Одним из ключевых технологических трендов на рынке проекторов является повышение их яркости. Несколько лет назад произошел серьезный технологический прорыв в этой сфере, когда производители флуоресцентных ламп подсветки сумели сделать их заметно ярче при сохранении разумного срока службы и без особых дополнительных усилий по охлаждению проектора. В результате производители проекторов получили возможность делать компактные модели, способные даже в довольно большом помещении демонстрировать изображение практически без затемнения.

Если до 2013 гг. ключевым сегментом рынка были проекторы с яркостью от 2500 до 3000 лм., то позднее на первое место вышел сегмент с яркостью 3000–4000 лм., который на данный момент составляет уже более 77% всех продаж на рынке. Более того, подобная яркость уже появилась даже в группе самых бюджетных моделей проекторов стоимостью до 500 долл.

Доля самых ярких аппаратов (4000+ лм.) в натуральном выражении на российском рынке традиционно очень незначительна, но и она в последнее время также заметно увеличилась, приблизившись к 7%. Однако в денежном выражении это крайне значимый сегмент. Его объем продаж сейчас превысил 36% от всего рынка. Кстати, самые экстремальные проекторы с яркостью свыше 10 тыс. лм. в натуральном выражении составляют всего несколько десятых процента рынка, но при этом в деньгах – более 15%.

Рис. 1. Динамика структуры продаж проекторов по яркости, в натуральном выражении.

Очевидно, что такая серьезная перестройка рынка не могла не сопровождаться качественным обновлением модельных рядов, в составе которых также стали превалировать яркие модели.

Следует отметить, что тренды в модельном предложении заметно отличаются от динамики реальных продаж. В частности, на данный момент аппараты с яркостью от 3 до 4 тыс. лм в продуктовом предложении занимают меньше 45%, в то время, как в продажах на них приходится 77%. И это вполне объяснимо, поскольку в самых массовых сегментах модельное предложение не очень богато, и основной объем продаж приходится на ограниченное число бестселлеров. И напротив, самые яркие проекторы, чья доля в продажах лишь 7%, составляют почти 40% продуктового предложения. И это также абсолютно естественно, поскольку именно здесь сосредоточены наиболее дорогие аппараты для самых различных типов приложений, а модельное предложение очень богато при относительно незначительных продажах.

Можно отметить также, что как раз в 2013 году, который можно выбрать в качестве реперной точки, поскольку именно тогда начался быстрый рост средней яркости, доля моделей с яркостью от 3 до 4 тыс. лм уже была сопоставима с долей менее ярких аппаратов, но продажи еще существенно отставали. Это означает, что уже тогда было сформировано обновленное «яркое» модельное предложение, которое вскоре и начало доминировать на рынке.

Сейчас суммарно на два самых «ярких» сегмента рынка (проекторы с яркостью от 3000 до 3999 лм и более 4000 лм) приходится свыше 80% всего продуктового предложение рынка и немногим меньше в реальных продажах.

К каким переменам на рынке привело перманентное повышение яркости в новых моделей проекторов? Как это изменило структуру рынка?

Ценовые закономерности

Логично было бы ожидать, что цена проектора пропорциональна его яркости. Если это так, то следствием «яркостной революции» должно было бы стать тотальное повышение средней цены проекторов. Однако это не так, или, по крайней мере, далеко не везде так.

На самом деле стоимость аппаратов в каждом из яркостных сегментов сильно отличается (см. рис. 2). На первый взгляд на диаграмме отмечаются непонятные выбросы, если полагать что цена проектора пропорциональна его яркости. Например, бросается в глаза высокая стоимость аппаратов из диапазонов яркости от 1500 до 2500 лм. Но на самом деле всё объяснимо: массовые устройства из этого сегмента уже ушли, и здесь в основном остались высококачественные специализированные аппараты для домашних кинотеатров, которые обычно работают при хорошем затемнении и для которых данный параметр [яркость] не является критичным .

Рис. 2. Средняя стоимость моделей проекторов с различной яркостью.

Что же касается самого массового сегмента ярких проекторов (яркость от 3 до 4 тыс. лм), то у него сейчас средним ценовым уровнем является отметка в 1300 долл. Это означает, что уже есть возможность за относительно небольшой бюджет получить яркое устройство, обеспечивающее комфортную картинку не только в маленькой, но ряде случаев и в средней аудитории.

У самых ярких аппаратов (яркость более 4000 лм) в среднем в десять раз более высокая стоимость. Но необходимо отметить, что здесь очень большой градиент цен, и при желании можно найти и очень бюджетное, но достаточно яркое устройство примерно за 700 долл.

