Ситуация на российском рынке проекторов

Василий Мочар,

зам. директора ITResearch

Ромэна Мочар,

менеджер по развитию бизнеса ITResearch

Год назад нами был озвучен следующий прогноз на 2015 г.: «Российский рынок проекторов далек от насыщения, но различные внешние факторы висят на нем непосильным грузом. Причем данные факторы настолько непредсказуемые, что полностью просчитать их действие не представляется возможным. Скорее всего, государство будет сокращать выделение средств на крупные тендеры, а потребитель будет более сдержанным в своих покупках. На данный момент наиболее вероятным прогнозом на 2015 г. нам видится снижение объема рынка примерно до 110 тыс. аппаратов, т. е. почти на 30%.»

Однако масштаб проблем оказался еще бОльшим, чем нам виделось в начале прошлого года. Российский рынок проекторов по-прежнему далек от насыщения, но различные внешние и внутренние факторы не дают ему расти. И в результате итоги продаж оказались еще на 10% ниже ожидаемых.

Основные итоги и прогнозы

В России за 2015 г. через дистрибьюторский канал было продано всего 93 тыс. проекторов на сумму в 88 млн долл. По сравнению с 2014 г. рынок снизился примерно на 40% в натуральном исчислении и на 45% в денежном.

Наивысшей точкой развития российского рынка проекторов был даже не 2007 г. (как для большинства отраслей сегмента компьютеров и периферии), а 2012 г. (см. рис. 1 а и б), когда шли масштабные государственные тендеры в сферу образования. Однако уже следующий год, даже при поддержке тендеров, показал снижение вследствие нарастания проблем в экономике. И так по нарастающей пошло и дальше вниз вплоть до полного провала в прошлом году. И сейчас главное, чтобы этот тренд остановился, иначе мы увидим волну ухода из проекторного бизнеса как со стороны вендоров, так и их российских партнеров.

Рис. 1а. Динамика продаж на российском рынке проекторов в натуральном выражении.

На данный момент по объемам продаж российский рынок проекторов вернулся к уровням уже прошлого кризиса 2009 г., причем, в натуральном выражении (см. рис. 1 а). В деньгах же итоги 2015 г. выглядят еще грустнее. Даже 2009 г. был существенно лучше, и отрасль откатилась к показателям ниже далекого 2004 г. (см. рис. 1б).

Рис. 1б. Динамика продаж на российском рынке проекторов в денежном выражении.

2015 г оказался однозначно худшим по динамике на рынке проекторов за все время наблюдения. Даже в 2009 г. темпы снижения были несколько ниже (см. рис. 2). Мы связываем данный провал в первую очередь с очень слабыми тендерами в сфере образования, а также снижением активности бизнеса в России. Для уже зрелого и корпоративно-ориентированного рынка проекторов в 2015 г. просто не оказалось факторов поддержки.

Также очень значимым оказалось увеличение рублевой стоимости проекторов, связанное с девальвацией рубля, и, соответственно, резкое снижение их доступности. Не помогло даже ощутимое снижение с 1 сентября таможенных ставок на проекторы. Кстати, оно было неравномерным. Ставка на DLP-аппараты была снижена с 14 до 11%, а на LCD-устройства и раньше была существенно ниже (6,67%), а с осени прошлого года и вовсе была обнулена.

Рис. 2. Относительная динамика продаж на российском рынке проекторов.

Обращает на себя внимание различная динамика продаж в натуральном и денежном выражении, что обусловлено изменением средневзвешенной стоимости проекторов (см. рис. 3). На этот индикатор влияет как изменение технологической структуры рынка, так и движения в стоимости самих аппаратов.

Динамику средневзвешенной стоимости можно условно разбить на два периода. Первый — это падение с уровней порядка 2,5 тыс. долл. до величины чуть больше тысячи в 2009 г. Этот тренд мы связываем с ростом доступности технологии и выходом рынка на массовые продажи.

Затем наступил период относительной ценовой стабильности, все последние годы рынок проекторов балансирует около отметки 1000 долл. Колебания большей частью были связаны с ростом/снижением вклада регулярных отгрузок и изменением доли проекторов для сферы образования, среди которых значительную часть составляют аппараты начального уровня. В 2015 г. значительную важность приобрел также фактор девальвации рубля, который «продавил» средневзвешенную стоимость проекторов до рекордно низкого уровня в 950 долл.

Рис. 3. Динамика средневзвешенной стоимости в долл.

