Рынок ЖК-мониторов уже достаточно зрелый и давно вышел на «плато». В этой фазе «классическим» трендом является унификация и удешевление продукции, а также уход с рынка подавляющего числа производителей. Естественно, такая ситуация не может удовлетворять большую часть вендоров, вложивших много денег и сил на вхождение в рынок и формирование бренд-имиджа. К счастью, на высокотехнологичных рынках (в частности и на мониторном) существует возможность «перезапускать» рынок, предлагая потребителям более или менее революционные решения.

Если говорить о рынке мониторов, то здесь подразумевается не планомерное повышение диагонали устройств, а качественные подвижки, наиболее сильной из которых в свое время был переход от ЭЛТ- к ЖК-мониторам. Последние являются основным продуктом уже около пяти лет, и они также испытывали довольно значительные инновации. Основная из них — это произошедший несколько лет назад переход от квадратных к широкоформатным устройствам.

Что же станет следующим шагом? Похоже, это будет новая технология подсветки экрана. На текущий момент в подавляющем большинстве продаваемых мониторов используется подсветка на базе катодолюминесцентных ламп, или CCFL. Но уже не за горами те времена, когда подсветка большей части ЖК-мониторов будет выполняться на базе светоизлучающих диодов (LED). Эта тенденция зародилась не вдруг. Идея замены блока подсветки давно уже витает в головах производителей, и они лишь ждали момента, когда LED-модуль станет экономически выгоден (или хотя бы не сильно убыточен). На этом фоне (когда есть необходимость в «перезапуске» рынка и есть вариант, как это осуществить) единственным ограничителем становятся производственные причины (имеется в виду возможность изготавливать много и дешево). Последние несколько лет все крупнейшие производители ЖК-матриц вкладывали огромные деньги в разработку светодиодной подсветки. При этом первые партии (возможно, даже не самого лучшего качества) находили сбыт на рынке нетбуков, где требования к качеству изображения минимальны. По мере дальнейшего развития технологии улучшалось и качество, и светодиоды массированно пошли на ноутбучный рынок, где возможность благодаря LED сделать максимально тонкий экран была предельно востребована.

Наконец, к середине 2009 г. производство светодиодной подсветки достигло такого уровня, что появилась возможность начать ее массовое внедрение на рынок мониторов. По данным компании DisplaySearch, сейчас блок подсветки CCFL все еще стоит дешевле LED-блока, однако эта разница не столь велика, как, скажем, полгода назад (когда началось внедрение нового типа подсветки на производствах). У стоимости диодной подсветки есть хороший потенциал для снижения и она имеет все основания опуститься ниже уровня традиционной, что приведет к окончательному вытеснению последней.

Мощным фактором являются также соображения дизайна. Новый тренд фактически зародился на телевизионном рынке. Ряд производителей, сменив стандартную флуоресцентную подсветку на светодиодную, получили возможность предъявить рынку «тонкие» телевизоры, имеющие за счет этого очень привлекательный для потребителя дизайн. Такие решения были, естественно, в верхней ценовой категории, но активный спрос на них позволил вендорам понять, что в данное направление необходимо вкладывать средства. Использование новой технологии давало дополнительную гибкость в реализации привлекательного дизайна телевизоров, — одного из ключевых факторов успеха на потребительском рынке.

Мониторы (тем более «телевизионного» формата) быстро становятся потребительским товаром, где дизайн также становится одним из ключевых атрибутов. Но до появления светодиодной подсветки гонка за право обладания наиболее тонким монитором была неявной. Сейчас же каждый производитель, поучаствовавший в LED-сегменте, разумно считает своим долгом выпустить монитор в категории толщиной «до 2 см». Это — дорогие имиджевые модели, с соответствующими классу дизайном, отделкой и ценником. Таким образом, появление подсветки LED Edge (где, в отличие от матричной конфигурации диоды подсветки располагаются по периметру экрана) косвенно повлияло и на увеличение значимости роли внешнего вида устройства, а скорое увеличение количества тонких моделей, доступных для покупки, должно заметно сказаться на консьюмерском рынке.

Так как интеграция блока подсветки, как правило, происходит на заводе по выпуску матриц, а производитель мониторов (по сути — сборщик) получает уже готовые блоки «матрица + подсветка», то LED-тенденция фактически задается производителями матриц, которых значительно меньше, чем мониторных вендоров. А дело производителя мониторов — или продолжать заказывать старые панели, или принять новую тенденцию, закупив LED-панели. Каждый вендор сам определяет для себя момент, когда выпускать LED-модели ему становится выгодно, и большинство из них делает этот выбор осознанно, в соответствии со своей рыночной стратегией.

Рынок LED-устройств начал формироваться недавно. Ранее имели место эпизодические моменты проникновения светодиодной подсветки на рынок, касавшиеся главным образом профессиональных моделей. Одним из первых таких устройств был 21-дюйм монитор от NEC, — LCD2180WG-LED, появившийся в середине 2005 г. Это было крайне узкоспециализированное решение для работы с цветом, стоящее запредельных денег.

Примерно в ноябре 2009 г. произошел фактический прорыв, и на рынок одно за другим вышел целый ряд моделей, ориентированных на достаточно массовое потребление, где не требуется особое качество изображения, а во главе угла стоит дизайн устройства. На начало текущего года на рынке было представлено уже около 20 устройств различных производителей.

При беглом взгляде на список предлагающихся на рынке моделей обращает на себя внимание компания BenQ, которой принадлежит около половины этого перечня моделей. Лидерство BenQ в этом тренде весьма закономерно, учитывая весьма тесные связи с одним из крупнейших производителей матриц (компанией AUO). Видимо, компании удается покупать новые матрицы по наиболее привлекательной цене, и поэтому их линейка LED-мониторов пока ощутимо дешевле предложений конкурентов.

Очевидно, что приведенный список будет быстро расширяться. Рынок мониторов на своей текущей стадии жизненного цикла очень чувствителен к колебаниям цен на комплектующие, и если диодная технология окажется ощутимо дешевле люминесцентных ламп, то окончание эры последних станет лишь вопросом наличия их запаса на складе производителя (и темпом развертывания новых производств). В любом случае, до конца этого года в наиболее массовых сегментах замещение модельного предложения должно произойти, как минимум, наполовину.

Подробнее о LED-тренде в товарном предложении мониторов см. «Бестселлеры ИТ-рынка, № 1 2010», статья «Да будет LED! Перспективы мониторов со светодиодной подсветкой».