Анализ ситуации на российском рынке ИБП

Василий Мочар

Текущий обзор посвящен подведению основных итогов российского рынка источников бесперебойного питания (ИБП) в 2016-м и предыдущих годах, анализу ключевых отраслевых трендов, а также изменениям в конкурентной среде. В отличие от предыдущих обзоров на данную тему, детальный анализ изменений технологической структуры рынка мы «вынесем за скобки» и посвятим ему осенний обзор в 3-м номере. Все цифры базируются на регулярных исследованиях аналитической компании ITResearch, которые по рынку ИБП проводятся с 2000 г.

Основные итоги 2016 г.

Всего за 2016 г. на российском рынке было продано 1,08 млн ИБП переменного тока на сумму в 292,6 млн долл. По сравнению с 2015 г. рынок вырос на 4,5% в штуках и на 9,2% в деньгах. Динамика не впечатляет, однако она все же оказалась положительной, в то время как в начале 2016 г., на фоне обрушения цен на нефть, говорить о возможном росте рынка считалось моветоном. Нужно отметить, что в натуральном выражении итоги оказались в рамках наших ожиданий. В деньгах же, несмотря на вдвое бОльшую динамику, прогнозировалось превышение отметки в 300 млн долл., т. е. рынок несколько «недоработал».

Денежные показатели обычно растут при увеличении доли сегмента on-line-ИБП, и этот тренд в целом продолжается, в 2016 г. наблюдался опережающий рост относительно дешевых решений, причем как за счет усиления производителей с традиционно более низкими ценами, так и благодаря росту спроса на более доступные модели у остальных производителей. В результате средний on-line-ИБП к концу года подешевел без малого на 20%. И это не очень хороший признак, означающий, что назревшее обновление и расширение инфраструктуры во многих случаях происходит за счет самых доступных решений.

В целом прошлый год был довольно нервным и неровным. В I квартале 2016 г. по сравнению с I кварталом 2015 г. в натуральном выражении показатели увеличились на 17,7%, а в денежном − почти на 16%. Незначительно − на 1,5% − снизилась только средневзвешенная стоимость. Но мы уже тогда отмечали, что такой резкий рост пока еще рано было считать началом уверенного восходящего тренда, поскольку сравнение шло с чрезвычайно низкой базой начала 2015 г. (Тогда рынок обрушился на 50%, и восстановление еще было очень далеко от того, чтобы компенсировать потери 2015 г.)

Стоит заметить, что итоги первого квартала оказались полностью в рамках нашего прогноза, и рынок вырос даже при слабой нефти. Но на второй квартал наши ожидания уже были существенно скромнее: рост на 5-7%. И хотя по сравнению с I кварталом 2016 г. рынок увеличился примерно на 32% в штуках и 19% в деньгах, в годовом исчислении во II квартале 2016 г. показатели в натуральном выражении увеличились на 7,6%, а в денежном − на 5,7%. (т. е. в рамках прогноза).

Более слабая динамика денежных показателей во втором квартале (обычно наоборот) связана со снижением средневзвешенной стоимости ИБП, которая была обусловлена масштабным тендером на массовые интерактивные устройства одной из государственных структур. Объем поставок ИБП Powercom составил без малого 15% от регулярного рынка, что не могло не перекосить структуру рынка.

Отсутствие в дальнейшем сопоставимых по объему тендеров привело к тому, что в третьем квартале по сравнению с III кварталом 2015 г. рынок ИБП вырос в натуральном выражении всего лишь на 2%, зато в деньгах рост составил серьезные 16%.

Но в четвертом квартале динамика рынка несколько ухудшилась по сравнению с третьим: в годовом выражении было зафиксировано снижение продаж в штуках (около 1,4%) и небольшой (2,5%) рост в деньгах. Хотя, как было сказано выше, в среднем on-line-ИБП несколько подешевели, их доля (в деньгах) за год все же увеличилась еще примерно на 2%, что и поспособствовало продолжению роста средневзвешенной стоимости ИБП и, соответственно, сохранению положительной динамики российского рынка ИБП в деньгах.

Итак, даже с учетом положительной динамики, уверенного восстановления российского рынка ИБП мы не видим. На данный момент, исходя из текущей макроэкономической ситуации и при сохранении развития экономики без особых катаклизмов, мы склонны придерживаться умеренно позитивного прогноза на 2017 г.: рост в натуральном и денежном выражении примерно на 10-15%. Но это относительно незначительные показатели, которые не оставляют запаса прочности для рынка, который при любой негативной новости или обострении старых проблем может опять уйти «в минус»

Долговременная динамика рынка

С 2000 г. российский рынок ИБП испытал уже две волны серьезного роста и снижения (см. рис. 1 а и б), причем они существенно отличались по своей интенсивности и длительности. При этом, вторая волна снижения, достигшая своего максимума в 2015 г., в 2016 г. не просто выдохлась, но даже наметился осторожный тренд к изменению направления – к росту. Несмотря на весь негатив прошлого года, значительный потенциал рынка, видимо, начал реализовываться. И мы очень надеемся, что в 2017 г. этот тренд только укрепится.