Вообще-то резкое ухудшение ситуации началось еще в 2014 г., что было в первую очередь связано с началом девальвации рубля. Максимум падения наблюдался в декабре (минус 40%), и, к сожалению, данный тренд получил развитие и в 2015 г. При этом картина по кварталам была крайне неравномерной.

В первом квартале было продано всего около 17 тыс. устройств на сумму в 15 млн долл. В годовом исчислении рынок снизился почти на 48 % в штуках и чуть более 56% в деньгах. Причем квартал начался с реальной паники: в январе снижение продаж превышало 70%, в феврале составляло 45%, а в марте рынок снизился в годовом исчислении всего на 6%. Правда, мартовское «улучшение» объяснялось лишь сравнением со слабым мартом 2014 г. (тогда был резкий провал рынка по сравнению с 2013 г., обусловленный началом действия «украинского» фактора).

Второй квартал 2015 г. показал некоторое выправление ситуации. Всего было продано 18 тыс. аппаратов на 20 млн долл. По сравнению с II кварталом 2014 г. снижение составило 29% в штуках и почти столько же в деньгах. Несмотря на сложнейшую обстановку, экономика во втором квартале не обвалилась, и уже было появилось ощущение, что «дно» пройдено.

В третьем квартале на российском рынке проекторов было продано 24 тыс. устройств на сумму в 21 млн долл. По сравнению со II кварталом 2015 г. продажи выросли на 33% в штуках и на 4% в деньгах. Однако новое падение цены на нефть опять привело к масштабной девальвации рубля, и надежды на восстановление рынка во втором полугодии не оправдались. Проектные поставки были крайне слабы, а потребительский рынок находился в глубоком нокдауне. Розничные покупатели поменяли парадигму закупок и приобретали только лишь самое необходимое. В результате динамика рынка проекторов в годовом исчислении осталась остронегативной. По сравнению с III кварталом 2014 г. рынок снизился на 41% в штуках и почти на 50% в деньгах (долларах).

В последнем квартале 2015 г. на российском рынке проекторов было продано 34 тыс. устройств на сумму в 31 млн долл. По сравнению с третьим кварталом продажи выросли на 44% в штуках и чуть больше в деньгах (за счет небольшого роста средневзвешенной стоимости).

Однако в годовом исчислении динамика даже несколько ухудшилась. По сравнению с IV кварталом 2014 г. рынок снизился на 38,6% в штуках и на 43% в деньгах. Стоит отметить, что в течение четвертого квартала динамика была очень неравномерной: минус 47% в октябре, минус 41% в ноябре, минус 25% в декабре. Данное «улучшение» мы связываем с окончанием года (когда уже нельзя было оттягивать осваивание бюджетов), а также с реализацией некоторых образовательных тендеров, что даже приводило к временной ротации в лидирующей группе производителей.

И, к сожалению, пока текущая ситуация крайне не располагает к позитивным ожиданиям. В то время как в ряде ИТ-отраслей в январе-феврале наблюдался заметный отскок вверх по сравнению с уровнями 2015 г., проекторы остались в депрессивной зоне, продолжая умеренно снижаться.

Однако, несмотря на вес негатив, все же рискнем сделать на 2016 г. оптимистичный прогноз. Дело в том, что российская экономика в целом уже адаптировалась и «созрела» к росту. Цены на нефть уже «протестировали» отметки, близкие к 25 долл. за баррель, и явно не хотят туда возвращаться. Да и рубль последние дни (на момент написания обзора) заметно укрепился.

Кроме того, большая установленная база просто вынуждает обеспечивать поставки значительного числа проекторов «на замену». Также нужно принимать во внимание, что после резкого падения очень часто случается коррекционный рост. Поэтому наиболее вероятным итогом на данный момент представляется примерно 10%-ный рост от текущих уровней и выход на суммарные продажи по итогам 2016 г. около 105 тыс. проекторов. Естественно, если не случится пока неведомых нам серьезных катаклизмов.

Структурные изменения

Продуктовое предложение проекторов характерно значительным разнообразием технологических параметров, которые следует учитывать при анализе продаж. В отличие от мониторов, где определяющим фактором является только диагональ дисплея, в случае проекторов атрибутов намного выше: технология (DLP или LCD), яркость, рабочее разрешение и вес/габариты. Это не исчерпывающий список (в ряде приложений критичным может быть фокусное расстояние или, например, возможность смены объектива, а также вопросы инсталляции/управления), но названные характеристики следует учитывать в первую очередь.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.