Наблюдаемые в последний год негативные тенденции в развитии ИТ-рынка, в том числе и в основных сегментах компьютерной периферии, неизбежно отражаются и на форме оценок происходящих изменений. Поэтому в данном обзоре, в отличие от публикаций в «докризисный период», анализ основных показателей рынка принтеров, настольных МФУ и сканеров, а также происходящих на этих рынках структурных изменениях в первой половине 2009 г., приходится проводить не в терминах роста востребованности тех или иных категорий продуктов, а с точки зрения того, в каких из них спад был менее глубоким.

Печатающие устройства

Общее количество проданных за первое полугодие принтеров и настольных МФУ составило чуть более 1,3 млн шт., что на 45% меньше, чем за первое полугодие 2008 г.— самый низкий показатель за последние пять лет. Падение денежного объема рынка оказалось даже несколько больше — около 50% (257 млн долл.), при этом в первом и во втором кварталах темпы снижения продаж оказались почти одинаковыми.

Следует, однако, заметить, что наихудшие за последние несколько лет показатели второго квартала (соответствующие откату рынка на уровень 2003 г.), судя по всему, обозначили нижнюю точку спада, и уже ближе к середине года спрос начал восстанавливаться и динамика продаж во всех основных сегментах печатающих устройств также синхронно стала положительной. Судя по усилению тенденции к росту в последние летние месяцы, показатели второй половины 2009 г. окажутся существенно лучше, чем первой.

При сопоставлении итогов первых полугодий 2008 и 2009 гг. обращает на себя внимание синхронность и близкие показатели глубины спада в основных категориях печатающих устройств (рис. 1), что характерно и для некоторых других сегментов ИТ-рынка. Это свидетельствует прежде всего о том, что кризис почти в равной степени сказался на платежеспособности всех основных категорий потребителей.

Рис. 1. Динамика продаж в основных сегментах печатающих устройств (первое полугодие 2009 г. по сравнению с первым полугодием 2008 г., в штуках).

Одним из следствий кризисного периода стало замедление экспансии многофункциональных устройств, которая в предыдущие годы была особенно активной в струйном сегменте. К середине текущего года соотношение продаж однофункциональных и многофункциональных печатающих устройств и в лазерном, и в струйном сегментах оказалось примерно таким же, что и год назад, — в штучном выражении лазерные МФУ составляли около 40% рынка, а струйные МФУ — около 70% (рис. 2).

Рис. 2. Динамика изменения доли МФУ в струйном и лазерном сегментах (%, шт.).

Одной из очевидных причин можно считать более экономное поведение потребителей: несмотря на продолжающуюся эрозию цен, стоимость многофункциональных устройств, особенно лазерных, остается заметно выше, чем аналогичных по производительности принтеров. Другим фактором, по-видимому, является изменение политики закупок в организациях.

В сегменте струйных устройств, который по итогам полугодия понес несколько меньшие потери, чем лазерный, точками «минимального падения» продаж и принтеров, и МФУ были модели нижнего ценового уровня. В обоих подсегментах устройства стоимостью меньше 100 долл. заняли около двух третей рынка. Для струйных принтеров это свидетельствует об изменении тренда спроса, поскольку в предкризисный период более востребованными становились модели старших ценовых категорий. При этом во всех стоимостных категориях средние розничные цены за последний год не имели тенденции к снижению. Для подсегмента струйных МФУ увеличение рыночной доли устройств класса low-end является продолжением долгосрочного тренда. В отличие от принтеров ценовая эрозия в нем не ослабевала, и в категории устройств стоимостью до 100 долл. средняя цена за год снизилась еще на 12%. В большинстве старших ценовых категорий струйных устройств продажи снизились больше чем вдвое. Исключение, как и в конце 2008 г., составили многоцветные модели фотопринтеров и высокопроизводительные бизнес-принтеры.

После того как компания Lexmark практически ушла из сегмента струйных принтеров и значительно сократила поставки струйных МФУ, суммарная доля компаний Canon, Epson и Hewlett-Packard в первом полугодии возросла до 98% рынка.

Из наиболее значительных структурных изменений в сегменте лазерных устройств можно отметить явный сдвиг спроса бизнес-пользователей в сторону более скоростных монохромных принтеров для рабочих групп. Снижение продаж в категории принтеров производительностью свыше 30 стр./мин и в первом, и особенно во втором кварталах, было значительно меньше, чем в целом на рынке принтеров. Правда, это не в последнюю очередь обусловлено чрезвычайно высокой популярностью новой 33-страничной модели Hewlett-Packard (LaserJet P2055), поставляемой по весьма конкурентной цене. Аналогичное изменение спроса наблюдалось и в подсегменте монохромных лазерных МФУ: меньше всего он снизился в классе устройств производительностью свыше 20 стр./мин.

Больше чем наполовину сократились количественные продажи на рынке цветных лазерных устройств, причем падение спроса, почти одинаковое и в сегменте цветных принтеров, и МФУ, сопровождалось его перераспределением в пользу моделей нижнего ценового уровня. Особенно заметным такое смещение предпочтений пользователей было на рынке офисных принтеров формата А4. Из-за структурных изменений и ценовой эрозии объем подсегмента «узких» устройств в деньгах сократился больше, чем в натуральном выражении. Несколько меньше, чем в целом по цветному подсегменту, в первом полугодии сократились продажи полноцветных принтеров формата А3.

