Структура продаж на российском рынке ноутбуков

Дмитрий Шульгин
старший эксперт ITResearch

Объем российского рынка ноутбуков за 2015 г. составил в натуральном выражении 3,05 млн штук, в денежном — 1650 млн долл. (данные ITResearch). По отношению к 2014 г. это означает падение на 44% в натуральном выражении и 47% в долларовом.

Спад в сегменте ноутбуков является составной частью падения объемов продаж компьютерного рынка в целом. И это продолжается уже не первый год (рис. 1).

Рис. 1. Динамика структуры продаж компьютеров разных форм-факторов в натуральном выражении.

Падение на рынке ПК началось с 2013 г., но поначалу это еще как-то компенсировал рост на планшетном рынке. Правда, этот рост уже тогда был в основном за счет 7-дюймовых устройств. А их в принципе нельзя назвать сопоставимой категорией с ПК — это гаджеты сугубо для потребления контента и чисто коммуникативных активностей. Но тем не менее — база рассматриваемой триады компьютерных устройств в целом еще прирастала.

А вот с 2014 г. планшеты перестали расти вообще, соответственно начали падать и общие продажи компьютеров. В 2015 г. рынок планшетов и вовсе захлестнуло общее снижение — они просели на 27% в натуральном выражении, и общий компьютерный рынок скатился к показателям уровня 2010 г. В 2015 г. в сумме для трех сегментов он составил 11,5 млн устройств, тогда как в 2010-м, в самом начале развития планшетной тематики, их было продано 10,9 млн.

Анализируя причины, мы говорим о насыщении всех сегментов и отсутствии стимулов для роста просто по причине того, что большинство потребителей уже сформировало свой портфель цифровых гаджетов. Плюс макроэкономические проблемы, вызвавшие рост цен и снижение платежеспособности спроса.

Такая ситуация рано или поздно приводит к сокращению общей установленной базы — ведь старые устройства продолжают выбывать по мере морального и физического устаревания, а низкие текущие продажи уже не компенсируют этого выбывания.

Этот момент создает основу для формирования отложенного спроса на перспективу как компенсации потерь в общей инсталлированной базе. Рано или поздно, рынок начнет отрабатывать этот спрос и возвращаться сначала к уровню воспроизводства прошлых показателей, а затем и к росту. Благо, от «уровня пола», где рынок, образно говоря, находится сейчас, отрастать значительно проще. Не думаем, впрочем, что этот фактор начнет работать уже в 2016 г., но со следующего года он действительно может оказать подспорье всем трем сегментам рынка. А если к этому моменту будут разрешены и экономические проблемы, то рост может оказаться вполне значимым.

Рис .2. Структура продаж компьютеров по форм-факторам в натуральном выражении.

Как видно на рис. 2, доля ноутбуков в общем рынке сократилась за последние пять лет приблизительно до 25% в штучном выражении. Хотя справедливости ради надо заметить, что больших планшетов (устройств с диагональю от 10 дюймов), которые еще хоть как-то можно считать субститутом ноутбуков, в общей массе планшетов немного. В 2015 г. было продано примерно 1,13 млн — в три раза меньше, чем ноутбуков.

Ноутбуки остаются сегментом, который сокращается наибольшими темпами из трех категорий компьютеров. Возможно, это происходит потому, что в сопоставлении с планшетами это более консервативный сегмент, а в сравнении с настольными ПК он более ориентирован на частного потребителя. В корпоративном секторе все-таки существует постоянная поддержка по линии планового обновления технических средств. Но это по десктопам, а вот по ноутбукам подобного нет. И единственная сохранившаяся здесь движущая сила, — это новые пользователи, впервые выходящие на рынок — молодежь главным образом. Но их вклада не хватало даже на притормаживание рецессии, не то что на возвращение динамических показателей хотя бы к нулевой отметке.

Впрочем, падать дальше, похоже, уже некуда. Сейчас, в 2016 г., сравнение уже идет с показателями крайне низкими, так что динамические характеристики рынка формально, чисто арифметически, должны выправиться. А далее так или иначе пойдет процесс восстановления прореженного кризисом установленного парка, о котором сказано выше.

Товары и цены

На фоне падающего рынка еще в 2014 г. произошло резкое смещение его товарно-ценовой структуры в сферу low-end. Основной сбытовой категорией стали экономичные машины, с экраном 15 дюймов по большей части, на основе дешевых энергосберегающих процессоров линейки Intel Bay Trail/Braswell (Celeron и Pentium серии N) или AMD Beema/Carrizo-L (Fusion A4-A8 серий 6000 или 7000). Всё это «рабочие лошадки» для нетребовательных пользователей. Такие ноутбуки в отчетах компании ITResearch выделяются в категорию «бюджетные».

Рис. 3. Доля продаж ноутбуков на «бюджетных» компонентных платформах в 2015 г., в натуральном выражении.

На рис. 3 отражена динамика доли таких решений в общей структуре продаж ноутбуков на протяжении 2015 г. Как видим, ничего особенного не происходило. В конце 2014 г. продажи этих систем достигли примерно половины сбыта. Тогда это чрезвычайно сильно повлияло на структуру сбыта. А в 2015-м, к периоду некоторого оживления продаж после грандиозного спада в начале года, их доля поднялась примерно до 60%, да так и зафиксировалась на нем, с легкими флуктуациями. Это естественно, ведь расти дальше было уже просто некуда, поскольку удельная маржинальность бизнеса по данной категории для поставщиков малоинтересна.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.