По данным ITResearch, российский рынок информационных панелей (к которым относятся профессиональные ЖК- и плазменные мониторы с диагональю свыше 32 дюймов) в 2008 г. составил менее 12 тыс. устройств, причем положительная динамика на протяжении последних лет фактически отсутствует. При этом докризисный прогноз на 2009 г. для США — более миллиона установленных цифровых инфосистем. Разрыв просто ошеломляющий, пожалуй, наибольший из всех высокотехнологичных рынков. Даже многие развивающиеся рынки в этом отношении далеко убежали от нас: например Китай, где только у крупнейшей локальной компании Focus Media свыше 112 тыс. плоскопанельных дисплеев в местах с большой посещаемостью — эскалаторах, отелях, торговых центрах более чем в 90 городах. Даже если считать на душу населения, мы заметно отстаем.

Рынок информационных панелей в принципе зародился уже лет 10 назад, с выпуском плазменных панелей, но в качестве отдельно существующей отрасли оформился совсем недавно. Целый ряд проблем, которые не дают более интенсивно развиваться данной отрасли в России, проистекает, на наш взгляд, из-за того, что многие B2B-пользователи (инфопанели — это почти на 100% профессиональный рынок) пока не воспринимают его в качестве реально существующего. А во многих случаях просто не знают о возможностях, которые могут дать их бизнесу новейшие технологии визуализации. Кроме того, существует огромная «скрытая» составляющая рынка: когда потребитель вроде осознает необходимость использования информационных панелей, но вместо специализированных устройств приобретаются банальные ЖК- или плазменные телевизоры, выгодно отличающиеся ценой.

Такая дезориентированность нашего потребителя совсем не удивительна, если до сих пор чуть ли не у каждого производителя информационных панелей свое название и видение данного рынка. Только в последнее время начал использоваться термин Digital Signage, который можно расшифровать как «цифровые рекламно-информационные системы». Такое определение подразумевает не просто некие абстрактные и обособленные плоские панели, это комплексное понятие, увязывающее вместе как производителей, интеграторов и бизнес-клиентов, так и конечных «потребителей» визуальной информации.

Но одна унификация определений вряд ли достаточна для успешного развития рынка. Каковы возможности решения отмеченных нами выше и других проблем данного рынка, каковы его перспективы? Что думают по этому поводу представители отрасли?

Ситуацию комментирует Сергей Лисовский, отвечающий за развитие данного направления в России в компании Samsung Electronics Rus Company. Samsung Electronics относительно недавно вышла на рынок Digital Signage, но уже сейчас входит в лидирующую группу и очень активно прогрессирует. Мы еще помним, как 8–10 лет назад Samsung Electronics, не имевшая серьезного статуса на рынке мониторов, очень быстро сформировала, пожалуй, наилучшую линейку компьютерных мониторов и быстро и надолго стала непререкаемым лидером по этому оборудованию. Можно предполагать, что и сейчас целенаправленная работа Samsung позволит придать дополнительный импульс российскому рынку Digital Signage.

Что можно сказать об уровне понимания бизнес-клиентами потребительского функционала информационных панелей?

Вы совершенно правильно акцентировали внимание на термине Digital Signage. Весь рынок информационных панелей делится на два сегмента — Digital Signage и отдельно устанавливаемые экраны. И между ними существуют принципиальные различия. Для первого случая характерна работа по сети и удаленный доступ к управлению контентом, во втором — это не имеющие подключения к сети отдельно расположенные устройства, в качестве которых часто используются телевизоры и даже обычные малогабаритные мониторы. Таким образом, Digital Signage — это только крупный подвид на всем рынке широкоформатных информационных панелей. Однако именно здесь гораздо больший потенциал роста, более широкое применение, а оттого и более разнообразное продуктовое предложение.

