Структура продаж на российском рынке настольных ПК

Первое полугодие 2015 г. на российском рынке настольных ПК было предсказуемо негативным. Общий объем продаж, по данным ITResearch, составил всего 830 тыс. устройств. Темпы годового падения составили почти 40%. (минус 39,8%, если быть точным.)

Рис. 1. Годовая динамика российского рынка настольных ПК по полугодиям. 2011-2015 гг.

Правда, рыночная доля десктопов очередной раз подросла и составила 43%: последний раз такое соотношение стационарной и мобильной техники было отмечено аж в 2010 г. Но это псевдо-позитив, основанный просто на том, что ситуация в сегменте ноутбуков еще хуже: там падение составило 48%.

Экономика и Windows

Экономический кризис в России сейчас, конечно, значимая вещь в динамике рыночных процессов, но негативные сигналы в этот период приходили по всему мировому рынку. Темпы падения там, понятно, другие — не превышают 10%, но это все равно четкий минус. Тем более что сегодня и динамические характеристики-то рассчитываются от периодов уже глубоко упадочных. На рынке ПК в целом как товарной категории имеет место явная рецессия.

В общемировом масштабе это выглядит следующим образом. В 2014 г. негативный тренд был, казалось бы, приостановлен — ситуация в сфере ПК начала улучшаться. Основной вклад в этот процесс вносила тогда программа отказа Microsoft от дальнейшей поддержки Windows XP. Программа эта явно подтянула мировой рынок, но ресурс ее был конечен. На 2015 г. был назначен старт продаж Windows 10 и соответственно программа миграции на нее. В преддверии этого события рынок в начале года скатился в период ожидания. Ко второму кварталу положение несколько улучшилось за счет расчистки складов перед запуском новой ОС и соответствующими обновлениями модельных рядов. Это не дало мировому рынку уж совсем обвалиться, но позитивный тренд прошлого года был все равно сломлен.

Вдобавок к этому с конца 2014 г. в минус стала работать и негативная экономическая ситуация. Подорожал доллар, это приподняло цены на компьютерную продукцию во всех развивающихся странах. (Отечественная мысль патриотично считает высокий доллар какой-то специально контрроссийской, чисто рублевой бедой. Но вообще-то это не только наша проблема, на дешевой нефти доллар вырос ко всем мировым валютам. У нас это просто ярче выражено за счет политического противостояния с Западом.)

Собственно, как видно на рис. 1, на российском рынке ситуация выглядела совершенно так же, если говорить о направленности кривых. Просто, в силу более сильного воздействия макроэкономичских и политических факторов, волатильность у нас была в абсолютном выражении выше. На падающем рубле корпоративный рынок и госсектор в конце 2014 г. еще как-то обновляли устаревший парк. Но потом они резко приостановили это движение. Рынок по итогам первого квартала буквально встал, упав до всего лишь 370 тыс. устройств. Во втором квартале рынок чуть подрос на распродажах складских остатков до уровня 470 тыс. юнитов, но и это нельзя назвать выправлением ситуации.

Теперь перейдем от макроэкономических факторов к внутриотраслевым. Летом 2015 г. стартовала Windows 10. Повлечет ли этот момент за собой значимый отскок? Некоторое оживление, конечно, присутствовать будет. Однако есть и тормозящие моменты. Как известно, компания предложила бесплатный апгрейд с Windows 7 и 8 до «десятки». Это сокращает потенциал обновления железа, приобретенного в последние годы. Пользователи просто обновят ОС, нажав иконку «получить Windows 10», безо всяких закупок новых системных блоков.

Таким образом, потенциал первичных закупок сильно ограничен. Ведь ввиду стагнации экономики значимого появления новых рабочих мест также не ожидается. Процесс импортозамещения в промышленности может и начинает постепенно развиваться, но темпами, явно недостаточными, чтобы скомпенсировать кризисные потери.

Не стоит также питать иллюзий с новым витком ажиотажного спроса у корпоративного и частного потребителя ввиду того, что рубль в третьем квартале снова начал агрессивно падать. Процесс секвестра бюджетов уже произошел. И фактор девальвации перестает работать на спрос. Скорее наоборот.

И ценового меценатства, вероятно, ждать не стоит. Зарубежные вендоры, ранее пытавшиеся поддерживать долларовые стоки в российском канале, ресурс доброты исчерпали. Запасы комплектующих, закупленные российскими компаниями осенью прошлого года перед обвалом национальной валюты в старой системе цен, тоже уже выработаны. Придется повышать цены и российским производителям. В результате в этих условиях многие потребители могут отказаться от массового обновления железа, предпочтя программное обновление старого.

Вендоры

Тяжелая ситуация на десктопном рынке, как и ожидалось, привела к увеличению его концентрации. У малых компаний нет сил справляться с кризисом. Рынок «самосбора» вообще заглох довольно давно, локальные сборщики все последние годы отдавали свою долю крупным брендам. И с наступлением кризиса этот процесс явно усилился.

Рис. 2. Суммарные доли лидирующей десятки зарубежных брендов на российском рынке десктопов в 2013-2015 гг.

На рис. 2. приведены показатели лидирующей десятки игроков, а также суммарные показатели всех компаний-импортеров настольных ПК. Видно, что в обоих случаях суммарная доля и той и другой выборки нарастала. А доля «хвоста» снизилась уже до совсем критического уровня в 30%.

Видно, что иностранцам не удалось отобрать у россиян больше положенного, если говорить именно о крупнейших российских компаниях DNS с брендом DEXP, Depo, Aquarius, iRu, Кraftway. Обладая либо сильным сбытовым ресурсом, либо контрактами с госсектором и крупным отечественным корпоративом, отечественные лидеры смогли продержаться лучше прочих. А вот средний бизнес в этой сфере оказался в положении почти безвыходном.

В лидирующую группу по итогам полугодия вошли* Aquarius, Depo, DNS/DEXP, HP и Lenovo. Вместе они поставили 54% настольных ПК.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.