За последние несколько лет стоимость проекторов в отдельных классах сильно изменилась. Устройства яркостью 3-4 тыс. лм в среднем подешевели более чем на 15%, что заметно повысило ценовую доступность самых массовых устройств. Интересно, что самые яркие проекторы за это же время подорожали в среднем на 40%. Но это связано с нюансами обновления модельных рядов в high-end сегменте, где в первую очередь внедряются самые передовые разработки (например, замена люминесцентной подсветки на лазерную). Сейчас фактически наблюдается некий избыток товарного предложения самых дорогих устройств (на рынке присутствуют и старые, и заменяющие их новые модели), но вскоре ситуация станет несколько более стабильной.

Рис. 3. Динамика распределения по ценовым диапазонам проекторов с яркостью от 3 до 4 тыс. лм.

Динамика распределения моделей по ценовым поддиапазонам внутри сегмента проекторов «от 3 до 4 тыс. лм» показывает заметный сдвиг в сторону более низких цен (см. рис. 3). Как и в 2013 г., основным ценовым сегментом для аппаратов данного класса остается диапазон от 750 до 1500 долл., на который приходится сейчас около 45% товарного предложения. Но выше этой отметки предложение очевидно деградирует, а интерес производителей перемещается в диапазон до 750 долл., доля которого выросла вдвое. Даже в дешевом диапазоне (до 500 долл.) представленность ярких аппаратов стала очень широкой: здесь уже около 12% моделей данного класса.

Рис. 4. Динамика распределения по ценовым диапазонам проекторов с яркостью свыше 4 тыс. лм.

В сегменте более ярких аппаратов (см. рис. 4) картина качественно не поменялась, но также заметен рост ассортимента в бюджетном классе. Причем стоит отметить, что уже примерно 20% всех моделей проекторов с яркостью от 4 тыс. лм находится в ценовом диапазоне 750-1500 долл., который одновременно является самым популярным и для группы менее ярких аппаратов (рис. 3). А это означает, что у заказчиков сейчас увеличиваются резоны к переходу на более яркие устройства.

Яркость и другие характеристики проекторов

Интересные закономерности наблюдаются и в корреляции яркости с другими параметрами проекторов, в частности в рабочим разрешением, весогабаритными характеристиками. Но эти вопросы изложены в другой части нашего обзора 

Яркостная политика вендоров

Учитывая высокий уровень проникновения ярких проекторов в структуру общего товарного предложения проекторов, логично предположить, что данный технологический почин подхватили большинство, если не все вендоры. Если посмотреть на рис. 5, то так оно и есть

Рис. 5.  Средняя яркость моделей проекторов различных производителей.

В целом, если даже взять весь без исключения ассортимент моделей, то у всех вендоров усреднённая яркость превышает 3 тыс. лм., находясь в основном в диапазоне от 3 до 4 тыс. лм.

Кстати, данная диаграмма при всей ее простоте довольно четко показывает позиционирование вендоров на рынке. Например, очевидным лидером по средней яркости является Panasonic (что и следовало ожидать при ориентации компании на инсталляционный рынок). Также довольно высокие показатели – в среднем выше 4 тыс. лм – у компаний Epson и NEC, у которых также много инсталляционных моделей.

Однако со временем « яркостные» рейтинги могут измениться, ведь , судя по диаграмме 6, не все компании с одинаковой интенсивностью «работают» над повышением яркости своих линеек.

Рис. 6. Динамика увеличения яркости моделей проекторов различных производителей. 2017/2013 гг.

У компаний Acer и BenQ, лидеров массового рынка, она выросла за последние годы на 18 и 14% соответственно, что больше, чем почти у всех прямых конкурентов, за исключением Optoma и ViewSonic.

Дальнейшие перспективы

Дальнейшие перспективы повышения яркости проекторов связаны со все более широким внедрением альтернативных технологий ламп подсветки проекторов - светодиодной и лазерной. Они обеспечивают примерно десятикратное увеличение срока службы от одной лампы и делают проблему широкого и длительного использования ярких проекторов все менее значимой. Это сейчас - один из важнейших трендов последнего времени.

Как видно из рис. 7, проникновение данной технологии радикального повышения яркости растет, причем наиболее это заметно в сегменте самых ярких моделей, где сейчас уже более 10% моделей используют альтернативную подсветку.

Рис. 7. Динамика проникновения лазерной подсветки в различные диапазоны яркости. 


Вернуться к началу обзора «Яркость проекторов устойчиво растет»