Рынок расходных материалов для принтеров весьма неоднороден по своей структуре: он включает совместимые, перезаправленные, восстановленные и, наконец, контрафактные картриджи. Особенно разнообразная картина в сегменте лазерной «расходки», структуру которого мы рассмотрим в данной статье.

Оригинальные картриджи

Оригинальными считаются картриджи, которые выпускает сам производитель печатающего устройства. Это очень значимая статья их бизнеса, превышающая оборот по основному «железу».

Согласно данным компании ITResearch за последние годы, рынок картриджей для лазерных принтеров и МФУ в денежном выражении заметно превосходит рынок печатной техники. Причем пропорции не изменились и в кризис, хотя по абсолютным показателям рынок упал и там и там. В целом доходность в процентах на один картридж выше, чем на принтер.

При интенсивности печати, близкой к рекомендуемой производителем, на картриджи для принтеров из категории «для средних рабочих групп» за три года уходит примерно в 10 раз больше средств, чем на покупку самого принтера (конкретные цифры зависят от производителя, модели принтера, интенсивности печати, покрытия страницы и т. д.). А значит, производитель мог бы раздавать свои принтеры бесплатно, если бы был уверен, что пользователь будет активно печатать и покупать только оригинальные расходные материалы. Однако им существует альтернатива, и производителям приходится непрерывно убеждать пользователя покупать именно оригинальные картриджи.

Доводы у производителей стандартные: 100%-ная совместимость с техникой, для которой предназначены картриджи, высокое качество печати и даже, как ни странно, экономия средств. Например, из-за того, что на некачественном картридже одну страницу порой приходится перепечатывать несколько раз, тратить время на замену оказавшегося некачественным картриджа, а если совсем не повезет, заниматься ремонтом техники.

Совместимые картриджи

К данной категории относятся картриджи, выпускаемые не производителем принтера, для которого они предназначены, а сторонней компанией без использования торговых марок производителя печатной техники. Законодательству, если не нарушены патентные права, это не противоречит. Да и патенты в нашей стране слабо защищают принтерных вендоров. Производителям совместимых картриджей всего лишь нужно не копировать бездумно оригинальный картридж, а сконструировать совместимый с принтером корпус, использовать тонер, по своим физико-химическим свойствам напоминающий оригинальный, и т. д. Доказать копирование при отсутствии 100%-ного совпадения с оригиналом невозможно. Скорее в данном случае закон, а точнее антимонопольный комитет, борясь с монополией одного производителя картриджей для принтера одного бренда, оказывается на стороне компании, поставляющей совместимую продукцию.

В число производителей совместимых картриджей для лазерных принтеров, которые продаются в России, входят крупные специализированные международные компании Katun, Pelikan и др., а также компании, которые российскому потребителю известны по другим сегментам (совместимые струйные картриджи, фотобумага): Lomond, Profiline, Hi-Black, Solution Print и пр. Некоторые дистрибьюторы оригинальных «расходников» обзавелись собственными торговыми марками совместимых картриджей. Цены на совместимые материалы зависят от репутации и маркетинговой политики компании.

Производители печатной техники стараются всячески дискредитировать появление качественных совместимых картриджей, благо примеров хватает. В Россию импортируется много продукции разного — в том числе и очень низкого — качества.

О картриджах, которые печатают непонятно как, речи вообще не идет, перспективы подобной торговой марки легко прогнозируемы. Качество же продукции «совместимщиков», которые давно работают на рынке и хорошо себя зарекомендовали, если и отличается от оригинальных, то, скорее всего, лишь в передаче полутонов, что вряд ли существенно для печати офисных документов. Кроме того, некоторые компании — поставщики совместимых картриджей обещают отремонтировать и даже заменить (в случае неремонтопригодности) неисправное печатающее устройство, если при диагностике выяснится, что неисправность возникла из-за использования неоригинального картриджа.

По нашим оценкам, основанным на опросе мнения игроков рынка, на середину 2010 г. число продающихся в России совместимых картриджей не превышало одной четвертой от числа оригинальных.

