Анализ ситуации на российском рынке ИБП

Василий Мочар,

зам. директора ITResearch

Текущий обзор посвящен подведению основных итогов российского рынка ИБП в 2015-м и предыдущих годах, анализу ключевых структурных сдвигов в отрасли, а также изменениям в конкурентной среде. Все цифры базируются на регулярных исследованиях ITResearch, которые проводятся компанией с 2000 г.

Основные итоги и прогнозы

Год назад в аналогичном обзоре, посвященном итогам 2014 г., мы прогнозировали дословно следующее: «Даже если предположить, что в рублях рынок останется прежним (оптимистичный прогноз), в долларах уже будет падение более чем на треть. Большинство индикаторов указывает, что 2015-й будет годом великих потрясений во всем мире, и в России в том числе, и было бы наивным ожидать, что в это время бизнес и государство будут серьезно вкладываться в развитие инфраструктуры».

В целом мы ожидали падения рынка примерно на 30% как в штучных, так и в денежных показателях. И, к большому сожалению, такой крайне неблагоприятный для рынка ИБП прогноз оправдался с очень большой точностью. Всего за 2015 г. было продано 1,035 млн ИБП на сумму в 268 млн долл. Снижение по сравнению с 2014 г. составило 33% в штуках и 31% в деньгах.

Кстати, ситуация в течение всего 2015 г. была крайне неравномерна, но, к счастью, с некоторым трендом к исправлению. В первом квартале года рынок снизился ровно на 50% в штуках и на 45% в деньгах. Различная динамика натуральных и денежных показателей сигнализировала о сдвиге рынка в сторону инфраструктурных решений: очевидно, массовый рынок чувствовал себя еще хуже, чем проектный (к этому моменту мы еще вернемся).

Второй квартал 2015 г. на российском рынке ИБП показал некоторое облегчение ситуации по сравнению с началом года: «всего» минус 30,6% в штуках и минус 26,8% в деньгах. В третьем квартале маятник опять качнулся в другую сторону: минус 35% как в штуках, так и в деньгах.

Ситуацию несколько исправил только самый последний квартал года, который традиционно максимальный по объемам продаж. По сравнению с IV кварталом 2014 г. рынок снизился на более-менее щадящие 20% в штуках и на 22% в долларах. Однако о его полноценном восстановлении говорить пока рано, поскольку сравнение шло с достаточно неудачным последним кварталом 2014 г., когда рынок ИБП уже почувствовал шок от резкой девальвации рубля. Данное улучшение динамики мы в первую очередь связываем с окончанием года (когда уже нельзя было оттягивать осваивание бюджетов).

За последние месяцы на глобальных и российском рынках произошло множество событий, существенным образом повлиявших на ожидавшуюся нами картину. Цены на нефть буквально рухнули, потянув за собой курс рубля. Это заметно ухудшило экономические ожидания, и если подобные уровни сохранятся, нас ждет еще один год со снижением ВВП. Соответственно ИТ-рынки продолжат оставаться под давлением, и прогнозы придется понижать.

В январе и феврале 2016 г. не исключен технический рост (или хотя бы прекращение падения), но затем перспективы крайне туманные. Все зависит от цены на нефть. При текущих уровнях (около 35 долл. за баррель на момент написания комментария) ничего хорошего нас не ждет.

Динамика российского ИТ-сектора функционирует как некий мультипликатор по отношению к реальному сектору. (Кстати, на отметке роста ВВП в 1% знак динамики сферы ИТ меняется на отрицательный.) То есть, если в экономике все хорошо, то поставки ИТ-продукции растут кратно ВВП, если же плохо, то опять же кратно падают, причем с еще большей амплитудой. Причем, в зависимости от отрасли коэффициент умножения может быть как очень небольшим, однозначным, так и двузначным в некоторых случаях.

Рынок ИБП близок ко дну, но все же имеет шансы потерять еще 10-20%.

Достаточно неожиданно, недавняя январская (2016 г.) резкая девальвация рубля стимулировала покупательскую активность консьюмеров. Правда, в отличие от декабря 2014 г., когда тратились «живые» деньги, люди сейчас покупали электронику и бытовую технику большей частью за кредитные средства. Но все же можно рассчитывать, что товарные запасы розницы были существенно «вымыты», что будет стимулировать ее к интенсификации закупок у дистрибьюторов.

