Ситуация на российском рынке проекторов

Василий Мочар,

зам. директора ITResearch

Ромэна Мочар,

менеджер по развитию бизнеса ITResearch

Небольшая часть объемов продаж в сферу образования, которые не успели поставить в 2013 г., перешла на январь 2014 г. и локально поддержала рынок мультимедийных видеопроекторов. Но в целом рынок остался фактически наедине с регулярными закупками, которые зависят от состояния экономики и настроения бизнеса. А с ними в 2014 г. было очень и очень непросто, причем ситуация ухудшалась в течение года. Нестабильность на юго-западных рубежах, внутриэкономические проблемы, а особенно санкции — всё это чрезвычайно давило на ИТ-рынок в целом, и на отрасль проекторов в частности.

Поэтому наблюдавшиеся уровни снижения мы еще считаем приемлемыми. Российский рынок проекторов далек от насыщения, но различные внешние факторы висят на нем непосильным грузом. Причем факторы эти настолько непредсказуемые, что полностью просчитать их действие не представляется возможным.

Скорее всего государство будет сокращать выделение средств на крупные тендеры, а потребитель будет более сдержанным в своих покупках. На данный момент наиболее вероятным прогнозом на 2015 г. нам видится снижение объема рынка примерно до 110 тыс. аппаратов, т. е. почти на 30%.

В данном обзоре мы более подробно обсудим основные итоги 2014 г. на российском рынке проекторов, проанализируем динамику главных рыночных показателей за последние годы, рассмотрим структурные сдвиги, а также обсудим активность основных производителей. Вся информация базируется на официальных отчетах компании ITResearch по структуре продаж на рынке проекторов.

Основные тренды

За 2014 г. в России было продано 154 тыс. мультимедийных проекторов на сумму 159 млн долл. В натуральном выражении рынок снизился за год на 22,6%, а в денежном — на 18%. Выросла только средневзвешенная стоимость, составившая 1034 долл. за одно устройство: этот показатель увеличился на 6%.

Наивысшей точкой развития российского рынка проекторов был 2012 г. (см. рис. 1 и 2). Позапрошлый год, даже при поддержке тендеров, показал снижение вследствие нарастания проблем в экономике. Показатели же прошлого года выглядят вообще довольно блекло, снизившись примерно на треть как в натуральном, так и в денежном выражении по сравнению с «вершиной». К сожалению, текущая внутри- и внешнеэкономическая ситуация не позволяет надеяться на выход на прежние уровни ранее 2018 г. (оптимистичный прогноз).

Рис. 1. Динамика российского рынка проекторов в натуральном выражении.

Рис. 2. Динамика российского рынка проекторов в денежном выражении.

Вместе с тем российский рынок проекторов крайне эластичный, его рост или снижение зачастую составляет на десятки процентов (см. рис. 3). Кстати, наилучшая динамика была в 2011 г., а в 2012-м рынок уже начал понемногу выдыхаться. В последние два года темпы изменения несколько снизились (по модулю), что свойственно для депрессивной экономики. Но остается вполне вероятной ситуация, что при выполнения ряда условий российский рынок проекторов может испытать рост, сопоставимый с 2010–2011 гг.

Рис. 3. Динамика годовых темпов роста рынка проекторов в штуках и деньгах.

Средневзвешенная стоимость проекторов в 2014 г. составила 1034 долл. (см. рис. 4), немного увеличившись по сравнению с 2013 г. И это несмотря на общий тренд к удешевлению самих устройств. Сохранение данного параметра было связано с ростом регулярных отгрузок и резким снижением доли проекторов для сферы образования, среди которых значительную часть составляют аппараты начального уровня. Также неплохо чувствовали себя инсталляционные аппараты.

Рис. 5. Суммарное изменение рынка проекторов по сравнению с уровнем 2007 г.

Уменьшение средневзвешенной стоимости проекторов стало причиной того, что общее изменение рынка с докризисного 2007 г. в натуральном выражении очень сильно отличается от денежной динамики (см. рис. 5). В штуках продажи за это время выросли на 16%, в деньгах же рынок снизился на 12%.

Как было сказано выше, снижение рынка проекторов прогнозировалось независимо от негативных факторов, связанных с девальвацией рубля, санкциями, кризисом и т. д. Но при этом ситуация в течение года все равно неумолимо ухудшалась, и максимум падения наблюдался в декабре (минус 40%). К сожалению, данный тренд получил развитие и в наступившем 2015 г.