Большинство нынешних потенциальных клиентов действительно не всегда четко представляют, какие возможности им открываются при правильном использовании современных информационных панелей. Спектр их применения намного шире устоявшейся в понимании потребителя обычной функции предоставления той или иной необходимой общественной информации. Например, реклама, которая может достаточно гибко транслироваться в зависимости от местонахождения и времени. Или иные коммерческие трансляции, позволяющие охватить широкий круг необходимой аудитории, или осуществление как виртуальных, так и «живых» продаж. В первом случае речь идет о дисплеях с сенсорным экраном, устанавливаемых в торговых помещениях, экономящих затраты как на персонал, так и на демообразцы продукции, которые можно увидеть во всех ракурсах на широком экране монитора, легким касанием руки выбрав необходимый функционал или угол обзора. Во втором — информационные экраны, встраиваемые в специализированные автоматы по продаже той или иной продукции, что повышает товарооборот за счет удобства обращения и привлекательности в подаче информации. В номенклатуре Samsung подобные решения называются u-Vending solution.

В целом сфера применения решений на основе информационных панелей крайне разнообразна:

  • развлекать посетителей (бары, рестораны, дискотеки, фитнес-клубы);
  • реклама, стимулирование продаж (магазины, моллы);
  • информирование посетителей (больницы, банки, отели, почта);
  • массовое информирование пассажиров и потоков людей (вокзалы, аэропорты, улицы);
  • оборудование переговорных комнат и залов заседаний;
  • осуществление стратегической деятельности (диспетчерские, пункты управления);
  • перекрестное использование, например реклама в ресторанах или клубах или информирование покупателей о расположении магазинов в торговом центре.

Очевидно, что число мест, где могут и должны быть установлены панели, исчисляется многими сотнями тысяч. И тогда достижение миллиона инсталляций в России, как в США, уже не кажется фантастичным. Кризис может помешать, но мы рассчитываем, что прогресс возьмет свое.

Есть ли проблемы корректного выбора технических решений?

Огромное разнообразие сфер применения профессиональных панелей приводит к большому числу возможных технических решений, которые являются оптимальными в том или ином случае. К сожалению, очень часто клиенты, не зная о возможностях профессиональных решений, просто приобретают ЖК- и плазменные телевизоры как наиболее доступное и массовое решение.

Однако такая практика порочна, поскольку по большей части обычные телевизоры не способны обеспечить необходимый функционал и гибкость инсталляции. Они просто не приспособлены для этого, ибо изначально создавались для других целей. Я позволю себе рассмотреть ряд типовых для данной сферы технических проблем и способов их решения за счет использования профессионального оборудования. Для наглядности сравнения будем опираться на параметры реальных моделей из продуктовой линейки Samsung, хотя, как я уже говорил, товарная номенклатура в сегменте Digital Signage уже достаточно развита и у других компаний.

Во-первых, необходимо помнить об ограниченном сроке службы телевизоров, которые из-за этого приходится часто менять. Телевизоры рассчитаны на работу примерно 5 ч в день, в то время как, например, аппараты Samsung SyncMaster серии DX и UX, реализованные на специальной крупноформатной матрице DID (Digital Information Display), могут гарантированно работать по 20 ч в сутки. Кроме того, у них по сравнению с телевизорами повышенная яркость (700 кд/м2), что позволяет более гибко настраивать устройство и также увеличивает срок службы.

Не менее важным моментом является коммутация панели/панелей с источником изображения. Панели обычно имеют более широкий набор входов для подключения различных источников сигнала. Кроме того, многие устройства (у Samsung практически у всех моделей есть такая модификация с индексом «n») оборудованы встроенным системным блоком (фактически полноценным компьютером) с сетевой картой, что позволяет подключать устройство в локальную сеть (с прописыванием IP-адреса) для удаленной передачи контента, управления и мониторинга состояния. Это можно сделать как при помощи поставляемого в комплекте с устройствами специализированного софта Samsung MagicInfo, так и за счет программного обеспечения, поставляемого сторонними производителями.