Почему же этот тип картриджей не пользуется большой популярностью — даже при вменяемом качестве и гарантиях некоторых держателей торговых марок? Во-первых, потребитель, запуганный производителем оргтехники, опасается нарваться на некачественную продукцию. Гарантии продавца — это, конечно, хорошо, но в случае поломки процессы диагностики, согласования расходов, ремонта/замены могут занять много времени. Во-вторых, выбор определяется тем, кто будет нести ответственность за простой техники или выход ее из строя. Если проблемы возникнут при использовании оригинальных расходных материалов, то ответственность ложится на производителя техники и расходных материалов. Если же используются неоригинальные материалы, то виноват будет сотрудник, который с целью экономии решил рискнуть. В-третьих, если уж потребители хотят экономить, используя неоригинальную «расходку», то они будут делать это по полной, и тут давно протоптана дорожка к перезаправщикам.

Перезаправка

Когда тонер в картридже закончился, что может быть проще и дешевле простого его добавления? Отсюда и популярность перезаправки. Правда, самая простая схема — самая дешевая, но и самая некачественная. Дело в том, что детали картриджа — барабан (фоторецептор), лезвия, ролики — имеют больший ресурс, чем число страниц, на которое рассчитан запас тонера. Кроме того, расход тонера прямо пропорционален количеству напечатанных страниц и покрытию страницы (ресурсы картриджа указывают исходя из 5%-ного заполнения). Ресурс же барабана зависит от количества проворотов, т. е. только от числа напечатанных страниц. Таким образом, если на одном картридже напечатано 2 тыс. страниц с 5%-ным заполнением, а на другом точно таком же — 4 тыс. страниц с 2,5%-ным заполнением, то барабан второго будет вдвое более расшатанным.

Наверное, все это надо учитывать. Однако некоторые картриджи перезаправляют несколько раз даже с возможным превышением ресурса фоторецептора. Обычно при истощении барабана на листах появляются полосы, что, например, при печати черновиков некритично. В некоторых случаях ресурс барабана превышает ресурс тонера картриджа менее чем в два раза, а, следовательно, вполне вероятно, что уже после первой перезаправки в какой-то момент этот картридж начнет печатать неудовлетворительно.

Восстановленные картриджи

Восстановление — это по существу более цивилизованный способ перезаправки. При восстановлении, кроме заправки тонером, очистки всех деталей картриджа и снятия остаточного заряда, происходит замена барабанов, лезвий и роликов. Как продолжение восстановления еще есть рециклинг — в дополнение к операциям по восстановлению проводится полная или частичная замена корпусных элементов картриджа. Вообще восстановление и заправка, если они проведены по всем правилам и качественными материалами, — это более грамотный подход с точки зрения экологии, так как утилизация отработанных картриджей проводится реже.

Для разных моделей, а точнее групп принтеров, среднее допустимое количество перезаправок картриджа различается. Возьмем, к примеру, группу «персональные принтеры и принтеры для малых рабочих групп». Остаточная стоимость принтера после использования штатного картриджа сравнима с ценой оригинального картриджа. Эту сумму, если не случится ничего негативного, можно «отбить» за 3–4 перезаправки. Картриджи для принтеров из старших сегментов (для средних рабочих групп, больших рабочих групп, цветных принтеров), по логике, не должны перезаправляться. Здесь налицо высокая остаточная стоимость принтера, а кроме того, нет необходимости выкладывать деньги из собственного кармана, ибо это, как правило, не личный продукт. Однако и такие картриджи перезаправляются — желание руководителей предприятия вписаться в ограниченный бюджет никто не отменял.

По разным оценкам, в целом по рынку перезаправленных + восстановленных картриджей продается в 3–4 раза больше, чем оригинальных.

Контрафакт

Вот уж что одинаково успешно напрягает и производителей оригинальных картриджей, и совместимых, так это наличие на рынке контрафактной продукции. Она попадает к пользователям несколькими путями. Например, через розницу — можно предположить, что есть дилеры, которые с целью получения большей прибыли разбавляют/заменяют оригинальную продукцию подделками. На предприятия подделки часто попадают через тендерные поставки. Вероятнее всего, тут имеет место поставка картриджей уровня более-менее качественной совместимой «расходки» под торговой маркой производителя принтера с различными схемами откатов и пр.