Рис. 1 а. Динамика российского рынка ИБП в натуральном выражении (В тыс. шт.).

Рис. 1 б. Динамика российского рынка ИБП в денежном выражении (в млн долл.).

Нижняя точка рынка (на данный момент) была в 2015 г. И хотя в 2016 г. рынок ИБП немного подрос, в натуральном выражении он пока что еле-еле превысил уровни 2002 г (см. рис. 2). По сравнению же с максимумом 2007 г. объем рынка меньше почти в три раза, и, вероятно, такой обвал уже никогда не сможет быть ликвидирован.

В деньгах сокращение было несколько менее драматичное, и рынок уже превысил уровни 2009 г. за счет наблюдавшегося почти все последние годы существенного сдвига в инфраструктурные решения. По сравнению с вершиной, которая была в 2012 г., рынок в долларах меньше почти в два раза, но вместе с тем уровни начала тысячелетия превышены более чем в три раза.

Рис. 2. Изменение российского рынка ИБП по сравнению с уровнями 2000 г.

Если же говорить о динамике рынка, то вплоть до 2008 г. российский рынок ИБП уверенно рос, прибавляя за год по 20% и более (см. рис. 3). Однако первое дуновение кризиса в конце 2008 г. сразу же опустило рынок в отрицательную зону, а 2009 г. продавил его глубоко вниз – более чем на 40% по всем ключевым показателям. При этом первая волна снижения началась даже не во втором полугодии 2008 г., а еще с весны: тогда это объяснялось некоторой нервозностью бизнеса и отодвиганием бюджетов на фоне выбора нового президента страны. Затем уже ударил собственно мировой кризис, последствия которого для нашей экономики были особенно катастрофичными в первом полугодии 2009 г. Однако рынки как быстро и резко упали, так же достаточно быстро и восстановились, но, к сожалению, не до конца.

Особенно это касалось рынка массовых ИБП, которые являются смежным оборудованием по отношению к десктопам, а они, помимо общеэкономических проблем, начали активно вытесняться ноутбуками. Поэтому даже после начала коррекции рынка вверх данный сегмент рынка ИБП так и не достиг докризисных показателей. При этом благодаря более дорогим инфраструктурным ИБП, которые чувствовали себя довольно неплохо, в денежном выражении динамика была не столь депрессивная.

Как показывает практика, чем резче провал, тем активнее проходит восстановление. В 2010 г. рынок ИБП активно рос и в 2011-м по денежным показателям даже вышел «в плюс» по сравнению с докризисными показателями. 2012 г. показал выход рынка на насыщение, и затем рынок уверенно пошел вниз.

Вторая волна кризиса, в основном обусловленная как снижением цен на нефть (и отсутствием денег в экономике), так и структурными проблемами в экономике, оказалась по воздействию существенно мощнее, причем темпы снижения только возрастали.

Пока на быстрый отскок надеяться не приходится. Производители и канал адаптировались к текущей неблагоприятной рыночной обстановке, и вряд ли у кого есть незагруженные мощности, способные быстро удовлетворить восстановление спроса, который также будет происходить очень осторожно.

Рис. 3. Динамика годовых темпов роста/падения рынка ИБП.

Сдвиг в инфраструктурные решения

Важным интегральным показателем рынка служит динамика средневзвешенной стоимости ИБП, которая определяется через реальные продажи и зависит от трех основных факторов: структуры рынка (устройства какого класса и какой мощности преимущественно продаются); стоимости самих устройств; соотношения сил между вендорами, исповедующими различную ценовую политику. Последние два фактора до недавнего времени были самыми стабильными, и наибольший вклад в изменение интегрального показателя традиционно вносят структурные изменения.

Благодаря увеличению средневзвешенной стоимости устройств и наблюдается все последние годы относительно неплохая динамика денежных показателей (рис. 4) на депрессивном (в натуральном выражении) рынке. И это хорошо, поскольку если данный показатель падает, на каждой единице товара производители и канал зарабатывают меньше денег, если растет – соответственно наоборот. Так что при существенном сокращении объемов сбыта отрасль в целом продолжает генерировать приличный денежный поток.

Вплоть до 2005 г. средневзвешенная стоимость понемногу снижалась, что было связано с резким ростом установленной базы легких ИБП, вызванным массовой установкой настольных ПК в офисах и домах.

Затем эта составляющая начала насыщаться, и средневзвешенная стоимость поползла вверх, до 2009 г. оставаясь при этом в относительно низкоуровневом коридоре. Однако в кризис и после него, в отличие от индивидуальных решений «тяжелый» сегмент, связанный с развитием ИТ-инфраструктуры, чувствовал себя относительно хорошо. Закономерное увеличение вклада «тяжелых» (а значит, более дорогих) ИБП и привело к резкому росту средневзвешенной стоимости.

