Структура продаж на рынке сканеров

Владимир Миронос,

ведущий эксперт ITResearch

В 2014 г. основной тренд в развитии рынка сканеров определялся дальнейшим падением спроса, вызванного ухудшением ситуации в экономике, а во второй половине года — еще и нестабильностью ценовой конъюнктуры из-за быстрого падения курса рубля.

Правда, как и на рынке печатающих устройств, падение продаж сканеров в прошлом году не ускорилось, а в сегменте документ-сканеров даже замедлилось.

На более массовом рынке планшетных сканеров темпы снижения продаж остались примерно на уровне 2013 г., и эти устройства продолжали уступать своих потребителей настольным МФУ. В целом за год было продано чуть больше 145 тыс. планшетников, на 24% меньше, чем в 2013 г. Особенностью прошлого года является менее выраженный сезонный фактор, в том числе и не такой интенсивный, как обычно, подъем спроса в конце года. Разница между наименьшим и наибольшим квартальными объемами продаж (на массовом рынке это обычно второй и четвертый кварталы) была значительно меньше, чем в предшествующие годы.

В денежном выражении рынок сократился больше, чем в натуральном — на 32%, до 16,5 млн долл., причем основным фактором явилось смещение структуры продаж в пользу моделей нижнего ценового уровня. На фоне общего падения рынка количество проданных сканеров стоимостью менее 100 долл. возросло почти на 20% и к концу года доля этого подсегмента превысила 70% (см. рис. 1). Кроме того, во второй половине года ослабление рубля и стремление участников рынка не допустить резкого повышения рублевых цен привело к ускорению ценовой эрозии в долларах.

Рис. 1. Распределение рынка планшетных сканеров по ценовым категориям (2012–2014 гг., в штуках, %).

Больше всего, почти на две трети, сократились продажи в ценовой категории 101–200 долл., на которую еще недавно приходилась половина рынка планшетников. Более устойчивыми к колебаниям спроса оказались устройства старших ценовых категорий, где представлены модели для качественной оцифровки фотографий, книг, планшетные сканеры, ориентированные на обработку документов, и профессиональные фотосканеры.

Влияние другого фактора, ценовой эрозии, на уменьшение денежного объема рынка было значительно слабее. Снижение средней розничной цены сканеров начального уровня было минимальным — около 5% (рис. 2), а в категории 101–200 долл. этот показатель даже увеличился (правда, это. было вызвано не удорожанием моделей, а уходом ряда «пограничных» моделей из сегмента в нижнюю ценовую группу и появлением подешевевших устройств из более старшей ценовой категории). Как видно из диаграммы, в категории планшетных сканеров стоимостью свыше 200 долл. ценовая эрозия в прошлом году усилилась, составив около 10%.

Рис. 2 Динамика средних розничных цен планшетных сканеров (2012–2014 гг., долл.).

Несмотря на изменение объема и структуры продаж, рыночные позиции ведущих производителей планшетных сканеров остались практически такими же, что и в 2013 г. По-прежнему на продукты компаний[1] Canon, Epson и HP приходится около 90% всех проданных устройств.

Ситуация в сегменте документ-сканеров выглядела более благоприятной, чем на рынке планшетных устройств. Всего за 2014 г. было продано 39, 4 тыс. устройств, что только на 4% меньше, чем в предыдущем году (в 2013 г. спад был значительно глубже — почти 35%). Ориентированность документ-сканеров на бизнес-пользователей определила и отличия в динамике их продаж, в частности, отсутствие подъема спроса в конце года. Если спад на рынке планшетных сканеров был достаточно равномерным в течение года, то продажи документ-сканеров были неравномерными — рост продаж в первом и третьем кварталах был нейтрализован еще большим падением во втором и, особенно, в последнем кварталах года.

В обзоре данного сегмента за первую половину 2014 г. отмечалось увеличение спроса в большинстве подсегментов документ-сканеров и общий рост их продаж, что определялось недостаточной насыщенностью рынка и продолжающимся переходом организаций на электронные системы документооборота. Однако быстрое изменение ценовой конъюнктуры во второй половине года и замораживание многих проектов (или полная их отмена) в корпоративном секторе привели к резкому сокращению платежеспособного спроса и падению продаж (почти на 11 % относительно второй половины 2013 г.).

