говорит о существенном уменьшении интенсивности конкуренции. Компании второго и третьего эшелона в кризис страдали сильнее, чем лидеры, что приводило к увеличению доли последних. Восстановление рынка в 2010 г. привело к увеличению интенсивности конкуренции и, соответственно, к уменьшению индекса.

Рис. 5. Динамика индекса Герфиндаля (индикатора монополизированности рынка).

Проекторы

За прошедший 2010 г. рынок мультимедийных проекторов вырос на 28%, причем продажи носили традиционный сезонный характер с активным усилением ко второму полугодию. К сожалению, до сих пор мало кто воспринимает проектор как серьезное вложение средств, способное привести к хорошей отдаче, скорее это необязательное дополнение к бизнесу, повышающее удобство работы и респектабельность компании в глазах клиентов. Поэтому покупка подобной техники зачастую финансируется по «остаточному» принципу. «Остаточность» эта делает проекторы товаром с крайне эластичным спросом, и она привела к тому, что в первом полугодии 2009 г., в разгар кризиса, проекторный рынок уменьшился вдвое. Ситуацию тогда спасло достаточно удачное второе полугодие.

Основным структурным итогом прошлого года мы считаем окончательное формирование пула сверхдешевых проекторов, стоимостью менее 500 долл. Вплоть до II квартала 2010 г. на рынке существовал только один такой проектор. В III квартале их стало четыре, а в последнем квартале года — уже 11. Совокупные продажи этих 11 моделей по итогам IV квартала составили уже около четверти от общего показателя 4 квартала.

Структура продаж проекторов по разрешению матрицы практически не изменилась по сравнению с 2009 г. (см. рис. 6). XGA-проекторы сохранили свои позиции 2009 г., доля широкоформатных проекторов растет, но не теми темпами, которые были характерны для рынка мониторов.

Рис. 6. Динамика вклада в рынок различных разрешений проекторов.

Тем временем набирает обороты тренд 3D-проекторов (рис. 7). Исторически сложилось так, что DLP-проекторы стали массово поддерживать 3D намного раньше, чем по технологии LCD.

Рис. 7. Динамика доли продаж 3D-проекторов.

Прирост доли 3D-проекторов составляет в среднем 5% в квартал, уже сейчас продажи 3D-стройств составляют чуть менее половины рынка DLP-проекторов (продажи LCD 3D-проекторов в количественном исчислении пренебрежимо малы). Та легкость, с которой производители внедряют новую технологию, практически ничего не прося взамен, позволяет думать, что, возможно, в будущем все DLP-проекторы будут способны отображать стереокартинку.

Full HD-проекторам не удалось «выстрелить» в ушедшем 2010 г. Причины этого прежние — неосведомленность потребителей, сложность инсталляции, достаточно высокая стоимость решения, и все это — на фоне повышенного внимания к плоскопанельным телевизорам, успешно заменяющим проекторы дома, а, зачастую, и в офисе. Так или иначе, устройства совершенствуются, их стоимость падает, а возможности растут, что повышает привлекательность их покупки в глазах целевой аудитории. За два последних года стоимость среднего бюджетного Full HD-проектора снизилась до 1.5 тыс. долл. (рис. 8), средневзвешенная цена Full HD-моделей также падает. На продажах это сказывается не столь заметно, как могло бы.

Рис. 8. Динамика средней стоимости 10 наиболее дешевых Full HD-проекторов по кварталам (долл.)

В начале 2011 г. природа преподнесла Японии жестокое испытание, последствия которого уже ощутил (или еще ощутит) на себе весь мир. Сокращение поставок электронных компонентов коснулось очень многих отраслей: в Японии сосредоточено большое число высокотехнологичных предприятий, выпускающих электронику. Пострадали и заводы, производящие проекторные компоненты. Продолжается энергетический кризис. В связи с этим стоит ожидать перебоев в поставках проекторов во втором-третьем кварталах. В то же время производство восстанавливается достаточно быстро, и вероятнее всего, ограничится небольшой просадкой. В целом, землетрясение не привело к значительным последствиям на российских рынках средств визуализации, но его влияние на различные сегменты рынка неодинаково.

Лидерами рынка проекторов в 2010 г. стали компании* Acer, BenQ, Epson и NEC (в алфавитном порядке), их совокупные продажи составили 69% от общего объема продаж рынка. На российском появилась новое имя — Vivitek: это бренд компании Delta Electronics, крупного OEM-производителя цифровой техники. Vivitek имеет достаточно ресурсов для успешной конкуренции на рынке и появление этой компании, несмотря на пока небольшие объемы продаж, не стоит недооценивать. Активизировался еще один крупный игрок — Samsung. О потенциале данного вендора можно не напоминать дополнительно, скорее всего, его активность затронет и рынок проекторов: за год его позиция в зачете производителей поднялась с 16-го на 12-е место.

Коммерческие панели

Рынок цифровых дисплеев для общественных мест является наименее массовым среди рассматриваемых здесь сегментов, однако он имеет самую большую норму прибыли, высокий потенциал, и, безусловно, интересен участникам. За прошедший 2010 г. было продано 11,6 тыс. панелей (прирост в 59% по отношению к показателю 2009 г.) на сумму в 50 млн долл. (92%-ный рост). Данное расхождение натуральной и денежной динамики обусловлено ощутимым ростом средневзвешенной стоимости устройств. За увеличением этого показателя (см. рис. 9) стоит тот факт, что коммерческие дисплеи — это высокотехнологичные устройства со значительной составляющей дорогостоящих решений (тонкая рамка, встроенный ПК, различные интерфейсы и т. д.). В связи с этим здесь не наблюдается выраженной ценовой эрозии, характерной для многих других IT-рынков. При сохранении высокой стоимости устройств происходящий сдвиг в сторону больших диагоналей и несколько более дорогой ЖК-технологии не может не отражаться на средней стоимости устройств. Мы думаем, что тренд к удорожанию «средней» панели будет продолжаться и в дальнейшем.

Рис. 9. Динамика средневзвешенной стоимости коммерческих панелей.

Обращает на себя внимание (рис. 10), что самая низкая стоимость коммерческих панелей на самом деле была зафиксирована в 2008 г.

Рис. 10. Структура продаж коммерческих панелей по размерам дисплея.

В I квартале 2010 г., с выходом из кризиса, началось падение доли 50-54-дюйм аппаратов и рост доли диагоналей 40-42 и 46 дюймов, что расценивалось как дополнительный индикатор выздоровления рынка. Но, в конечном итоге, доля панелей с диагональю 40-42 дюйма так и не восстановилась, а стала уверенными темпами расти доля 46-дюйм панелей, которые берут на себя роль мейнстрим-решения.

Еще один важный тренд на рынке информационных панелей — увеличение доли ЖК-аппаратов (рис. 11). Сейчас фактически только две компании (из них в наибольшей степени Panasonic) продолжают поддерживать плазменную технологию. Несмотря на то что массовый рынок «плазмой» уже потерян, по сочетанию цена/дюйм она еще лидирует, плюс ко всему самые большие решения — 85 и 103 дюйма, стабильный спрос на которые был даже в кризис, существуют только в «плазме».

Рис. 11. Динамика продаж панелей по технологиям дисплея.

Из вендоров здесь традиционно сильно выступает Samsung. Также сильны позиции* LG, NEC и Panasonic. Остальные вендоры пока не выходят на массовые количества. Очень интересно, когда эта ситуация изменится и изменится ли она вообще. По крайней мере концентрация на рынке коммерческих панелей, несмотря на выход из кризиса, только продолжает расти.

* Компании перечислены в алфавитном порядке.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.