Рынок смартфонов: главные тренды 2015 — начала 2016 годов

Марина Рожкова,

внештатный эксперт

«Бестселлеров IT-рынка»

На рынке смартфонов 2015-й год не стал годом революций — его скорее можно назвать эволюционным. То есть каких-либо невероятных прорывов не случилось (а когда они случались? — вопрос риторический), но некоторые любопытные тренды все равно прослеживались. В статье мы разберем все основные тенденции рынка смартфонов образца 2015 г., оценим объем рынка и расстановку на нем основных брендов, а также прикинем, что нас ожидает в 2016-м. На изменения весьма непрозрачно намекнули десятки новинок, представленных на CES и MWC в начале года.

Существует мнение, что подавляющее большинство потребителей при выборе смартфона смотрит прежде всего на дизайн. Если аппарат не нравится и держать его в руках не очень приятно — человек его никогда не купит. Пусть даже он (аппарат, а не человек) будет гиперфункциональным и меганадежным. Каких-либо статистических подтверждений первостепенной важности дизайна в глазах массового потребителя нет, но не можем не отметить, что в 2015 г. смартфоны стали заметно красивее. Во-первых, экраны массы моделей теперь укрывают так называемые 2.5D-стекла — т. е. чуточку изогнутые по краям. Впервые такой дизайнерско-материаловедческий ход был реализован в iPhone 6/6 Plus, а теперь он же применяется в Meizu Pro 5, Huawei Mate 8, ZTE Blade S7, LG Class и ряде других аппаратов. На общем фоне, конечно, выделяются Samsung Galaxy S6 edge и Galaxy S6 edge plus, а также новейший Galaxy S7 edge. У них градус искривления заметно больше, и все потому, что у этих аппаратов изогнуто не только прикрывающее дисплей стекло, но и сам дисплей Super AMOLED.

Второй важный момент, связанный с дизайном, — использование стекла не только на передней панели смартфонов, но и на задней. Первой здесь снова стала Apple — еще с моделью iPhone 4. Потом, правда, эта американская компания отказалась от такого решения (возможно, временно), но в 2015 г. его подхватила вездесущая Samsung с все теми же Galaxy S6 edge, Galaxy S6, Galaxy S6 edge plus, Galaxy Note 5 и пр. Не спорим: в линейке Xperia Z компании Sony и, например, в модели Fly IQ4516 Tornado Slim 2014 г. стекло «по кругу» появилось еще раньше. Но для того, чтобы индустрия обратила внимание на какое-либо технологическое решение, его должны внедрить лидеры. А это — Samsung и Apple. И в том же Xiaomi Mi 5 — смартфоне китайской компании, которая очень четко «держит нос по ветру», — стекло применяется и спереди, и сзади. И таких аппаратов в 2016 г. будет много.

Наконец, третий «дизайнерский» тренд — металл. Здесь уже можно кивнуть в сторону Apple: мода на этот материал началась с появлением iPhone 6, и вот теперь, спустя полтора года, другие компании наконец-то научились делать (точнее, заказывать) недорогие и качественные металлические корпуса для своих моделей. Например, металл применяется в том же LG Class, а также в LG G5, Xiaomi Redmi Note 3, Meizu Blue Charm Metal, Huawei Honor 5X и многих других аппаратах, причем зачастую и в достаточно недорогих. Ну, а если кто-то не считает возможным заключать смартфон в металлический корпус, то из этого материала может быть выполнена хотя бы рамка по периметру — такое решение реализовано, скажем, в ZUK Z1.

Увеличение времени автономной работы смартфонов — это, так сказать, перманентный тренд, на все времена. Но именно в 2015 г. это самое увеличение наконец-то стало реальностью. Устав ждать помощи от Google, которая годами напролет обещает оптимизировать расход энергии на уровне ОС Android, разработчики смартфонов начали массово применять в своих аппаратах достаточно мощные аккумуляторы. Пионером здесь можно назвать российский бренд DEXP, который в первой половине 2015 г. выпустил первую и единственную в своем роде линейку смартфонов с усиленными батареями Ixion. То есть не один и не два аппарата, как у других компаний, а линейку из 10 моделей на любой вкус с емкостью аккумуляторов от 3 000 до 5 200 мАч. Во второй половине года линейка DEXP заметно расширилась и ныне включает почти 20 моделей. Например, появились еще два аппарата с батареями на 5 200 мАч: DEXP Ixion EL250 Amper E и Ixion ML150 Amper M. У других производителей с «крупнобатареечниками» все не так радужно, но, тем не менее, средняя емкость аккумулятора смартфона среднего класса выросла с 2 500 до 3 000 мАч. При этом китайские компании «первого эшелона» поднимают планку до 4 000 мАч: можно вспомнить Xiaomi Redmi Note 3, Lenovo A5000, ZTE Blade X3. На общем фоне заметно выделяется innos 6000, первый в мире смартфон, который может работать от двух аккумуляторов одновременно. В модели встроенная батарея на 2 480 мАч и съемная на 3 520, т. е. в сумме получаем рекордные для рынка 6 000 мАч. Съемных можно докупить сколько угодно много и менять по необходимости, получив фактически смартфон с «вечным двигателем». Стоит отметить, что в конце 2015 г. бренд innos объявил о выходе на европейский и российский рынки, причем продажи D6000 будут идти исключительно через фирменный интернет-магазин компании. Таким образом, исключаются накрутки розничных сетей, так что этот аппарат с Full HD-экраном, 8-ядерным процессором, 16-Мп камерой, 3 Гбайт оперативной памяти и портом USB Type-C будет продаваться по весьма вкусной цене. Это, к слову, еще один мини-тренд, актуальный прежде всего для России: чтобы сделать смартфоны дешевле, отдельные компании могут в обозримом будущем перейти на прямые онлайн-продажи аппаратов.

Теперь стоит вспомнить, что в 2015 г. поддержка LTE появилась во множестве смартфонов начального уровня, т. е. ценой сильно до 10 тыс. руб. Это стало возможным благодаря чипсетам нового поколения от MediaTek и Qualcomm, которые поголовно поддерживают связь четвертого поколения. Так, LTE-модемы предусмотрены в таких «бюджетниках», как DEXP Ixion ML145 Link, LG K4, Archos 40 Helium 4G, Lenovo A2010, Samsung Galaxy J1 и многих других. В аппаратах же ценой от 10 тыс. руб. LTE встречается практически всегда — эта функция стала стандартом.

Немного статистики

Напоследок — кое-что о трендах российского рынка смартфонов. Его объем в 2015 г. составил порядка 24,9 млн штук, что примерно на 3,1% меньше, чем в 2014 г. Спад объясняется непростой ситуацией в экономике: сегодня люди куда серьезнее сомневаются в необходимости покупки нового гаджета, чем в 2014-м, когда трудности казались временными и незначительными. Пятерка лидеров рынка по итогам 2015 г. выглядит следующим образом: на первом месте — Samsung (19%), на втором — Lenovo (11%), на третьем — Apple (6,5%), четвертое делят Alcatel и Fly (по 5,5%), на пятом — Sony (4%) (здесь и далее — данные аналитического агентства SmartMarketing). Подробнее — см. диаграмму.

Крупнейшие локальные игроки, а именно Prestigio, Explay и Texet, в разы сократили свою деятельность в области смартфонов и по итогам года попали в категорию «Прочие».

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.