Итоги I квартала 2015 г. на российском рынке проекторов довольно обескураживающие: было продано 17,11 тыс. устройств на сумму в 15,36 млн долл. В годовом исчислении рынок снизился почти на 48 % в штуках и более чем на 56% в деньгах. Средневзвешенная стоимость одного проектора составила 897 долл., также снизившись — на 16%.

В течение первого квартала ситуация с продажами была крайне неравномерной, но, к счастью, развивалась уже в позитивном направлении. В январе снижение продаж превышало 70%, в феврале составляло 45%, а в марте рынок снизился в годовом исчислении всего лишь на 6%. Нужно, однако, учитывать, что в январе, вне зависимости от проблем, связанных с резкими изменениями курсов валют, неизбежно было относительное падение, связанное с отсутствием образовательных тендеров (в январе 2014 г. были крупные допоставки с IV квартала 2013 г.). Кроме того, некоторые дистрибьюторы в январе практически не работали. А в прошлом году в марте был провал рынка на четверть по сравнению с 2013 г. (начало действия «украинского» фактора). Так что текущее восстановление рынка проекторов еще недостаточно устойчивое, определенность ожидается не раньше начала июля 2015 г.

Кардинальных структурных изменений на рынке проекторов не наблюдалось, поэтому снижение средневзвешенной стоимости, скорее всего, в наибольшей степени связано с девальвацией рубля.

Структурные сдвиги

Особенностью проекторов является чрезвычайное разнообразие технологических параметров, которые следует учитывать при анализе продаж. В отличие от мониторов, где кроме диагонали фактически ни на что и не смотрят, в данном случае нужно принимать во внимание технологию (DLP или LCD), яркость, разрешение и вес. Это не исчерпывающий список, но названные характеристики следует учитывать в первую очередь.

Помимо этого, очень важным сегментирующим параметром является стоимость проекторов. Сегмент сверхдешевых устройств (стоимостью менее 500 долл.) зародился относительно недавно, однако быстрыми темпами набирает популярность (см. рис. 6). В 2009 г. проекторы стоимостью до 500 долл. составляли всего лишь мизерные 0,18% рынка. По итогам же прошлого года они контролировали уже более 40% продаж, став самым многочисленным сегментом рынка. (В I квартале 2015 г. доля составила уже 52% всех продаж.) Правда, в деньгах эта группа генерирует довольно малозначимый поток, поэтому она интересна далеко не для всех участников рынка, являясь «поляной» лишь для нескольких компаний, лидеров массового рынка.

Примечательно, что последние годы рост данного сегмента происходил фактически строго за счет «каннибализма» аппаратов стоимостью 500–750 долл. При этом за последние три года вклад более дорогих устройств в целом был стабилен.

Рис. 6. Динамика структуры рынка проекторов по ценовым диапазонам в натуральном выражении.

Рис. 7. Динамика доли LCD-проекторов в штуках и деньгах.

Важным моментом является разделение рынка проекторов по двум конкурирующим технологиям: DLP и LCD. Несмотря на то что большинство игроков поддерживают в основном первую технологию, а LCD — всего несколько компаний, в первую очередь Epson, подавляющего преимущества DLP пока нет (см. рис. 7), особенно если сопоставлять денежные показатели. Связано это с тем, что LCD-проекторы всегда были несколько дороже. В позапрошлом году процесс вытеснения LCD несколько замедлился, однако в 2014 г. опять ускорился. Сейчас DLP-проекторы контролируют три четверти рынка в натуральном выражении, и в наступившем году данный тренд продолжился. В первом квартале их доля превысила уже 80%.

Рис. 8. Структура рынка проекторов по массогабаритному фактору в натуральном выражении.

Другой важный срез — это деление всех устройств по массогабаритному признаку, что во многом задает их позиционирование и сферу применения. В 2010 и 2011 гг. микропортативные устройства (вес до 2,25 кг), применяемые в первую очередь для мобильных презентаций, контролировали более 20% продаж, представляя собой значимый сегмент рынка (см. рис. 8). В 2012 г. их доля снизилась в связи с тем, что рынок прирос в первую очередь за счет ультрапортативных (вес от 2,25 до 4,5 кг.) и портативных (от 4,5 до 9 кг) устройств. Все это было связано именно с отгрузкой аппаратов в школы, для которых повышенная мобильность как раз и не нужна.