Однако в целом на рынке лазерных принтеров, несмотря на значительное сокращение его объема за последний год, каких-либо кардинальных изменений в позициях ведущих производителей не произошло. Как и по итогам первых двух кварталов 2008 г., около половины всех проданных за первые шесть месяцев 2009 г. устройств пришлась на продукты Hewlett-Packard, а вместе с Canon, Samsung и Xerox четверка лидеров контролирует свыше 92% сегмента. Можно отметить лишь некоторое перераспределение продаж в пользу компаний Canon и Xerox.

Примерно такое же доминирующее положение на рынке (свыше 90%) эти компании продолжают сохранять и в подсегменте настольных лазерных МФУ. Однако изменение позиций внутри этой четверки оказались более заметными. Прежде всего следует отметить увеличение рыночной доли Hewlett-Packard. Из других производителей лазерных МФУ предотвратить существенное снижение продаж удалось только Panasonic.

Сканеры

В данном обзоре помимо массового сегмента планшетных сканеров представлен также и сегмент документ-сканеров, регулярные исследования которого в ITResearch проводятся с 1-го квартала 2009 г. Правда, уже раньше мы отмечали формирование отдельной категории планшетных устройств, обладающих повышенной скоростью сканирования и оснащаемых автоподатчиками. Хотя эти модели сохраняли основные черты графических планшетных сканеров (например, возможность оцифровки с высоким разрешением), они одновременно приобретали и функциональность, необходимую для надежной обработки многостраничных материалов (прежде всего, средства управления и контроля тракта транспортировки оригиналов и специализированное ПО для предварительной обработки изображений и распознавания). Такие «универсальные» модели, имеющие скорость сканирования более 10 стр./мин и занимающие все более значимую часть продуктовых линеек ведущих производителей планшетных сканеров — Epson и Hewlett-Packard, с начала 2009 г. были нами отнесены к сегменту документ-сканеров (и, с целью корректного ретроспективного сопоставления показателей рынка, исключены из сегмента традиционных планшетных сканеров).

Из-за ухудшения общеэкономической ситуации хроническое снижение спроса, наблюдаемое на рынке планшетных сканеров уже несколько лет, но носившее достаточно плавный характер, значительно ускорилось. Всего за первые шесть месяцев продажи планшетников сократились до 110 тыс. шт., что на 55% меньше, чем в первом полугодии 2008 г. В денежном выражении объем рынка составил около 12,5 млн долл. (-52%). Однако к лету, как и в других категориях периферийных устройств, спад в сегменте планшетных сканеров замедлился, и даже наметилась тенденция к некоторому сезонному росту продаж.

Рынок документ-сканеров (на котором, наряду с продуктами традиционных для этого рынка брендов Avision, Canon, Fujitsu, Kodak и Panasonic, представлены модели компаний Epson, Hewlett-Packard, Plustek и Xerox) основные количественные потери понес во второй половине 2008 г., а уже в начале 2009 г. ситуация стабилизировалась и во втором квартале продажи оказались примерно на уровне начала года. Всего за первое полугодие было продано свыше 6,3 тыс. устройств, а объем рынка в деньгах превысил 8 млн долл.

Наблюдаемые изменения в структуре продаж планшетных и документ-сканеров вполне отражают динамику спроса в разных категориях потребителей. Хотя на долю моделей стоимостью менее 100 долл. по-прежнему приходится свыше двух третей рынка, отмеченные выше признаки роста в этом сегменте определяются в основном моделями среднего и верхнего ценового уровня. Тенденция к большей устойчивости старших категорий планшетников к ухудшению экономической ситуации отмечалась и при анализе итогов рынка в 2008 г.*

В структуре сегмента документ-сканеров, целиком ориентированных на офисные приложения, соотношение продаж изменилось в пользу устройств нижних категорий производительности, круг потребителей которых продолжает расширяться. В то же время спрос на наиболее скоростные документ-сканеры уменьшился. Высокопроизводительные потоковые сканеры поставляются, как правило, в рамках отдельных проектов, а в условиях сокращения ИТ-бюджетов, проводимых на многих предприятиях, количество заказов неизбежно сокращался. Как видно из диаграммы, приведенной на рис. 3, в первом полугодии 2009 г. продукты двух нижних скоростных категорий документ-сканеров (до 30 стр./мин и 31—60 стр./мин) составили подавляющую часть продаж в штучном выражении.

Рис. 3. Структура продаж документ-сканеров по производительности (H1’2009, в штуках).

На этом рынке позициям традиционного лидера — компании Fujitsu — реально стали угрожать ведущие производители «обычных» планшетных сканеров — Epson и Hewlett-Packard. В первом полугодии на долю трех этих вендоров пришлось свыше 70% всех проданных устройств, а в пятерку лидеров вошли также компании Canon и Xerox. В сегменте документ-сканеров производительностью свыше 60 стр./мин практически весь объем продаж обеспечили продукты Canon, Fujitsu, Kodak и Panasonic.

В первом полугодии рынок планшетных сканеров оказался практически полностью поделенным между четырьмя производителями. Так же, как и в 2008 г., в категории low-end-устройств основной объем продаж приходится на планшетники Canon, Hewlett-Packard и Mustek, а в старших подсегментах рынка основная конкуренция ведется между продуктами Epson и Hewlett-Packard.

* См. статью «Снижение темпов роста продолжилось спадом», «Бестселлеры IT-рынка», №2 2009.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.