Недавний запуск в серийное производство новейшего геймерского процессора архитектуры Rocket Lake-S вызвал крайне неоднозначные оценки экспертов. Показательно, что явным приоритетом при разработке этих новых ЦП, основанных на давно уже не новом 14-нм техпроцессе, стала не производительность, как в старые добрые времена бесспорного доминирования Intel на процессорном рынке, а энергоэффективность.

Ограниченная производительность была уже как бы запрограммирована. Флагман серии Rocket Lake-S — Core i9-11900K — содержит всего лишь 8 аппаратных ядер. По этому параметру он уступает по меньшей мере двум своим основным соперникам: 10-ядерному Core i9-10900K предыдущей архитектуры Comet Lake-S (также 14-нм технология) и 12-ядерному AMD Ryzen 9 5900X (7-нм).

Представляя новинку, Intel заявляла о превосходстве Core i9-11900K над сопоставимым по цене и рыночному позиционированию геймерским флагманом AMD в целом ряде популярных игр.

Однако начавшиеся после запуска чипа в серийное производство испытания независимыми тестовыми лабораториями не подтвердили эти заявления.

Бесспорно, в плане производительности на одно ядро Core i9-11900K превзошёл и прошлогодний флагман Core i9-10900K, и обоих лидеров актуального семейства AMD Ryzen 9, установив даже для синтетического теста Cinebench новый мировой рекорд.

Однако современные игры становятся всё более существенно многопоточными, да и на фоне игрового процесса в самой ОС происходит немало ресурсоёмких операций (достаточно упомянуть неусыпный контроль антивируса над поступающими в ПК потоками данных), так что производительность в многопоточных приложениях становится определяющей характеристикой геймерского ЦП. И в этом плане новинка архитектуры Rocket Lake-S однозначно проигрывает: при 8 аппаратных ядрах она производит вычисления в 16 потоков, тогда как 10-ядерный Core i9-10900K — в 20, а AMD Ryzen 9 5900X — и вовсе в 24.

В результате сравнительного тестирования, проведённого компанией ArsTechnica, в ходе испытаний с бенчмарком Time Spy, который эмулирует исполнение на компьютере существенно многопоточного игрового приложения, загружая по максимуму все доступные вычислительные потоки, Intel Core i9-11900K продемонстрировал более чем убедительное отставание от всех прочих участников

Зато в плане энергоэффективности Core i9-11900K действительно превзошёл своего предшественника с архитектурой Comet Lake-S — как раз за счёт уменьшения числа аппаратных ядер, надо полагать, — хотя и не поднялся до планки, заданной новейшими 7-нм Ryzen 9.

Надо отметить, что повышенное внимание Intel к улучшению энергоэффективности своих флагманских ЦП — пусть даже в ущерб многопотоковой производительности — имеет под собой основание. Дело в том, что Intel испытывает сильное давление с другой стороны. В самом конце марта Arm Ltd. объявила о едва ли не серьёзнейшей за последние десяток лет перестройке продвигаемой ей процессорной архитектуры, лицензированной между прочим огромным множеством вендоров ЦП и систем-на-кристалле по всему миру.

Arm, ставившая ранее во главу угла энергоэффективность и не собирающаяся сдавать здесь позиции, теперь планирует резко увеличить ещё и производительность проектируемых по её лекалам чипов. Заявлена цель выйти на 30%-е повышение производительности за время смены двух последующих поколений архитектуры ARM, что позволит обновлённым процессорам конкурировать с изделиями на платформе х86 (прежде всего, под маркой той же самой Intel) не только в составе ноутбуков и настольных ПК, но и в ЦОДах, и в системах машинного обучения, и на борту самых разнообразных элементов Интернета вещей.