Структура продаж на рынке принтеров и настольных МФУ

Владимир Миронос,

ведущий эксперт ITResearch

Для печатающих устройств, как и для многих других сформировавшихся сегментов ИТ-рынка, итоги 2015 г. были крайне неблагоприятными как по абсолютным цифрам продаж, так и по темпам их снижения. Всего за год было продано 2,5 млн принтеров и настольных МФУ, что на 30,7% меньше, чем в 2014 г., а денежный объем рынка сократился на 44.2%, составив 391.6 млн долл. Это был самый глубокий спад за последние годы, который, как отмечалось при анализе первого полугодия, был вызван не столько снижением потребности в печатающих устройствах, сколько значительным ослаблением рубля и, как следствие, падением платежеспособного спроса в основных потребительских сегментах. Эти факторы усилили наблюдаемую в последние годы тенденцию к сокращению объема рынка, вызванную ослаблением деловой активности в стране.

В то же время положительная динамика продаж от квартала к кварталу в течение 2015 года говорит о постепенной адаптации участников рынка к изменившимся внешним условиям (рис. 1). Опустевшие склады после периода ажиотажного спроса в конце 2014 г. и «ценовой шок» в начале 2015 г. привели к значительному падению продаж в первом квартале. Но уже во втором квартале, нарушив сезонную динамику, показатели оказались лучше, и в дальнейшем продажи возрастали и в лазерном и в струйном сегментах рынка. Этому способствовали приобретение участниками рынка опыта работы в условиях нестабильного курса рубля, а в дальнейшем и нарастающее давление отложенного спроса. К тому же некоторые вендоры стремились сдержать цены в рублях от слишком быстрого роста и в ряде случаев прибегали к их «замораживанию» на отдельные периоды времени.

Рис. 1. Динамика квартальных продаж принтеров и настольных МФУ.

Некоторую особенность сезонной динамики можно отметить и в конце года. Хотя показатели четвертого квартала, лучшие в году, и соответствовали традиционному в этот период увеличению спроса на печатающие устройства и в корпоративном, и в потребительском сегментах, все же подъем активности покупателей оказался значительно меньшим, чем раньше. Вместо обычных в предыдущие годы 25–30% роста относительно третьего квартала продажи увеличились всего на 12%, и в результате показатель динамики «год к году» для четвертого квартала оказался одним из худших за 2015 г. Судя по тому, что менее выраженный рост продаж наблюдался в струйном сегменте и в младших категориях лазерных устройств (продукты, значительная часть которых приобретается в рознице), можно говорить об ухудшении ситуации с платежеспособным спросом прежде всего у массового потребителя.

В лазерном сегменте в целом за год было продано 1.83 млн принтеров и настольных МФУ, что на 29% меньше, чем в 2014 г., причем наибольший спад был отмечен в первом квартале (-40%). В дальнейшем продажи от квартала к кварталу росли, причем положительная динамика наблюдалась во всех основных категориях устройств. При этом сохранялась и основная тенденция к смещению спроса в пользу более производительных устройств. Если в начальной категории монохромных устройств производительностью до 20 стр./мин продажи в течение года выросли на 75%, то в более скоростных подсегментах — больше чем вдвое. Тем не менее показатели «год к году» из-за слабой первой его половины оказались отрицательными для всех скоростных категорий, кроме настольных МФУ производительностью свыше 30 стр./мин., которых было продано примерно столько же, что и годом раньше. Во втором полугодии продажи высокопроизводительных моделей и принтеров и настольных МФУ показали абсолютный рост относительно второй половины 2014 г., что привело к дальнейшему увеличению их рыночной доли. В этих же скоростных подсегментах монохромных принтеров и МФУ наблюдалась и наиболее интенсивная эрозия цен, особенно в конце 2014 г. и в первой половине 2015 г. (рис.2). Темпы снижения средних розничных цен на оба типа устройств достигали 30%.

Рис. 2. Динамика средних розничных цен монохромных принтеров и МФУ производительностью свыше 30 стр./мин.

