Анализ товарного предложения на рынке лазерных принтеров и МФУ

Владимир Миронос

Одним из заметных трендов лазерного рынка в последнее время стало более активное изменение производителями структуры своего товарного предложения. В процессе обновления продуктовых линеек большинство вендоров основное внимание уделяют выпуску более производительных и функциональных моделей принтеров и настольных МФУ, в ряде случаев в ущерб сегменту устройств нижнего уровня. В результате, как показывают исследования компании ITResearch, последние уже перестали быть самой массовой категорией в структуре продаж.

Новые офисные модели, наряду с большей производительностью, приобретают и новые функциональные возможности, которыми ранее обладали только устройства более высокого класса. Прежде всего, это автоматизация процедур инсталляции и настройки, удобный пользовательский интерфейс на основе цветных сенсорных панелей и повышенный уровень информационной защищенности. Настольные МФУ, часто используемые в небольших офисах в качестве центров обработки документов, оснащаются более скоростными блоками сканирования, причем в самых продвинутых моделях используются однопроходные двухсторонние сканеры. Наконец, большинство принтеров и МФУ последнего поколения создаются с расчетом на их использование в рамках управляемого парка печатающих устройств и возможности интеграции в системы управления документооборотом. В них предусматриваются поддержка мобильной печати и облачных сервисов, функции дистанционного управления/администрирования, а также средства обеспечения информационной безопасности, что особенно важно для защиты современной ИТ-инфраструктуры организаций.

Структурная перестройка

Всего на российском лазерном рынке в настоящее время предлагается в общей сложности около 400 моделей принтеров и настольных МФУ (в это число входят только базовые конфигурации моделей, без учета их различных модификаций), которые присутствовали в канале продаж 1-го уровня в первом квартале. По этому показателю ситуация довольно мало отличается от представленной в предыдущих обзорах рынка лазерных устройств. Однако в структурном отношении товарное предложение заметно смещается в пользу старших категорий устройств как в монохромном, так и в цветном сегментах рынка (рис. 1, 2).

Рис.1 Динамика количества предлагаемых монохромных лазерных принтеров и настольных МФУ различной производительности (Q1’2015 и Q1’2017, шт.)

Рис. 2. Динамика числа предлагаемых цветных моделей лазерных принтеров и настольных МФУ различной производительности (Q1’2015 и Q1’2017, шт.)

Такая перестройка вызвана не только потребностью заказчиков в более производительных и функциональных устройствах, но (и даже в большей степени) продуктовой политикой вендоров, которые в условиях насыщения рынка ищут способы поддержать спрос и повысить прибыльность бизнеса.

Как видно из диаграмм 1 и, за последние два года сильно поредели ряды монохромных и цветных моделей начального уровня со скоростью печати и копирования до 20 стр./мин, хотя востребованность этой категории устройств среди потребителей малого и домашнего офиса остается достаточно высокой (о чем, в частности, свидетельствует увеличение продаж еще остающихся на рынке моделей принтеров и настольных МФУ этой скоростной категории). Из этого сегмента практически ушли компании Kyocera, Oki, Panasonic и Ricoh, однако больше всего на спад в нем повлияло прекращение продаж многолетних бестселлеров лазерного рынка семейства HP LaserJet Pro – принтера P1102 и МФУ M125. В какой-то мере это освободило место для low-end-продуктов других вендоров.

Наиболее активное обновление линеек вендоров происходило в старших скоростных диапазонах монохромных и цветных устройств (21–30 стр./мин и свыше 31 стр./мин). В этих подсегментах оказалось наибольшее количество снятых с продажи моделей, но и выпущено было больше всего новых продуктов (всего около полутора сотен, рис. 3).

Рис. 3 Количество новых моделей принтеров и настольных МФУ различной производительности, выпущенных на рынок за последние два года.

В таблицах 1-4 приведены модели принтеров и настольных МФУ, появившихся на рынке за последние два года.

Вендоры

Компании Brother и Canon, сохраняя присутствие в начальном сегменте лазерного рынка, одновременно расширили и старшую часть своих линеек. Портфель Brother пополнился моделями высокопроизводительных принтеров и МФУ семейств L5000 со скоростью печати до 40 стр./мин и L6000 – до 50 стр./мин. Модели оснащены цветными сенсорными экранами, поддерживают работу с популярными облачными сервисами и такие функции безопасности, как фильтрация IP-адресов, шифрование данных и аутентификация пользователей с помощью встроенного кардридера NFC.

