Анализ сегмента Line-interactive SIN рынка ИБП

В данной статье рассмотрен сегмент ИБП Line-interactive SIN. Это сейчас ключевой (по объему продаж в деньгах) сегмент рынка ИБП, причем, находящийся очевидно на подъеме.

Об этом говорит статистика продаж (см. рис. 1), из которой следует, что в денежном выражении наиболее массовый сегмент Line-interactive AS уверенно теряет свою рыночную долю, резервные аппараты в целом стабильны, и только ИБП Line-interactive SIN планомерно наращивают свой вклад, вырвавшись за последнее время на первые позиции на массовом рынке ИБП. Более того, даже в разрезе всего российского рынка ИБП они сейчас находятся на первом месте, контролируя около 20% всего денежного потока.

Рис. 1. Динамика рыночной доли массовых сегментов ИБП (в деньгах).

В натуральном выражении доля ИБП Line-interactive SIN не столь велика, но она также заметно выросла (см. рис. 2). Сейчас на них приходится уже около 8,5% рынка и, скорее всего, это не предел.

Рис. 2. Динамика рыночной доли ИБП Line-interactive SIN в натуральном выражении.

Безусловно, данный сегмент не миновало общее снижение продаж на рынке ИБП, наблюдающееся за последние годы, но оно носит несколько менее драматический характер (см. рис. 3). В то время как по сравнению с первым полугодием 2007 г. продажи на всем рынке ИБП снизились более чем на 65% (в натуральном выражении), отгрузки в сегменте Line-interactive SIN уменьшились примерно на 48%, что и позволило им нарастить свою долю.

Рис. 3. Динамика продаж (по сравнению с уровнем H1_2007) в натуральном выражении на рынке ИБП в целом и в сегменте Line-interactive SIN.

Причем заметно, что во время первого кризиса динамика падения была единой, но с конца 2010 г. Line-interactive SIN-ИБП начали определенно выбираться на передний план. Причины этого мы рассмотрим ниже.

Позиционирование сегмента

В технологическом аспекте данные ИБП находятся в некоторой промежуточной позиции между аппаратами Line-interactive AS и легкими on-line-устройствами.

С одной стороны, в отличие от ИБП Line-interactive AS, которые при работе от батарей выдают переменный ток с формой аппроксимированной синусоиды (в некоторых, самых дешевых вариантах, это даже меандр), ИБП Line-interactive SIN в большинстве случаев формируют вполне качественную синусоиду, что позволяет использовать их с капризной и требовательной нагрузкой. Это может быть как ИТ-оборудование, так и высококачественная AV-техника, а также различные устройства инженерной инфраструктуры (пожарная, охранная сигнализация, котлы и т. д.).

Улучшенное качество синусоидального напряжения достигается с помощью более качественного инвертора. Но этим все различия не исчерпываются. В ИБП данного класса более стабилен диапазон выходного напряжения, что реализовано за счет применения многоступенчатых бустеров и триммеров; существенно повышена перегрузочная способность. Также во многих случаях они имеют возможность питаться от дополнительных батарейных кабинетов, что позволяет на несколько часов обеспечить важную нагрузку питанием и зачастую дождаться восстановления питания в сети. Это особо важно для частных пользователей, живущих за городом, в собственных домах. Впрочем, такая категория покупателей устройств данного класса пока еще не очень значительна.

Значительное число моделей Line-interactive SIN реализовано в «универсальном» (RT) и «стоечном» (RM) форм-факторах, что позволяет с успехом использовать их в стойках, для подключения критичного к качеству питания оборудования, например, серверов, сетевого оборудования, СХД и т. д. Способствует этому и развитые возможности мониторинга и управления, а также в целом более надежная элементная база. В результате репутация у этих устройств в целом очень хорошая, и даже требовательные клиенты во многих случаях не возражают против их использования в достаточно критичных приложениях.

