Согласно данным нового исследования PwC «Возможности телекоммуникационных компаний в сфере „облачных вычислений“», в результате сокращения расходов на ИТ, ужесточения конкуренции и общего стремления к увеличению выручки в традиционных направлениях бизнеса телекоммуникационные компании вынуждены увеличивать инвестиции в услуги, связанные с «облачными вычислениями».

При этом игроки рынка пока не решили для себя кардинальный вопрос: нужно ли продолжать развивать свою существующую операционную модель или, имея дело с «облачными вычислениями», необходимо создавать что-то новое прежде, чем официально выйти на новый «облачный» рынок.

Возможности и трудности

Несмотря на то что на рынке в сегменте В2В в основном по-прежнему доминируют сервисы типа «on-premise», 41% компаний уже переходит на услуги в области «облачных вычислений». Телекоммуникационные компании имеют хорошие возможности для того, чтобы предложить на рынке «облачные» сервисы в сегменте В2В, поскольку они владеют сетью, в рамках которой реализуются «облачные» приложения и технологии ОТТ («Over-the-Top»). В отчёте отмечается, что неспособность изменить существующий алгоритм реализации своих проектов и разработки автоматизированных процессов и систем может привести к тому, что телекоммуникационные компании будут вынуждены инвестировать средства в массивную инфраструктуру и кардинальные преобразования бизнес-процессов.

В отчете по результатам исследования говорится, что процент мировых расходов на ИКТ (ICT), которые относятся к ассортименту услуг телекоммуникационных компаний, неуклонно снижается. Так, в 2010 г. этот показатель был на уровне 48%, а в 2012 г. он снизился до 46%. Прогнозируется дальнейшее снижение объема телекоммуникационных услуг, которые к 2016 г. составят лишь 44% от уровня всех расходов на ICT.

Телекоммуникационные компании успешно используют глобальные компьютерные сети (WAN). Однако более масштабное привлечение внешних ресурсов для решения своих задач (outsourcing) или специфические услуги клиентам часто приводили к необходимости реализовывать решения, доработанные под конкретного клиента, которые не укладывались в рамки стандартного предложения. Дополнительные затраты и вопросы, которые связаны с решениями «под заказ», подчёркивают необходимость фундаментальной реструктуризации основной деятельности компаний, т.к. ориентация на «облачные» решения предполагает высокий уровень автоматизации, самообслуживания потребителя и упреждающих действий руководства, направленных на ограничение количества сбоев в работе.

В сравнении с управлением стандартными сервисами в сегменте В2В, «облачные» решения требуют разработки кардинально иной бизнес-модели, где значительный упор делается на самообслуживание. В ходе исследования выяснилось, что более 50% потребителей рассматривает компании, специализирующиеся на «облачных» решениях, в качестве предпочтительных поставщиков. В результате поставщики услуг из числа телекоммуникационных компаний отстают от меньших по размеру игроков рынка, которые специализируются на «облачных» технологиях и являются лидерами в этой области.

Решения

«Облачные» технологии кардинально изменят бизнес компаний в будущем. Изменится все, от роли директора по вопросам технологий и работы информационных систем до формата сотрудничества с поставщиками. В отчете PwC обозначены преобразования, которые помогут безболезненно перейти на новую бизнес-платформу, позволяющую компаниям эффективно реализовывать «облачные» решения, включая централизованное управление взаимоотношениями с ключевыми клиентами, а также оптимизацию и распределение ключевых услуг посредством облачных технологий и традиционных платформ.

В части выбора между необходимостью трансформировать существующую операционную модель и потребностью разрабатывать новую модель, ориентированную на «облачные» технологии, телекоммуникационным компаниям рекомендуется провести ряд первоочередных преобразований, которые помогут им оптимизировать своё предложение на рынке услуг в сфере «облачных вычислений». К таким преобразованиям, в частности, относится развитие системы отчетности для повышения эффективности управления клиентским сервисом.