Монохромные модели линейки i-Sensys в аналогичных скоростных диапазонах впервые появились и у компания Canon. Семейства настольных МФУ MF400 и MF500, в которые входят в общей сложности шесть моделей, могут печатать и копировать со скоростью до 40 стр./мин. Ориентированные на небольшие организации, они являются бюджетной альтернативой собственной линейки многофункциональных копиров imageRunner. Кроме того, вендор обновил и младшее семейство МФУ MF200, расширив его функциональность за счет возможности прямого, без наличия точки доступа, беспроводного подсоединения к ним планшетов и смартфонов, а также интерактивной сенсорной панели, облегчающей процесс настройки и выполнения операций. Еще большим быстродействием обладают однофункциональные принтеры для средних и больших групп LBP351dn и LBP352dn со скоростью печати 55 и 62 стр./мин, увеличенной нагрузочной способностью и ресурсом картриджей до 25 тыс. страниц (можно предположить, что более поздний, чем у других вендоров, выход компании на рынок высокоскоростных принтеров и настольных МФУ связан с ослабления ограничений по OEM-соглашению с HP о поставке печатающих узлов Canon для лазерных устройств HP).

Около десятка новых моделей появилось в нижней половине продуктовой линейки LaserJet Pro компании HP (что, в силу ее ведущих позиций на рынке, и явилось одним из основных факторов, способствующих переходу пользователей из начального в более старшие сегменты). Помимо повышения скоростных и ресурсных характеристик новые принтеры и МФУ вендора приобрели функциональность, обеспечивающую их работу в составе централизованно управляемого парка печатающих устройств (благодаря поддержке ПО Web Jetadmin), более гибкие возможности коммуникаций с мобильными устройствами (в том числе напрямую, по технологии Wi-Fi Direct), поддержку облачных сервисов и информационной защиты как самих устройств, так и передаваемых данных (с помощью ПО управления политиками безопасности JetAdvantage Security Manager). В более старших моделях, ориентированных на корпоративных потребителей (семейства принтеров и МФУ LaserJet Enterprise M500/M600), реализована комплексная защита устройств и данных в течение всего цикла работы – от инициализации и загрузки до выключения питания. Эти средства позволяют осуществлять аутентификацию пользователей, зашифрованную передачу конфиденциальных данных для печати, управление безопасной передачей отсканированных документов, а также автоматическое обнаружение и защиту устройств от внешних атак с возможностью последующего самовосстановления.

Начиная с текущего года, продуктовая политика компании Kyocera на рынке монохромных принтеров и настольных МФУ практически целиком нацелена на его старшие сегменты. Вендор прекращает продажи не только персональных моделей начального уровня, но и бюджетных принтеров для небольших рабочих групп из следующего скоростного диапазона 21–30 стр./мин, и все выпущенные компанией за последнее время монохромные устройства ECOSYS обладают производительностью 35 стр./мин и выше. В старших моделях настольных МФУ (например, M2640idw) теперь обеспечивается совместимость с платформой HyPAS, позволяющей создавать бизнес-приложения в соответствии с требованиями документооборота конкретной организации. Вендор существенно обновил и свою линейку цветных устройств, впервые включив в них модели, штатно поддерживающие технологии мобильной печати.

Компания Lexmark, продукты которой также представлены только в старших сегментах рынка, расширила свою линейку высокопроизводительными цветными принтерами и МФУ со скоростью печати 38–57 стр./мин, предназначенными для средних и больших рабочих групп с большими объемами печати.

Компания Ricoh в отличие от других производителей ведет на рынке офисных лазерных устройств наступление широким фронтом, выполняя поставленную несколько лет назад задачу продвижения своего бренда потребителям в малом и среднем бизнесе. Компания представила принтеры и настольные МФУ во всех скоростных сегментах монохромных принтеров и МФУ (за исключением начального), а также в старших категориях цветных моделей. Ricoh почти полностью обновила предложение в сегментах принтеров и настольных МФУ для малых рабочих групп и для персонального использования в домашнем офисе компактными и простыми в управлении моделями. Почти все устройства поддерживают работу с планшетами и смартфонами, в том числе напрямую с помощью WiFi Direct или NFC. С помощью приложения Smart Device Print&Scan для iOS и Android пользователи могут отправлять документы на печать с мобильного устройств на iOS и Android и получать на него отсканированные материалы.

Несмотря на приближающееся слияние с HP Inc., намеченное на вторую половину года, компания Samsung продолжила развитие верхней части своей линейки многофункциональных устройств. Недавно на рынок были выпущены высокопроизводительные монохромные МФУ семейства ProXpress (ProXpress M4080fx/ M4580fx) производительностью 40 и 45 стр.,мин и еще более скоростные МФУ формата А4 MultiXpress (MultiXpress M5370LX). Оба семейства моделей оснащены большими сенсорными экранами с привычным для владельцев планшетов и смартфонов пользовательским интерфейсом.

Экономичность

В последнее время более явно проявилась тенденция к снижению удельной стоимости печати, что особенно актуально для лазерных моделей нижнего уровня производительности, для которых этот показатель самый высокий.

Для пользователей в небольших офисах с повышенными требованиями к объему печати вендоры предлагают разные способы снижения издержек, которые, правда, сводятся в основном к комплектованию устройств больщим количеством расходных материалов – стандартными картриджами повышенной емкости или пакетом из нескольких картриджей. 

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.