С другой стороны, они остаются именно интерактивными, т. е. пропускают через себя ток напрямую к нагрузке, одновременно фильтруя его и «вгоняя» в приемлемый диапазон по вольтажу. Таким образом, полной развязки между внешней сетью и нагрузкой (как в on-line) не происходит. Но нужна ли она в большинстве случаев? Вопрос дискуссионный и далеко не тривиальный.

Достаточно проанализировать статистику продаж, и причина успеха ИБП Line-interactive SIN становится очевидной.

Во-первых, средневзвешенная мощность (суммарная мощность проданных устройств, деленная на их количество) данного класса ИБП в текущем году составляет около 1560 ВА (см. рис. 4). В то время как мощность «среднего» Off-line – 570 ВА, а Line-interactive AS – 760 ВА. Разрыв чрезвычайно велик, показывающий качественную несоразмерность данных множеств.

И при этом категория On-line менее 3 кВА имела средневзвешенную мощность 1840 ВА, что всего примерно на 20% выше, чем у ИБП Line-interactive SIN. Это уже величины одного порядка.

Рис. 4. Средневзвешенная мощность массовых ИБП на 1-е полугодие 2015 г.

А что же со стоимостью? Может здесь иначе? Но нет! Различие здесь носит тот же характер (см. рис. 5). Удельная стоимость защиты (в перерасчете на 1 кВА мощности) для Off-line составляет 143 долл., а у Line-interactive AS – 130 долл. Близкие величины, также подтверждающие близкое позиционирование и прямую конкуренцию между двумя этими классами.

Рис. 5. Удельная стоимость защиты (в перерасчете на 1 кВА) на 1-е полугодие 2015 г.

При этом данный показатель у Line-interactive SIN ИБП составил 410 долл., что опять же, несопоставимо выше. Конечно, удельная стоимость защиты у ИБП сегмента On-line менее 3 кВА заметно выше – 544 долл. Но хотя разрыв по этому показателю существенно больше, чем по средневзвешенной мощности, он также показывает схожесть данных множеств.

Отсюда очевидно, что ИБП Line-interactive SIN представляют собой альтернативу не самым массовым сегментам (Off-line и Line-interactive AS), а именно корпоративно-ориентированным On-line менее 3 кВА. Причем, альтернативу существенно более доступную по цене. А вследствие роста значимости сегодня ценового фактора, конкурентоспособность ИБП Line-interactive SIN только растет. К данному выводу стоит добавить еще два замечания.

ИБП Line-interactive SIN имеют КПД близкий к 100%, что естественно. А их конкуренты On-line менее 3 кВА при работе в онлайн-режиме (а на байпасе они работают достаточно редко) теряют около 10% электроэнергии на процессы выпрямления тока и формирования новой синусоиды. Мы не уверены, что данный фактор имеет принципиальное значение для всех заказчиков, тем более в случае небольших по мощности (и по суммарным потерям) систем. Но все же терять деньги никому не хочется, и этот фактор также играет на руку устройствам Line-interactive SIN.

С другой стороны, в последнее время многие производители, играющие в нижнем ценовой диапазоне, предлагают модели On-line менее 3 кВА по стоимости, которая не то что равна, а даже заметно ниже, чему у ИБП Line-interactive SIN производства A-брендов. В ситуации, когда заказчик получает возможность приобрести «онлайн» по цене ниже «интерактива», конкурентная среда существенно меняется. Но мы думаем, что должно пройти еще какое-то время, пока основная масса клиентов осознает новые возможности.

Внутренние распределения и тренды

Еще одним свидетельством ориентирования данного класса ИБП на корпоративный сегмент служит распределение реальных продаж по мощностным диапазонам в денежном виде, которое мы даем в динамике (см. рис. 6). На устройства мощностью до 1 кВА (условно, это обычный ПК) приходится всего около 11% денежного потока, и здесь есть понижательный тренд: за последние годы доля сегмента снизилась на 6%. Подавляющая часть продаж приходится на более мощное оборудование, причем наблюдается ощутимое смещение в более высокие мощности. Устройства мощностью 3 кВА и более сейчас формируют около 30% выручки.