Однако в первую очередь это коснулось мобильного рынка, а у ИБП своя история — в первую очередь, корпоративная. Госсектор, шокированный необходимостью значительного секвестра бюджетов, взял паузу в закупках даже самого необходимого оборудования. И в отличие от 2015 г. (о чем мы писали чуть выше), в начале 2016 г. наиболее вероятен застой в продажах тяжелых ИБП и относительно терпимая ситуация в массовом сегменте.

Динамика рынка

К сожалению, волна снижения, начавшаяся на российском рынке ИБП еще несколько лет назад, в 2015 г. не только продолжилась, но еще и увеличилась по амплитуде (см. рис. 1 а и б). Нам бы очень хотелось увидеть в этих диаграммах грядущее ослабление нисходящего движения и смену тренда, поскольку текущие объемы поставок массовых ИБП уже даже не обеспечивают компенсацию естественного убытия оборудования. Однако на рынке действуют мощнейшие внешние факторы, которые пока не позволяют реализоваться накопленному потенциалу.

Рис. 1 а. Динамика российского рынка ИБП в натуральном выражении в тыс. шт.

Рис. 1 б. Динамика российского рынка ИБП в денежном выражении в млн долл.

Отрасль за последние годы потеряла все свои основные завоевания (см. рис. 2). В натуральном выражении рынок ИБП откатился ниже уровней 2003 г. По сравнению же с максимумом 2007 г. рынок сократился более чем в четыре раза, или же на 80%. В итоге сейчас он всего на 78% превышает уровни далекого 2000-го года, когда фактически только начинала складываться инфраструктура массовых офисных рабочих мест.

В деньгах сокращение несколько менее драматическое — «всего лишь» до уровней 2005 г. и намного выше кризисного 2009 г. за счет наблюдавшегося почти все последние годы существенного сдвига в инфраструктурные решения. По сравнению с вершиной, которая была в 2012 г., рынок уменьшился в долларах в 2,5 раза, или примерно на 60%. Вместе с тем уровни начала тысячелетия превышены пока практически троекратно.

Скорее всего в натуральном выражении российский рынок ИБП уже никогда не приблизится к прежним уровням, разве-что произойдет пока неведомая нам технологическая революция, и опять возникнет необходимость в оборудовании легкими ИБП каждого рабочего места. В денежном выражении, как было сказано выше, еще вполне возможен ренессанс.

Рис. 2. Изменение российского рынка ИБП по сравнению с уровнями 2000 г.

Интерес также представляет динамика годовых темпов роста (см. рис. 3). Вплоть до 2008 г. российский рынок ИБП уверенно рос, прибавляя за год по 20% и более. Однако первое дуновение кризиса в конце 2008 г. сразу же опустило рынок в негативную зону, а 2009 г. продавил его глубоко вниз — более чем на 40% по всем ключевым показателям.

Рис. 3. Динамика годовых темпов роста/падения рынка ИБП.

Однако, как показывает практика, чем резче провал, тем активнее проходит восстановление. В 2010 г. рынок ИБП активно рос и в 2011-м по денежным показателям даже вышел «в плюс» по сравнению с докризисными показателями. 2012 г. показал выход рынка на насыщение, а последующие годы демонстрируют уверенное снижение. Причем, как видно, темпы снижения только возрастали.

Поскольку в настоящее время не было резкого провала, как в прошлый кризис, а ситуация ухудшалась планомерно, на быстрый отскок надеяться тоже не приходится. Производители и канал адаптировались к текущей неблагоприятной рыночной обстановке, и вряд ли у кого есть незагруженные мощности, способные быстро удовлетворить восстановление спроса, даже если оно произойдет.

Очень показательным индикатором изменения общего характера рынка является динамика средневзвешенной стоимости ИБП. Она определяется через реальные продажи и формально зависит от трех основных факторов: структуры рынка (устройства какого класса и какой мощности преимущественно продаются); стоимости самих устройств; соотношения сил между вендорами, исповедующими различную ценовую политику. Последние два фактора достаточно стабильны, и наибольший вклад в изменение интегрального показателя вносят именно структурные изменения.

Именно благодаря увеличению средневзвешенной стоимости устройств и наблюдается относительно неплохая динамика денежных показателей (рис. 3) на депрессивном (в натуральном выражении) рынке. И это хорошо, поскольку если данный показатель падает, на каждой единице товара производители и канал зарабатывают меньше денег, если растет — соответственно наоборот. Так что при существенном сокращении объемов сбыта отрасль в целом продолжает генерировать приличный денежный поток.