У панелей также предусмотрены два интерфейса для входного и выходного сигналов: аналоговый RGB (D-Sub) и BNC. При использовании панелей в составе видеостены не требуется разделять сигнал, а устройства могут быть подключены последовательно. В случае видеостен ключевым также является ширина стыковочного шва. Рамка бытовых аппаратов обычно широка и округлена, в то время как у наших аппаратов серии UT ширина рамки экрана всего 7,3 мм в сочлененном состоянии. На основе таких панелей может быть построена гиперстена UD, включающая до 250 экранов.

Одна из проблем, с которыми часто встречаются клиенты, — это «выгорание» экранов вследствие демонстрации статичного изображения (для чего телевизоры очень плохо приспособлены). В наших профессиональных панелях предусмотрено 6 специальных режимов для борьбы с различными проявлениями данной проблемы (например, «Сдвиг пикселов» — в течение выбранного интервала изображение сдвигается на несколько пикселов в горизонтальном или вертикальном направлении; «Белое поле» — в течение заданного промежутка времени все пикселы переключаются в режим отображения белого цвета для устранения остаточного изображения и т. д.). Результат — долговечность работы.

Нельзя не упомянуть часто встречающуюся потребность вертикальной установки экрана. Телевизоры просто не предусмотрены для использования в таком положении. Кроме того, во многих местах «консьюмерский» дизайн телевизоров не всегда является уместным.

Все большую популярность приобретают системы для установки вне помещений. Они должны работать в разнообразных температурных условиях, при воздействии яркого внешнего света. В таких случаях можно использовать специальную серию Outdoor DR-A со сверхъяркой панелью и встроенной климатической установкой. Для специализированных компаний-инсталляторов предусмотрена поставка отдельно панелей DR для самостоятельной установки в короб локально по индивидуальному заказу.

Существуют также специальные матрично-каркасные решения для установки видеостен в различных конфигурациях и в любом выбранном для этого месте внутри помещения (серия MI).

Таким образом, разнообразие потенциальных потребительских запросов просто вынуждает производителей иметь широкие товарные линейки, даже несмотря на то что это требует больших инвестиций. У Samsung, например, товарная номенклатура широкоформатных информационных панелей содержит более 60 моделей разных диагоналей и технологий, комплектации, функциональной насыщенности, внешнего форм-фактора. И это помимо того, что находится в той или иной стадии разработки.

Что надо предпринимать игрокам рынка?

С точки зрения вендора, российский рынок информационных панелей представляет собой «чистый лист». При огромном потенциале и великолепном продуктовом предложении объемы продаж слишком малы. Основной причиной слабого представления клиентов о своих реальных потребностях является пока еще малая активность в популяризации данных устройств самими участниками рынка, причем это должны быть не только вендоры, но и компании-инсталляторы, интеграторы, дистрибьюторы.

Стоит упомянуть, что пока еще не так много компаний могут обеспечить на 100% грамотный подход в реализации проектов на основе информационных панелей, но динамика роста этого сегмента дает однозначную уверенность в усилении профессиональной составляющей в развитии. Рынку в лице его участников и потребителей необходимо понимать, что обычная схема движения коробок на данном рынке — лишь малая часть успеха, поэтому должен развиваться четкий канал связи между вендорами, дистрибьюторами, инсталляторами и конечными потребителями, основанный на однозначной уверенности в преимуществах подобного рода техники перед телевизионной.

Успех в развитии данного рынка заключается не в предложении клиенту наиболее дешевого и быстрого в плане поставки варианта. Необходимо вдумчивое и серьезное отношение к потребностям клиента, попытки убедить и переубедить его в том, что именно профессиональные устройства являются тем продуктом, который впоследствии даст ему возможность как сэкономить, так и заработать.

Уже сейчас многие вендоры уделяют особое внимание данному рынку. У Samsung, например, проводятся регулярные семинары по продукции, имеется возможность обучения специалистов компаний-интеграторов. Помимо этого осуществляется техническая поддержка крупных сделок специалистами из штаб-квартиры корпорации. Если такую работу будут проводить и другие компании, рынок только выиграет.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.