Ситуация на российском рынке профессиональных дисплеев

Василий Мочар

Основные итоги

Даже первое полугодие 2015 г. для данного рынка было еще вполне терпимым: всего тогда было продано 12,56 тыс. панелей, и, по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. рынок даже вырос на 0,7% (см. рис. 1), что на фоне тотальных провалов по другим отраслям было просто прекрасно. Правда, в деньгах картина была менее красивой, но это отдельный разговор. Собственно, отсутствие провала в начале 2015 г. и задало довольно высокую базу сравнения и делало маловероятными ожидания на существенный рост в 2016 г.

По данным аналитической компании ITResearch за первое полугодие 2016 г. было продано 12,76 тыс. профессиональных панелей на сумму в 35,5 млн долл., что оказалось на 2-3% лучше показателей аналогичного периода 2015 г. (см. рис. 1, 2 и 3). Как показали результаты первого полугодия, рынок пока очень близок к прогнозным показателям, и на второе полугодие мы тоже ожидаем уже озвученные цифры, если не случится ничего непредсказуемого. Стоит также отметить, что, в отличие от многих других российских ИТ-отраслей, на рынке LFD I и II кварталы 2016 г. в целом различались не очень сильно, демонстрируя определенную стабильность рынка.

За первый квартал было продано 6.08 тыс. информационных панелей на сумму около 17,7 млн долл. По сравнению с I кварталом 2015 г. объемы продаж в натуральном выражении снизились на 10%., но в денежном выражении рынок подрос на 6%.

Второй квартал был немного лучше: было продано 6.68 тыс. панелей на сумму около 17,8 млн долл. По сравнению с первым кварталом текущего года рынок вырос примерно на 10%, оставшись на том же уровне в деньгах. В годовом исчислении (по сравнению с II кварталом 2015 г.) рынок вырос аж на 15%, но в деньгах практически не изменился.

Рис. 1. Динамика продаж LFD в натуральном выражении, в тыс. шт.

Рис. 2. Динамика продаж LFD в денежном выражении (в млн долл.).

В целом динамика российского рынка LFD довольно уникальна. Он фактически зародился всего лет 10 назад и почти сразу попал под кризис 2008 г. Но даже то, что в первом полугодии 2009 г. этот тогда маленький и нишевой рынок рухнул более чем на 50% (см. рис. 3) не выглядело катастрофой. Затем на рынке LFD было несколько лет с просто потрясающими темпами роста, исчислявшимися десятками и даже сотнями процентов. (Кстати, именно в этот момент на органичный рост рынка наложилась мощная атака компании Samsung, сделавшей ставку на эту отрасль и начавшей инвестировать значительные средства в развитие данного бизнеса в России, ну, и в итоге, занявшей на нем устойчиво лидирующие позиции.)

Рис. 3. Динамика темпов роста/снижения рынка LFD.

Но после 2012 г. сегмент явно «выдохся», и продажи надолго зависли на текущих уровнях +/- 30 тыс. аппаратов за год и 12-13 тыс. за первое полугодие. Вместе с тем, рынок еще совсем не насыщен, и здесь мы ожидаем рост спроса, на пользу которому играет, как ни странно, даже непростая ситуация в экономике. Профессиональные панели всё большим числом корпоративных заказчиков воспринимаются как инструмент повышения конкурентоспособности и даже прямого зарабатывания денег. Они превратились в некий «must have» в переговорных, фронт-офисах, системах Digital Signage и т.д. Поэтому в качестве среднесрочной цели видится выход рынка LFD на показатели порядка 50 тыс. панелей за год, что может произойти еще до 2020 г.

Важным рыночным параметром является средневзвешенная стоимость, являющаяся индикатором внутренних изменений рынка. На изменение данного показателя в сегменте LFD обычно влияют как диагональные сдвиги в сторону больших аппаратов, так и рост популярности различных специализированных решений: видеостены, защищенные, интерактивные дисплеи и т. д.