Вплоть до 2005 г. средневзвешенная стоимость понемногу снижалась (см. рис. 4), что было связано с резким ростом установленной базы легких ИБП, вызванным массовой установкой настольных ПК в офисах и домах.

Затем эта составляющая начала насыщаться, и средневзвешенная стоимость поползла вверх, оставаясь при этом в относительно низкоуровневом коридоре. И только кризис 2008-2009 гг., «подрезавший крылья» массовому сегменту, качественно изменил данную картину.

В отличие от индивидуальных решений «тяжелый» сегмент, связанный с развитием ИТ-инфраструктуры, чувствовал себя относительно хорошо. Закономерное увеличение вклада «тяжелых» (а значит, более дорогих) ИБП и привело к резкому росту средневзвешенной стоимости.

Последние три года данный показатель вышел на некоторое насыщение на уровне 250-260 долл. Теоретически можно даже ожидать определенный ценовой откат, если предположить, что резко улучшится рыночная конъюнктура и массовый сегмент сможет отработать часть отложенного спроса. Но в дальнейшем мы все же ждем тренда к продолжению роста средневзвешенной стоимости, пусть даже не с такими темпами, как в предыдущие годы.

Рис. 4. Динамика средневзвешенной стоимости ИБП в долл.

Динамика технологической структуры

На рынке ИБП представлено сразу несколько топологий аппаратов: резервные (off-line); интерактивные (Line-interactive) и двойного преобразования (On-line). При этом вес устройств, их мощность и стоимость могут различаться на три порядка, функционал и целевые рынки также совсем разные.

Аналитическая компания ITResearch традиционно делит рынок на 7 технологических сегментов (см. рис. 5), доля которых в денежном выражении в целом сопоставима (что подтверждает корректность данного методического подхода).

При этом в натуральном выражении данные сегменты совсем несопоставимы. Резервные и интерактивные ИБП формируют массовый рынок и обеспечивают более 95% всех продаж. Тут нужно отметить, что сам сегмент интерактивных ИБП делится на два субсегмента: аппараты с аппроксимированной синусоидой (AS) на выходе при работе от батарей и с чистой синусоидой (SIN). Последние относятся скорее к корпоративному классу, представляют собой относительно дорогое и качественное оборудование, и, при относительно небольшой доле рынка в штуках, в деньгах относятся к одному из трех важнейших субсегментов рынка.

Рис. 5. Технологическая структура продаж на российском рынке ИБП в 2015 г.

Резервные ИБП в штуках занимают достаточно большую долю рынка, под 35%, в то время как в деньгах — всего около 11%. При этом их вклад довольно стабилен вследствие кризиса платежеспособного спроса: пусть такое оборудование менее технологически продвинутое, но все же оно наиболее доступное по деньгам. И это критично для очень многих заказчиков. В результате их доля в натуральном выражении за последние годы несколько выросла (см. рис. 6). В деньгах, правда, был небольшой спад (см. рис. 8). Это связано с тем, что конкурентная среда стала более насыщенной за счет активной работы вендоров, предлагающих более дешевые ИБП.

На ИБП line-interactive AS сейчас приходится около половины рынка в натуральном выражении и под 20% в деньгах. Однако здесь есть выраженный нисходящий тренд как в натуральном выражении (рис. 6), так и особенно в денежном (см. рис. 8). Самый массовый сегмент рынка в наибольшей степени чувствует на себе основные тренды: сокращение спроса на легкие ИБП и дрейф в сторону инфраструктурных решений. В результате с 2007 г. доля сегмента в штуках снизилась на одну пятую, а в деньгах — на треть (не в абсолютных, а в относительных показателях).

Доля субсегмента интерактивных ИБП с чистой синусоидой выросла с 2007 г. на 3% в штуках и составила почти 8% рынка. В деньгах же их доля приближается к 20% — это один из первых по значимости сегмент. Учитывая, что здесь появляется все больше доступных по цене моделей, дальнейшая динамика сегмента будет однозначно положительна. Вместе с тем в конкурирующем классе устройств — on-line-ИБП до 3 кВА — в последнее время также наблюдаются серьезные ценовые движения, вследствие чего они могут отбирать долю у конкурента.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.