Аналитическая компания ITResearch, которая проводит регулярные исследования российского рынка визуальных средств еще с конца прошлого тысячелетия, выпускает отдельные отчеты по четырем группам устройств: компьютерные мониторы, мультимедийные видеопроекторы, LFD (большие дисплеи для профессионального публичного использования диагональю от 32 до 98 дюймов) и LED Modules (экраны, собираемые из небольших светодиодных модулей). Всех их объединяет возможность выведения визуальной информации или изображения от компьютер а, пусть даже реализованная разными технологическими средствами.

Фактически этими группами устройств визуализации перекрываются практически все возможные применения в данной сфере, за исключением самых нишевых или экзотических, например медицинских, антивандальных, специальных монохромных и т. д. Но счет продаж в данных нишах идет в лучшем случае на тысячи аппаратов, а основные вышеупомянутые группы перекрывают по меньшей мере 99% рынка визуальных средств.

Несмотря на серьезную разнородность и предназначение оборудования в разных сегментах очень показателен интегральный анализ показателей всего этого рынка. Дело в том, что большинство крупных российских игроков являются многопрофильными компаниями, в товарном портфеле которых чаще всего представлено всё из вышеперечисленного. Это требования диверсификации бизнеса, и даже если что-то развивается хуже, другой субсегмент может покрыть убытки и дать заработать. И именно их суммирование и оценка общей динамики дает возможность оценить саму оправданность занятия этим бизнесом (визуальными средствами).

В настоящем обзоре мы фиксируем краткие итоги развития данной отрасли рынка за последние пять лет. Конечно же, в каждой группе была своя история (в том числе и очень неблагополучная в 2020 г.), но это целесообразнее обсудить в отдельных обзорах.

Миллиардный бизнес

Последние несколько лет (до прошлого года) никаких особо драматичных изменений в России не наблюдалось, и исследуемый класс устройств уверенно рос.

Если в 2016 г. суммарный денежный поток по всем четырём группам оценивался нами в 600 млн долл., то в 2019 г. он достиг 1 миллиарда, а в прошлом году, несмотря на пандемию, прибавил еще 5%, превысив внушительную отметку в 1,1 млрд долл. (см. рис. 1). Это уже вполне серьезный рынок, причем, как показали последние события, в целом довольно устойчивый.

Рис. 1. Динамика российского рынка визуальных средств, в млн долл.

1.png

Примерно 60% из общей суммы составили мониторы, и этот уровень в целом стабилен в последние годы, а его изменения, в отличие от других групп товаров, незначительны.

В натуральном выражении рынок визуальных средств также довольно уверенно растет (см. рис. 2). И если в 2016 г. он совокупно составлял всего 2,5 млн устройств, то в 2020 г. превысил 4 млн аппаратов. Стоит отметить, что доля мониторов здесь традиционно абсолютно доминирующая, и именно за счет них и складывался общий отраслевой рост.

Рис. 2. Динамика российского рынка визуальных средств. (тыс. штук)

2.png

Если сопоставить динамику натуральных и денежных показателей (см. рис. 3), то можно прийти к двум выводам.

Во-первых, темпы роста были очень внушительными. По сравнению с 2016 годом отрасль выросла на 70% в штуках и на 85% в деньгах. Это означает, что среднегодовые показатели роста составили 14% в штуках и 17% в деньгах. Очень привлекательные уровни, стимулирующие компании продолжать заниматься этим бизнесом.

Во-вторых, это сразу указывает на то, что ключевой сегмент отрасли – мониторы – за последние годы всё же уступали другим визуальным сегментам (и ориентированным на массовую аудиторию, и тем, которые в основном намного более дорогие, чем мониторы). И как результат, доля мониторов в общем обороте в целом уменьшилась, что и позволило денежным показателям отрасли расти быстрее, чем натуральным.

Рис. 3. Интегральный рост рынка средств визуализации по сравнению с уровнями 2016г.

3.png

Динамика пропорций между сегментами

На рисунках 4 а, б представлена структура рынка средств визуализации по отдельным сегментам в денежном и натуральном выражении за последние 5 лет.

Рис. 4а. Динамика соотношения между сегментами рынка в денежном выражении

4.png

Рис. 4б. Динамика соотношения между сегментами в штучном выражении

4б.png

Мониторы на этом графике не приведены, поскольку они абсолютно доминируют (их доля – более 95%) и на их фоне не были бы видны доли других сегментов.

Какие основные тренды можно отметить в динамике картины структуры рынка?

В целом на протяжении пяти лет доля мониторов в данном классе устройств чуточку снизилась. Но на самом деле видно, что это скорее долговременный тренд, и при этом неизбежны флуктуации.

В частности, в 2020 г. по мониторам наблюдался мощный откат: их доля резко выросла: по сравнению с 2019 г. в деньгах с 55,6 до 59,8%, а в штуках с 94,8 до 95,7%. В результате, если к 2019 г. относительное изменение их доли по сравнению с 2016 г. составляло почти минус 10%, то на конец исследуемого периода – всего минус 2,9%.

Наиболее сильно просели проекторы, причем бОльшая часть провала пришлась как раз на 2020-й год, когда максимально пострадали все сферы жизни, связанные с образованием, публичными контактами и массовыми мероприятиями.

Схожая история со светодиодными модульными экранами, на которые в 2020 г. негативно действовали те же факторы. Но здесь раньше хотя бы наблюдался мощный восходящий тренд, а проекторы в депрессии довольно давно, и прошлый год был только последним гвоздём (надеемся, что не так).

По сути, с LFD должна была быть аналогичная история, но их вытащил огромный проект в сфере образования, в рамках которого многие тысячи классных комнат по всей стране продолжали оснащаться большими интерактивными решениями.

В настоящем материале мы рассмотрели структуру и основные тренды всего рынка средств визуализации. В дальнейшем, в соответствующих статьях, посвященных каждому типу продукции, мы специально остановимся на особенностях каждого отдельного сегмента.

Вернуться к началу обзора «Рынку визуализации нипочем даже COVID»