На протяжении многих лет средневзвешенная стоимость LFD находилась на уровнях около 3500-4000 долл., особенно не снижаясь, несмотря на общее удешевление и рост доступности новых технологий (см. рис. 4). Вместе с тем в первом полугодии 2015 г. этот показатель ощутимо упал, и причиной во многом были как внешние, так и внутренние факторы. Наибольший вклад, пожалуй, внесли курсовые разницы: в 2015 г. рублевая цена на панели не успевала скорректироваться вслед резкому провалу рубля относительно доллара в конце 2014 г. LFD это не биржевой товар, и переоценка здесь сильно отстает от курсовых колебаний. В проектах обычно прописаны определенные рублевые цены, и отступать от них компаниям просто некуда. Поэтому, при получении денег по контракту зачастую оказывалось, что вследствие инфляции в долларовом выражении сумма оказывалась намного-намного ниже даже закупочной. В результате практически все поставщики понесли значительные убытки.

В качестве примера сильного внутреннего фактора можно привести заметное снижение (после всплеска в 2014 г) доли аппаратов для видеостен и интерактивных дисплеев, что не могло не отразиться негативно на средневзвешенной стоимости LFD. При этом очень значительные объемы поставок (в штучном исчислении) были закрыты базовыми аппаратами лидера рынка (Samsung), что также влияло на данный индикатор. Кроме того сказывалось и настоятельное пожелание со стороны мелких клиентов к развитию предложения в нижнем ценовом диапазоне, причем это должны быть устройства, хорошо работающие с эфирным сигналом и с динамиками. Это с одной стороны уже профессиональное оборудование, предназначенное для длительной работы, в отличие от обычных телевизоров, с другой стороны, в нем отсутствуют многие функции, просто ненужные для мелких заказчиков. Вследствие этого у них максимально доступная цена, что также не могло не повлиять на общий ценовой индекс рынка (в сторону его снижения). Фактически данный запрос стимулировал производителей к формированию принципиально нового сегмента рынка – так называемых «коммерческих ТВ». Реально уже несколько производителей запустили такие линейки в производство.

В первом полугодии 20016 г. средневзвешенная стоимость LFD оставалась примерно на уровне предыдущего года. При этом в отдельных кварталах ситуация довольно сильно различалась (рис. 4).

Рис. 4. Динамика средневзвешенной стоимости (долл.).

В первом квартале наблюдался очень значительный (порядка 18%) рост средневзвешенной стоимости панелей, который частично был связан с увеличением доли продаж дорогих панелей с большой диагональю, а также безрамочных решений для видеостен. Однако данный рост был практически полностью нивелирован во втором квартале, что в первую очередь было связано с увеличением доли продаж дешевых панелей с диагональю 32-дюймов, а также с некоторым снижением в сегменте безрамочных решений для видеостен (они существенно более дорогие, чем в среднем по рынку).

Структура рынка

Стандартной сегментацией на рынке LFD является деление панелей по размеру диагонали. При этом панели с близкой диагональю объединяются в группы, состав которых периодически корректируется в связи с появлением или исчезновением отдельных типоразмеров. Так, в 2015 г. группу панелей с диагональю 70 дюймов и более мы разбили на 70–75 дюймов и 80+ дюймов, поскольку тренд к удешевлению и росту продаж больших панелей определенно есть. Появление 48- и 49-дюймовых панелей в значимых количествах заставило нас сначала переформатировать прежнюю группу 46–47 дюйм в 46–49. Затем сюда же добавились 50-дюймовые панели, поскольку данный сегмент практически полностью «усох».

Появление ощутимых продаж 39-дюймовых панелей вынудило нас расширить сегмент 40–43 дюйма, и теперь он объединяет типоразмеры 39–43 дюйма. Также в считанных количествах сейчас на рынке продаются 58-дюймовые панели, но это действительно мизерные цифры, и пока они у нас не выделяются отдельно, а присутствуют в цифрах сегмента 60–65 дюймов.

Текущая структура рынка панелей по диагоналям (см. рис. 5) показывает, что по- прежнему существует четыре достаточно массовых типоразмера и столько же «немассовых». В первой половине 2016 г. в количественном отношении основным сегментом стали 46–50-дюймовые аппараты, на которые пришлось около 31% всех продаж. Дальше, с небольшим отрывом, следуют 39–43-дюймовые панели, пятая часть рынка приходится на 55 дюймов и еще 15% – на самые маленькие 32-дюймовые панели. Все остальные типоразмеры малоощутимы на этом фоне.

Однако в денежном выражении совсем иная картина. Сегментом номер один, безусловно, являются 55-дюймовые панели, которые формируют около 35% денежного потока рынка. Они дороже как сами по себе, так и за счет высокой насыщенности данного субсегмента дорогими специализированными дисплеями для видеостен.