Сокращение продаж на рынке документ-сканеров происходит как за счет снижения объемов крупных корпоративных поставок, так и «регулярных» продаж, определяемых спросом основной массы потребителей в обычных офисах. В наиболее «урожайном» на тендеры 2012 г. доля таких поставок в общем объеме рынка достигала (в натуральном выражении) 40%, причем большая их часть приходилась на сегмент сканеров для рабочих групп в скоростном диапазоне 31–60 стр./мин. Но в прошлом году, также, как и в 2013 г., объемы поставок документ-сканеров по выигранным конкурсным заявкам были значительно меньше и составляли около 20% всех продаж. Без учета таких поставок количество проданных документ-сканеров в 2014 г. снизилось примерно на 11%. Приблизительно такая же динамика на «регулярном» рынке была и в 2013 г. (рис. 3). Особенностью прошлого года можно считать значительный объем конкурсных поставок сканеров в нижнем скоростном сегменте, что в предыдущие годы наблюдалось довольно редко. Это определило общий, правда, небольшой, рост продаж персональных сканеров производительностью до 30 стр./мин. И наоборот, снижение закупочной активности в сегменте сканеров для рабочих групп (31–60 стр./мин) привело к уменьшению продаж в нем почти на четверть.

Рис. 3 Динамика продаж документ-сканеров (2012–2014 гг., штук).

В категории потоковых документ-сканеров производительностью 61–90 стр./мин, в которой довольно редко встречаются значительные по объему конкурсные поставки, прошлый год был исключением, и за счет только одного крупного тендера продажи в нем выросли почти в три раза. Правда, и без учета этой разовой поставки динамика в сегменте была бы положительной, поскольку «регулярные» продажи по сравнению с 2013 г. выросли примерно на 10%. Почти на треть больше было продано и наиболее скоростных моделей производительностью свыше 90 стр./мин. Отчасти это можно объяснить большей ценовой доступностью продуктов. Расширение товарного предложения в сегменте документ-сканеров производительностью 61–90 стр./мин происходит в значительной степени за счет устройств формата А4, которые во многих случаях успешно заменяют более дорогие модели формата А3. Кроме того, наряду с ростом доли устройств формата А4, производителям удалось существенно снизить и стоимость новых моделей формата А3, на которых в основном проводится централизованная обработка больших объемов документов. В среднем за последний год их цена уменьшилась на 40%. В результате, как видно на диаграмме (рис. 4), уровень цен в старших скоростных сегментах документ-сканеров понизился на несколько тысяч долларов. Как и в предыдущие годы, на рынке потоковых сканеров доминировали продукты Canon, Fujitsu, Kodak и Panasonic.

Рис. 4 Динамика средних розничных цен документ-сканеров (2012 — 2014 гг.,тыс. долл.).

В 2014 г. появились признаки ослабления спроса в категории портативных документ-сканеров. Эти компактные и недорогие устройства стали весьма популярны не только среди мобильных пользователей, но и на рабочих столах офисных сотрудников, которым время от времени необходимо оцифровывать небольшое количество бумажных документов. На протяжении предшествующих четырех лет их рыночная доля непрерывно возрастала, превысив 10% от общего количества проданных документ-сканеров. В 2014 г. этот рост продолжился лишь в первом квартале, а по итогам года объем их продаж несколько сократился. Частично это можно объяснить конкуренцией со стороны персональных настольных моделей, которые занимают все меньше места на столах, но обладают большей функциональностью по обработке документов, особенно многостраничных. Тем не менее отдельные модели портативных сканеров на протяжении всего года входили в число наиболее продаваемых продуктов. Благодаря оснащению беспроводным интерфейсом последнее поколение этих устройств приобрело еще большую мобильность и, судя по всему, они останутся востребованным и в массовом офисе, и на отдельных вертикальных рынках.

Как и в предыдущие годы, в структуре продаж доминируют модели с возможностью двухстороннего сканирования.



[1] Компании перечислены в алфавитном порядке.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.