Рис. 6. Динамика распределения продаж ИБП Line-interactive SIN по мощностям (в деньгах).

Похожее смещение имеет место и в распределении продаж по ценовым диапазонам (см. рис. 7). Можно сказать, что в целом здесь наблюдается довольно равномерное покрытие, за исключением низкобюджетного диапазона (до 200 долл.), где отгрузки незначительны, да еще и сокращаются со временем.

Рис. 7. Динамика распределения продаж ИБП Line-interactive SIN по ценовым диапазонам (в деньгах).

Заметим, что в последние годы происходит видимое усиление вклада самых дорогих решений, стоимостью выше многих моделей онлайн-ИБП. Это довольно мощные аппараты, в основном в RM-конструктиве и с батарейными кабинетами. Явление очень интересное, поскольку у них уже весьма серьезные приложения, и видимо «интерактивность» (а не онлайн) заказчикам совсем не мешает.

Конкурентная среда внутри сегмента Line-interactive SIN носит уникальный характер. До сих пор очень многие считают, что на российском рынке ИБП есть APC by Schneider Electric, и есть все остальные. И хотя в целом по рынку это уже далеко не так, в данном сегменте ситуация пока именно такова, да еще носит гипертрофированный характер. Достаточно сопоставить индексы интенсивности конкуренции (см. рис. 8), чтобы в этом убедиться.

Индекс Герфиндаля (сумма квадратов рыночных долей вендоров) в рассматриваемом сегменте просто зашкаливает, будучи в два с лишним раза выше и так немаленького общерыночного показателя. Это индикатор доминирования одной компании, вследствие чего имеем чрезвычайно низкую интенсивность конкуренции. Дошло до того, что у множества заказчиков (а это в основной массе SMB-компании) название семейства Smart-UPS стало фактически нарицательным для всего класса оборудования. И все это следствие серьезного маркетинга и брендинга со стороны вендора, массированно и успешно осуществлявшегося на протяжении многих лет. Но зато сейчас APC by Schneider Electric продолжает снимать сливки с данного сегмента, который для компании является, без сомнения, ключевым, формируя около 30% денежного потока.

В завершение данного раздела стоит добавить, что ряд вендоров (как фокусирующихся на корпоративном рынке, так и игроков массового рынка) на данный момент все же в значительной мере «пренебрегают» сегментом ИБП Line-interactive SIN. Зная о «всесилии» здесь APC by Schneider Electric, они «перепрыгивают» через категорию и развивают в первую очередь направление легкого Онлайн. Эта стратегия имеет право на жизнь, но мы думаем, что все же у класса ИБП Line-interactive SIN еще очень долго будут лидирующие позиции на рынке массовых корпоративных приложений.

Продуктовое предложение

На осень 2015 г. на российском рынке ИБП активно продвигалось 23 модели класса Line-interactive SIN, выполненных в башенном (Tower) и универсальном (RT) форм-факторах. Кроме того, насчитывалось 10 чисто стоечных (RM) вариантов.

Здесь планомерно работают APC by Schneider Electric, CyberPower, Eaton, Inelt, Ippon, Legrand, Powercom, Powerman, Sven и Tripp Lite, т. е. примерно половина из всех игроков нашего рынка. У ряда остальных вендоров модели данного класса есть, но, что называется, для ассортимента. Наблюдаются различные продуктовые стратегии вендоров, находящие отражение как в стоимости продукции, так и в насыщенности модельных рядов.

Ценовые уровни продукции перечисленных вендоров можно разбить на три группы. APC by Schneider Electric и Eaton предлагают «дорогие» ИБП; продукцию компаний Inelt, Legrand, Powercom и Tripp Lite можно отнести к «средней» группе, а всех остальных к low end. Данное разделение довольно условное, поскольку ассортимент различных компаний тяжело сравнивать напрямую, но в целом позиционирование такое.

Таблица 1 и 2. Линейно-интерактивные ИБП с чистой синусоидой на выходе, Tower и RT; Линейно-интерактивные ИБП RM (для установки в стойку).

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.