Также примечательно, что сегменты самых больших дисплеев при мизерной доле рынка в штуках, в деньгах генерируют значительную сумму, что очевидно показывает их высокую привлекательность. Напротив, 32 дюйма, при отличных результатах общих продаж в штуках, с их 5% от общего денежного потока мало на что влияют.

Рис. 5. Структура рынка LFD по диагональным сегментам.

Стоит однако отметить, что 32-дюймовые аппараты пока и не думают уходить с рынка (см. рис. 6). Существует множество рыночных применений, где такие маленькие устройства продолжают быть востребованными. Это могут быть как инсталляции с ограничением размеров, так и проекты, где критичным параметром является именно цена. Она в этом случае ожидаемо самая низкая, и в последние два года их доля даже немного подросла.

Субсегмент 39–43 дюйма имеет наиболее выраженный тренд к сокращению в долгосрочном периоде, хотя с обострением кризиса его снижение также несколько приостановилось.

Рис. 6. Динамика структуры рынка по диагоналям LFD в натуральном выражении.

«Промежуточные» 46–50-дюймовые модели хотя на данный момент и продаются в наибольших количествах, все же не могут претендовать на звание «мейнстрима». Скорее, они в текущем году временно «отъели» долю у 55-дюймовых аппаратов. Однако мы думаем, что с улучшением ситуации и с ренессансом в сегменте панелей для видеостен 55-дюймовые аппараты свое еще возьмут.

Очень актуальным является анализ динамики упомянутой выше средневзвешенной стоимости панелей в отдельных субсегментах (см. рис. 7). Как видно, в первой половине 2015 г. в большинстве диагональных классов происходило ее фактически обрушение, причем снижение исчислялось десятками процентов. Но надо учитывать, что такие аномальные уровни снижения цен зачастую были искусственными, связанными с резкими колебаниями курса доллара и невозможностью немедленной индексации рублевой цены соразмерно величине девальвации рубля.

Рис. 7. Динамика изменения средневзвешенной стоимости панелей разных диагоналей.

Однако в нынешнем году тренд в ряде подсегментов фактически сменился на противоположный. И даже там, где снижение продолжилось, оно было довольно незначительным. Наибольший рост (примерно на 17%) наблюдался в сегменте 39–43 дюйма, который годом ранее и падал круче всех. Схожая ситуация и в классе 55-дюймовых аппаратов.

Несколько выбивается из этого ряда подсегмент 46–50 дюймов, который продолжил дешеветь, и связано это главным образом с тем, что уменьшается популярность достаточно дорогих 46-дюймовых панелей для видеостен.

Продолжили дешеветь и самые большие панели, но по логике так и должно было быть, поскольку технологии становятся доступнее.

Значимым атрибутом (фактором, влияющим на стоимость панели) является ее рабочее разрешение. В свое время на рынке существовал целый набор разрешений (см. рис. 8), но затем ситуация редуцировалась фактически к одному-единственному разрешению Full HD (1920x1080).

Рис. 8. Динамика структуры рынка LFD по рабочим разрешениям.

В мизерных количествах на рынке присутствуют также аппараты HD Ready (1336х768). Сейчас чаще всего это бесшовные устройства для видеостен, где большое разрешение отдельной панели как раз не критично, а иногда даже вредно, поскольку требует дополнительных мощностей по формированию видеосигнала. Недавно начали появляться и стандартные дешевые панели с диагональю 40, 46 и 48 дюймов для массового рынка с пониженным разрешением. Но стоимость панелей Full HD и HD Ready отличается столь слабо, что особого смысла в продвижении таких устройств нет. Более того, по нашей информации, производителям матриц становится уже невыгодно выпускать и Full HD-панели, и сейчас они уже предлагают сборщикам дисплеев 4К-матрицы по сопоставимой цене.

На данный момент доля панелей с разрешением 4К (Ultra HD, 3840х2160) превысила 1% рынка в натуральном выражении, а в деньгах это уже 7%. И пусть эти цифры пока не впечатляют, но динамика сегмента впечатляет. Можно предположить, что к 2020 г. большая часть рынка LFD перейдет на разрешение 4К, а Full HD останется только в нижнем ценовом диапазоне.

Деление LFD по потребительским классам

Другим принципом сегментация рынка LFD является их деление по потребительским классам, которые задают их применимость на различных целевых рынках. Методология ITResearch предполагает выделение четырех основных групп: Standard, Special, Touch и Wall. 

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.