Рис. 4. Динамика средневзвешенной стоимости ИБП (в долл.).

За 2013-2015 гг. данный показатель вышел на некоторое насыщение на уровне 250-260 долл. Если бы улучшилась конъюнктура массового рынка, теоретически можно даже ожидать определенный ценовой откат. Но мы все же ждали тренд к продолжению роста средневзвешенной стоимости, пусть даже не с такими темпами, как в предыдущие годы. И данный прогноз полностью оправдался: средневзвешенная стоимость прибавила за год еще 10 долл., достигнув уровня в 270 долл. И, скорее всего, это еще не предел.

Динамика технологической структуры рынка

На рынке ИБП представлено несколько топологий аппаратов: резервные (Off-line); интерактивные (Line-interactive) и двойного преобразования (On-line). При этом вес устройств, их мощность и стоимость могут различаться на три порядка, функционал и целевые рынки также совсем разные.

Резервные и интерактивные ИБП формируют массовый рынок и обеспечивают более 95% всех продаж. При этом сам сегмент интерактивных ИБП делится на два субсегмента, которые заметно отличаются по рыночному позиционированию. Это аппараты с аппроксимированной синусоидой (AS) на выходе при работе от батарей и ИБП с чистой синусоидой (SIN). Последние относятся к корпоративному классу, представляют собой относительно дорогое и качественное оборудование, и, при относительно небольшой доле рынка в штуках, в деньгах являются одним из трех важнейших субсегментов рынка.

Сегменты ИБП Off-line и line-interactive AS в подавляющем числе случаев ориентированы на рынок массовых приложений, где они в основном применяются для защиты десктопов. Поэтому их мы объединяем в сегмент mass.

ИБП line-interactive SIN и on-line легче 3 кВА также имеют сходное между собой применение – в основном они используются для защиты серверов и сетевого оборудования в случае, если не требуются инсталляционные работы, а один ИБП защищает индивидуальную нагрузку или небольшую группу устройств. Соответственно их можно объединить в группу light corporate.

Всё, что «тяжелее», т. е. on-line-ИБП мощностью свыше 3 кВА – это уже инсталлируемые устройства, которые так просто в розетку не подключишь. Их назначение – защита целой группы ИТ-оборудования или же применение в качестве составляющей инженерной инфраструктуры. Их мы относим к сегменту heavy (или «тяжелое» оборудование).

Такое сегментирование (…) позволяет более четко вычленить целевые рынки, где наблюдаются рост или падение. Как было сказано выше, массовый сегмент сокращается, и тренд к его сокращению очевиден. В наибольшей степени усилился сегмент light corporate. Причем во многом это происходит за счет нарастания выпуска стоечных RM- и RT-устройств, более высокотехнологичных и дорогих. То есть, несмотря на рост популярности ЦОДов, огромным и все растущим спросом пользуются решения, где необходимо быстро и легко запитать одну или несколько критичных нагрузок, без построения или кардинального апгрейда большой системы.

Доля тяжелого инфраструктурного сегмента подвержена существенным колебаниям вследствие сильной зависимости от больших тендеров. Но все же она продолжает немного расти (см. рис. 5), подбираясь к 40% всего рынка ИБП в деньгах. Мы рассчитывали, что уже в 2015 г. данный сегмент преодолеет эту отметку, и в начале года это даже происходило (массовый рынок чувствовал себя хуже корпоративного). Однако затем его доля опять опустилась ниже, но по итогам 2016 г. это все же произошло, и отметка в 40% уже уверенно зафиксирована. О половине рынка говорить еще очень рано: дай бог, к 2020 г. этот показатель приблизится к уровню 45%.

Рис. 5. Динамика структуры рынка по различным классам ИБП (в деньгах).

Конкурентная среда

Российский рынок ИБП крайне сегментирован, что создает возможности даже относительно небольшим компаниям процветать в своих нишах. Благодаря этому активно работающих на российском рынке ИБП игроков свыше 20, и тенденции к сокращению этого уровня, несмотря на все кризисы, не наблюдается. Более того, в 2016 г. мы продолжили расширять список брендов, которые ведем в наших исследованиях в явном виде. Это SIpower (Связь-Инжиниринг), Riello и Bennings.

А негативный пример стоит отметить только один. Компания Emerson Network Power еще недавно была представлена на российском рынке ИБП двумя независимыми брендами – Chloride и Liebert и контролировала очень значительную долю рынка. Однако после кризиса 2008 г. ее присутствие на нашем рынке начало сокращаться. Правда, в 2011-м ей удалось несколько поправить ситуацию за счет поставок оборудования Chloride (44,4 МВА суммарно в крупнейший ЦОД «Южный порт» Сбербанка). Но после этого подобных проектов уже не случалось, внутри компании происходили различные процессы, но они не приводили к положительным результатам, и доля Emerson NP продолжила снижаться.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.