В пространстве «Авито Бизнес 360» на ПМЭФ-2025 состоялся круглый стол, посвященный анализу потребительских трендов и прогнозированию перспективных бизнес-направлений. Эксперты обсудили, как данные поисковых запросов и пользовательского поведения помогают предсказывать спрос на несколько лет вперед.

В паблик-токе «Гадаем по данным, а не по звездам: прогнозируем спрос и перспективные бизнес-ниши» приняли участие директор бизнес-направления «Лайфстайл» в Авито Алексей Гевлич, генеральный директор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров, владелец маркетингового агентства MyGribs Светлана Соколова, а также директор направления «Avito Бизнес360» Илья Дудковский. Модератором дискуссии выступил Вячеслав Голубев, управляющий партнер ЛАТ, лидер бизнес-клуба Атланты Северо-Запад. Эксперты поговорили о том, как меняются интересы пользователей и как данные помогают принимать бизнес-решения и предугадывать спрос.

Россия — в топе e-com

Михаил Бурмистров отметил, что российский e-commerce совершил мощный рывок, выйдя в мировые лидеры. По его словам, сегодня наша страна значительно опережает США и европейские страны, уступая только Китаю. И ключевую роль в этом прогрессе сыграли онлайн-платформы и маркетплейсы.

«Перенимая опыт Китая с его передовыми бизнес-моделями, мы наблюдаем важную тенденцию: молодое поколение полностью перешло в цифровую среду. Они не посещают обычные магазины, делая выбор в пользу онлайн-покупок. В таких условиях критически важны гиперперсонализация и готовые решения — современные покупатели все меньше хотят тратить время на сравнение и долгий выбор», — подчеркнул спикер.

Потребительские привычки и тренды онлайн-торговли

По словам М. Бурмистрова, сейчас в коммерции идет борьба со сбережениями, потому что у людей есть альтернатива купить что-то или положить деньги на депозит под высокий процент.

Алексей Гевлич заметил, что современные платформы решают проблему неопределенности покупателя. В Авито тоже научились работать с этим трендом: когда человек не знает, что именно хочет, на площадке появляются персонализированные рекомендации, сформированные умным алгоритмом.

«Особое внимание мы уделяем технологиям персонализации. Яркий пример — наш проект „Мой гардероб“, который с высокой точностью подбирает вещи, учитывая как осознанные, так и неосознанные предпочтения пользователей. Люди хотят, чтобы выбор сделали за них, им хочется покупать не отдельные вещи и аксессуары, а полный образ. Поэтому будущее за ИИ-ассистентами. Также будет пользоваться спросом примерка в AI-симуляции», — добавил спикер.

Эксперты обсудили, что в целом паттерны потребления все больше смещаются в сторону осознанности. Покупатели преследуют цель, не просто потратить деньги, а сделать это с умом, получить максимум с каждого вложенного рубля. То есть люди начинают выбирать, где выгоднее купить, пояснил Алексей Гевлич.

«Потребительские предпочтения изменились кардинально. Среди любопытных тенденций — люди стали выбирать более дорогие продукты питания, на первый план выходит культура долголетия. Также заметно повышенное внимание к ментальному здоровью. При этом среди молодежи ощущается рост ретро-настроений: они по-новому переосмысляют вещи вроде телефонов-раскладушек, также они ценят эстетически привлекательный контент», — заметила Светлана Соколова. Она также подчеркнула, что сегодня все большее значение имеет история продукта, его легенда и эмоциональная составляющая. Раньше строили бренды исходя их потребности, сейчас все иначе — нужно бороться за внимание покупателя, иначе о продукте все забудут, добавила эксперт.

Ресейл и умные технологии: новые реалии рынка

Алексей Гевлич представил данные о растущей популярности ресейла. По его словам, 73% потребителей готовы покупать вещи с историей, причем 68% делают это ради лучшего соотношения цены и качества.

«Новое поколение потребителей испытывает искренний интерес к процессу поиска уникальных вещей среди многообразия предложений. Для них это своеобразный квест — обнаружить настоящее сокровище среди множества вариантов», — отметил Алексей Гевлич.

B2B-революция: когда бизнес покупает как потребитель

Илья Дудковский, директор направления «Avito Бизнес 360», осветил тенденции B2B-сегмента. Он отметил, что тренды для частных покупателей все глубже проникают в B2B — поведенческие паттерны частных покупателей становятся нормой для покупателей с бизнес-ролями.

«B2B отстает на 3-5 лет от B2С по проникновению в него тех же трендов поведения пользователей. Обычно покупки для бизнеса — это покупки с какой-то целью. При этом если у человека есть конкретные представления о том, что ему нужно, обычно он хочет максимально избежать общения, а если ему нужна помощь с выбором, то нужен профессиональный помощник. Тренд таков, что нужны платформы, которые, с одной стороны, помогали бы выбрать, с другой — давали инструменты для того, чтобы быстро сделать все самостоятельно. Поэтому это тоже про тренд на персонализацию», — отметил спикер.

Вызовы на будущее

По словам Михаила Бурмистрова, задача номер один сейчас — эффективная интеграция ИИ, и мощными драйверами этого процесса сегодня являются крупные онлайн-платформы. Задача номер два — сфокусироваться на болях клиента и повысить скорость изменений.

«Сейчас в бизнесе будет обостряться борьба за клиента — нужен такой сервис, чтобы клиент тебя запомнил. Также никуда без оптимизации и ускорения рутинных операций, в том числе с помощью ИИ. И третий вызов — борьба за персонал. Всех ИИ не заменит, поэтому нужно формировать правильную культуру внутри компании, чтобы не было текучки», — согласился Илья Дудковский.