Свинцовые аккумуляторы, несмотря на всем известные недостатки, доминируют в системах бесперебойного питания. Изменится ли эта ситуация в ближайшем будущем? К этому, с одной стороны, есть все предпосылки, но, с другой, в данный процесс может вмешаться множество факторов.

Да, свинцовые аккумуляторы долго заряжаются, тяжелы, способны выдержать относительно небольшое количество циклов заряда/разряда, за их состоянием сложно следить, они содержат токсичный свинец. Но с ними мирились, поскольку полноценной альтернативы долгое время не было. Необслуживаемые батареи, которые появились более 40 лет назад, могут эксплуатироваться в любом положении, не нуждаются в дополнительной вентиляции и просто прощают куда больше небрежностей, чем их родственники, применяемые в других областях, например, на автомобилях. При этом свинцовые аккумуляторы довольно дешевы, и срок их службы, несмотря на невысокий ресурс, все же измеряется годами. Отсутствует и «эффект памяти».

Но время шло, и кое-что менялось. В последние годы стоимость литиевых батарей снизилась настолько, что она стала сопоставимой со стоимостью привычных свинцовых аккумуляторов. Больше того, за счет более длительного срока службы — теоретически, до 25 лет — более современные батареи оказываются выгоднее с финансовой точки зрения. Снижается и риск того, что емкости батарей не хватит на корректное завершение работы систем. При этом важным достоинством оказывается то, что средства мониторинга позволяют с высокой точностью следить за «здоровьем» таких батарей. Важным достоинством также является короткое время зарядки. А их большая компактность позволяет экономить пространство в помещениях для ЦОДов, которое также является ресурсом, причем далеко не дешевым. В итоге уже как минимум три производителя ИБП предлагают новые линейки продукции, рассчитанные на использование именно литиевых аккумуляторов. Стоит, кстати, напомнить, что начало тут положила компания Schneider Electric,

Но при этом не все так однозначно. Существует несколько видов литиевых батарей, причем в ряде из них используется металлический литий. Любой, кто помнит школьный курс химии, знает о том, какой «буйный» характер у щелочных металлов. Достаточно контакта с водой в любой форме, чтобы началась реакция, чреватая выбросом агрессивных продуктов, пожаром или даже взрывом. С батареями телефонов и ноутбуков такие случаи, хоть и не слишком часто, но встречаются. Вспомним недавний скандал с Samsung Galaxy Note 7, с этой моделью такие инциденты происходили чаще, чем в среднем по рынку.

Но, с другой стороны, в наиболее распространенных литий-ионных батареях используется связанный литий, и производители гарантируют их полную пожаробезопасность. К тому же они меньше теряют емкость при повышенной температуре. В условиях, когда нет сетевого электропитания и система охлаждения не работает, это также важное преимущество.

Куда большей потенциальной сложностью может стать дефицит лития на мировых рынках. Его месторождений не так много, и многие из них расположены в весьма проблемных странах, вроде Конго, где много лет идет гражданская война. У нас же технологии добычи и производства лития оказались полностью утрачены. При этом спрос на литиевые батареи растет. Ведь именно они все чаще применяются в электротранспорте, от электромопедов и электросамокатов до электромобилей и электробусов. Их много уже сейчас, а будет еще больше. Так что именно дефицит литиевых батарей может помешать их триумфу на рынке средств бесперебойного питания.

Яков Шпунт, внештатный эксперт www.bytemag.ru, для www.itbestsellers.ru