Картриджи для печатающей техники, в отличие от нее самой, находятся не на виду, т. е. понять, какой именно картридж был установлен, невозможно, пока его не извлечешь. Да и по виду не каждый сразу поймет, новый это картридж или перезаправленный. Объем денежных средств, которые выделяются на покупку партии картриджей (10, 20, 50 штук и т. д.) даже для небольшого предприятия, впечатляет. Все это создает почву для наживы на смене картриджей, и такие схемы достаточно просты.

Естественно, вендоры оригинальной продукции стараются всячески бороться с контрафактом. Основной метод — использование голограмм, наклеек с кодами, предоставление списка надежных авторизованных партнеров на локальном сайте компании, мониторинг розничных торговых точек, информирование пользователей о том, как распознать поддельную продукцию и куда обращаться в случае обнаружения подделки. Последовательную работу по борьбе с поддельными (да и с другими категориями неоригинальных расходных материалов) ведут, в частности, Brother, HP, Epson, Panasonic.

В экспертных оценках игроков рынка по доле контрафакта наблюдается самый большой разброс на фоне оценок предыдущих подсегментов. Различие, по всей видимости, кроется в том, что у разных групп участников рынка разные «отношения» с контрафактом: кому-то он мешает, кому-то выгоден. Для производителя это основная головная боль: ведь уменьшение количества контрафакта в канале поможет поднять продажи оригинальных картриджей. В похожей ситуации — и поставщики совместимой продукции, которые вынуждены пробиваться на предприятия, куда под видом оригинальных картриджей поставляют контрафакт. В обоих случаях оценки доли контрафакта (возможно, вследствие эмоционального фактора) очень высоки (до 50% от числа оригинальных картриджей). В иных же ситуациях оценки гораздо скромнее — около 5%.

Все это указывает на то, что уровень понимания рынка неоригинальных расходных материалов недостаточно высок даже среди специалистов. Его исследование и анализ чрезвычайно сложны и трудоемки, и полностью адекватных методик, пожалуй, нет. Хотя некоторые подходы к решению этого вопроса можно предложить.

Возможные методологии исследования

Рынок расходных материалов для лазерных устройств печати довольно динамичен в том смысле, что соотношение долей сегментов картриджей различных типов быстро меняется. В наиболее развитом состоянии сейчас находится подсегмент оригинальных картриджей, компания ITResearch регулярно его исследует с 2005 г. Сегмент совместимых лазерных картриджей также можно исследовать методами прямого счета, поскольку число значимых вендоров конечно. А вот исследование объемов перезаправки представляет собой сложную и трудоемкую задачу.

Один из методов предполагает массированный опрос пользователей, уточненный соответствующей информацией от игроков рынка, с помощью которого можно выяснить предпочтения потребителей и структуру потребления. По имеющимся данным об объемах продаж оригинальных картриджей и выявленной структуре потребления можно посчитать объемы других подсегментов.

Второй способ предполагает расчеты путем анализа установленной базы печатающих устройств. Используя имеющиеся примерные данные об интенсивности печати на устройствах разного класса, можно оценить количество страниц, которые печатаются на разных моделях принтеров. Отсюда через рабочий ресурс картриджей определяется реальное количество использованных единиц. За вычетом оригинальных и совместимых картриджей получаем массив перезаправка + контрафакт.

Определенную оценку доли контрафакта можно получить путем использования экспертных оценок и данных производителей (некоторые проводят масштабные программы по выявлению контрафактных картриджей). Хотя, как отмечалось выше, уровень эмпирического понимания здесь невысок. К сожалению, в оценке доли контрафакта использовать мнение пользователей проблематично, они часто не в состоянии отличить подделку. А корпоративные пользователи либо не знают о том, что в их компании применяется поддельная продукция, либо, имея свой интерес, будут это замалчивать.

И наконец, можно использовать информацию от поставщиков тонера, от перезаправщиков (структура рынка перезаправки) и др.

По точности результатов такой алгоритм исследования, скорее всего, уступает регулярным исследованиям, однако он все же позволяет оценить и понять объем, структуру рынка, его тенденции.

Вернуться на главную страницу обзора «Решения для печати»