Технологии продолжают развиваться, и ту же яркость теперь можно «втиснуть» в меньший корпус при одновременном снижении цены. Это приводит к росту популярности микропортативных аппаратов, доля которых в 2013 г. значительно выросла, а когда в начале 2014 г. в этом сегменте активизировалась компания BenQ, присоединившаяся к доминировавшей здесь ранее Acer, доля микропортативного сегмента приблизилась к отметке в 40%, и, скорее всего, рост будет продолжен, вплоть до паритета с ультрапортативными аппаратами. Доля переносных устройств (вес от 9 до 18 кг) и стационарных (свыше 18 кг) остается крайне незначительной в штуках, но в деньгах она довольно велика, выше 20% рынка.

Рис. 9. Динамика структуры рынка проекторов различного разрешения (в натуральном выражении).

Динамика различных форматов изображения, формируемых проектором, показывает неуклонный рост доли широкоформатных устройств (см. рис. 9). Индустрия не может игнорировать тот факт, что абсолютно все другие сегменты средств визуализации стали широкоформатными: мониторы, телевизоры, информационные панели и экраны ноутбуков. Пользователи хотят видеть презентацию в том же формате, в каком они ее предварительно создали. То же касается фильмов и телепередач. Поэтому доля широкоформатных проекторов уверенно растет, составив по итогам прошлого года уже 27%.

Примечательно, что вплоть до 2014 г. доля XGA (1024×768) оставалась стабильной, примерно на уровне 55%. Хотя именно XGA-модели в первую очередь под угрозой со стороны широкоформатников, они в свою очередь «отгрызали» соразмерную долю у SVGA-аппаратов. В 2014 г., вследствие кризиса, им это уже было не по силам, и доля самых дешевых SVGA-устройств опять приподнялась. Примечательно, что в I квартале 2015 г. SVGA-устройств было продано около 40% (это однозначный признак проблем на рынке, оборачивающихся востребованностью самых дешевых решений).

Рис. 10. Динамика структуры рынка проекторов по яркости (в натуральном выражении).

Одним из важнейших технологическим трендов 2014 г. следует, пожалуй, считать повышение яркости проекторов. За год рыночная доля проекторов с яркостью 3000 лм и более. увеличилась с 30 до 64% (см. рис. 10). Это буквально взрывной рост, который однозначно должен продолжиться в будущем:

Конкурентная среда

На протяжении всех последних лет основная борьба за лидерство на российском рынке традиционно разворачивается между тремя крупнейшими игроками — компаниями* Acer, BenQ и Epson. Их совокупная доля в штуках в 2013-м составила 61,5%. В 2014 г. она еще подросла, составив более 63%. На следующие за лидерами компании — NEC, Optoma и ViewSonic — в 2014 г. приходилось около 17,4%.

Если же брать цифры в деньгах, то расстановка сил будет несколько иная. В частности, компания Panasonic, специализирующаяся на профессиональном оборудовании, контролирует очень значительную долю рынка в денежном выражении, и по этому параметру находится в тройке лидеров всего рынка.

Концентрация рынка за последний год заметно выросла (см. рис. 11).

Рис. 11. Динамика индекса конкуренции (Герфиндаля) в целом по рынку.

Следует отметить, что характер конкуренции в различных сегментах рынка проекторов существенно отличается от общерыночной ситуации. В частности, индекс концентрации в сегменте LCD-проекторов заметно выше, чем в DLP, причем этот разрыв в целом нарастает (см. рис. 12). Это объясняется тем, что он сформирован всего несколькими компаниями, а интенсивность конкуренции между ними очень незначительная. В группе же DLP-аппаратов, напротив, концентрация намного ниже, соответственно конкуренция выше. Во многом это и является залогом более быстрого роста в этом сегменте.

В различных массогабаритных сегментах свои тренды (см. рис. 13).

Рис. 12. Динамика индекса конкуренции (Герфиндаля) в различных технологических сегментах.

Рис. 13. Динамика индекса конкуренции (Герфиндаля) в различных массогабаритных сегментах.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.