На фоне общего снижения спроса на печатающие устройства, продвижение цветных лазерных устройств в офис продолжало замедляться. Начавшееся еще в 2014 г. сокращение рыночной доли цветных принтеров и МФУ ускорилось, и за прошлый год в штучном выражении она вернулась на несколько лет назад. Основное падение спроса затронуло категории цветных принтеров и МФУ формата А4 нижнего уровня производительности, т. е. как раз те модели, за счет которых увеличивалось число домашних и офисных пользователей цветных устройств и соответственно происходил рост цветного сегмента. По сравнению с 2014 г. устройств со скоростью цветной печати до 20 стр./мин было продано значительно меньше, причем динамика и в сегменте принтеров, и в сегменте МФУ была практически одинаковой. За этот же период средние розничные цены в долларах на такие модели снизились больше чем на четверть, что означает относительно небольшое их увеличение в рублях. Однако рост суммарных затрат на приобретение устройства и расходные материалы (комплект которых для данной категории моделей может стоить дороже самого устройства), судя по всему, оказался для значительной части потребителей более значимым фактором, чем выгода от печати в цвете.

В то же время в сегменте более производительных цветных принтеров и МФУ, ориентированных на организации с высокой потребностью в печати цветных документов (например, имеющие подразделения по производству рекламных и маркетинговых материалов собственными силами), падение продаж было минимальным. По сравнению с 2014 г. цветных устройств со скоростью цветной печати свыше 20 стр./мин было продано всего на 3% меньше, причем более значительное падение в сегменте принтеров было почти полностью скомпенсировано ростом продаж скоростных цветных настольных МФУ, оказавшихся единственной категорией лазерных устройств с положительной динамикой. В ней же отмечен и наибольший уровень ценовой эрозии, что также способствовало повышению спроса. Происходивший в этой категории цветных МФУ процесс интенсивного обновления линеек вендоров моделями нового поколения с более привлекательной ценой при закупке и экономичных в эксплуатации, привел почти к двукратному снижению средней цены в долларах (рис 3). В нижних категориях цветных принтеров и МФУ, как отмечалось выше, ценовая эрозия составила около 25%.

Рис. 3. Динамика средних розничных цен в сегменте цветных настольных МФУ.

В наиболее консервативном сегменте цветных принтеров формата А3, несмотря на значительное падение цен, темпы снижения продаж были немного выше, чем в целом по цветному сегменту, и они уступили часть рынка офисным моделям А4. В целом денежный объем рынка лазерных устройств сократился в 2015 г. на 44%, составив 323 млн долл.

Тройку лидеров цветного лазерного сегмента, как и в 2014 г., составили компании* Canon, HP и Samsung, на продукты которых пришлось около 85% всех проданных устройств. Из других вендоров следует отметить компанию Kyocera, оказавшуюся единственной, увеличившей продажи цветных принтеров и настольных МФУ.

Струйный сегмент

В сегменте струйных принтеров и МФУ, востребованность которых среди российских пользователей хронически отстает от спроса на лазерные устройства, падение продаж оказалось самым глубоким за последние несколько лет. Всего за 2015 г. было продано 658,2 тыс. струйников, что почти на 36% меньше, чем годом раньше. Особенно неблагоприятной была первая его половина, когда продажи и принтеров и МФУ сократились более чем на 40%. Это оказалось следствием затишья потребительской активности после аномально высокого спроса на струйники в конце 2014 г. из-за резкого повышения курса доллара и опасений относительно скорого подорожании устройств в рублях. Во второй половине 2015 г. ситуация со спросом несколько улучшилась, однако сезонное его повышение в четвертом квартале оказалось меньше обычного и не смогло заметно повлиять на итоговую годовую динамику.

Здесь можно отметить, что ожидания потребителями относительно большого роста рублевых цен оправдались лишь частично, и главным образом в сегменте принтеров. В отличие от прошлых лет, когда ценовая эрозия и структурные изменения в обеих категориях струйных устройств носили сходный характер, в конце 2014 и в 2015 г. динамика этих показателей в сегментах принтеров и настольных МФУ сильно различалась. Наибольшая интенсивность процесса эрозии цен, о котором можно судить по изменению средневзвешенной розничной цены моделей, наблюдалась в сегменте струйных МФУ. По сравнению с предыдущим годом этот показатель снизился в долларовом выражении почти на 20%. Ситуация с ценами в сегменте струйных принтеров выглядела более консервативной — средняя цена в долларах уменьшилась за год всего на 3%, что означало значительный их рост в рублевом выражении. Соответственно в принтерном сегменте распределение продаж по ценовым категориям изменилось несущественно, в то время как структура сегмента струйных МФУ значительно сместилась в сторону моделей нижнего ценового диапазона (менее 100 долл.)

* Компании перечислены в алфавитном порядке.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.