Структура продаж на российском рынке ноутбуков

Дмитрий Шульгин,

старший эксперт ITResearch

По данным аналитической компании ITResearch, общий объем продаж на рынке ноутбуков за 2014 г. в натуральном выражении составил 5455 тыс. устройств. Это почти на 24% меньше, чем в 2013 г. Надо сказать, что во второй половине года, если смотреть по цифрам, годовая динамика выправилась: если за первый квартал она составила −31%, то в четвертом «всего лишь» −13%. Но это иллюзия, связанная исключительно с тем, что сравнение пошло уже с периодом явной стагнации, возобладавшей к концу 2013 г. По факту же никаких подвижек в плане спроса не произошло. Наоборот, даже эти пресловутые −13% снижения достигнуты за счет сброса продукции в канал в четвертом квартале, что привело к затовариванию, наложенному на макроэкономические проблемы. В результате уже в первом квартале этого года рынок просто встал.

Рис. 1. Динамика долей различных сегментов компьютерного рынка. 2010-14 гг.

Ноутбуки в последние годы — наиболее сильно сжимающийся сегмент среди компьютерных направлений (рис. 1). За 2014 г. он потерял еще примерно 5% от своего вклада в общий рынок, т. е. больше, чем потеряли десктопы. Могло быть и хуже, но планшеты в прошлом году тоже перестали расти, и это обстоятельство хоть как-то стабилизировало ситуацию.

Рис. 2. Сравнение годовой динамики рынка ноутбуков в натуральном и денежном выражениях (по кварталам 2014 г.).

С денежными же показателями сегмента положение еще тяжелее. На рис. 2. приведена динамика рынка ноутбуков относительно аналогичного периода 2013 г. по кварталам в натуральном и денежном выражениях. В первом полугодии, как видим, ценовая эрозия еще особо на рынок не влияла — к концу 2013 г. она достигла определенных величин и на время закрепилась. Но во втором полугодии относительные показатели продаж в штуках, как было отмечено выше, начинают выправляться, а вот с монетарными все остается на прежнем уровне — более чем −30%. Заметим, цены-то на графике приведены в долларах. Приводить тут данные в рублях — лучше поостеречься, особенно для четвертого квартала, когда началась паническая лихорадка. А вот в долларовом выражении мы как раз наблюдаем факт самой что ни на есть внутрирыночной ценовой эрозии, которая с макроэкономическими потрясениями связана достаточно косвенно. Это чистая экономизация предложения, являющаяся ответом на изменение структуры спроса на ноутбуки. И эти изменения возникли не вследствие кризиса.

Мы уже много раз обсуждали этот момент: на современном рынке активность проявляют в основном начинающие пользователи, имеющие низкий порог требований к оборудованию. Им нужен первый ПК, «рабочая лошадка» без излишеств, выполняющая базовые требования. И, конечно, подешевле. В то же время рынок замены оборудования стагнирует. Продвинутый потребитель либо довольствуется тем, что есть, либо осваивает новые решения, сосредоточенные в планшетно-смартфонной области.

Значимых движений в бизнес-среде также не наблюдается. Так, если в сфере настольных ПК в крупных организациях, по крайней мере местами, сработал фактор ухода c рынка Windows XP, стимулировавший некоторый процесс замены во второй половине 2014 г., то в сегменте ноутбуков проявлений конкретно этого момента заметно не было. Да и бизнес-сектор в ноутбучной сфере значительно уже, чем в десктопной.

Рис. 3. Динамика структуры рынка ноутбуков по базовой компонентной платформе.

И рынок ответил на эту ситуацию технологическими изменениями. Появились экономичные аппаратные платформы на базе процессорных ядер Intel Atom и AMD Fusion E, которые нынче устанавливаются вовсе не в нетбуки и прочие компактные гаджеты, как это было в прошлые годы, а стали базой для полноразмерных «пятнашек». Платформы Intel Bay Trail и AMD Kabini/Beema образовали новый кластер дешевых устройств для потребителей с минимальным набором требований. На рис. 3. этот кластер обозначен как «бюджетные». Ноутбуки на привычной обвязке Intel Core и на аналогах от AMD называются «стандартные». Наконец, есть еще небольшое число устройств, которые мы по совокупности обозначили как Extra Mobile — это блокнотные ПК на базе процессоров со сверхнизким потреблением, скорее для планшетов, чем для ноутбуков, включая и блокнотные устройства на базе ARM-чипов.

Видно, что проявившись в ассортименте в начале года, бюджетная категория (в основном, конечно, на Bay Trail) просто захватила рынок, к завершающему кварталу достигнув уже половины отгрузок. Таким образом, волна экономизации, набиравшая силу все последнее время, во втором полугодии полностью затопила массовый сегмент.

Что касается направлений, способных поддержать маржинальность, все они проявляют себя крайне аккуратно. Гибриды-трансформеры так и не стали массовой категорией. Дорогие ультрабуки растворились в перечне более дешевых аналогов. Игровые машины — спасибо, что вообще хоть как-то продаются во все сужающейся среде энтузиастов.

Вендоры и каналы сбыта

На протяжении последних двух лет продажи ноутбуков переключились на привычную двухуровневую модель, т. е на отгрузки через дистрибьюторов. Ранее наблюдалась тенденция к переходу части вендоров на прямую схему взаимодействия с крупными розничными сетями. Однако со времени начала стагнации на рынке ПК ноутбук как товар перестал быть определяющей категорией — то ли дело быстрорастущие планшеты. Ритейлеры, несколько раз столкнувшись с крупным затовариванием, стали осторожничать и не берут на склад крупные партии. Поэтому основная работа ведется через дистрибуторский канал. Плюс как раз те вендоры, которые были нацелены на прямые формы работы с партнерами — Samsung, Sony, Toshiba — с рынка ушли вовсе. Из зарубежных брендов значимые прямые продажи ноутбуков в розницу поддерживают сегодня только Hewlett-Packard и Apple.

Есть еще, правда, прямые отгрузки российских компаний DNS и iRu. Но в первом случае — это просто собственная розница, вернее сказать, ноутбуки DNS и DEXP — это, так сказать, private-labels компании, по основному роду деятельности являющейся торговой сетью. А iRu, по сути, это внутренняя марка дистрибьютора Merlion.

Вообще российские компании, конечно, получили определенное подспорье в период удешевление рубля. В четвертом квартале их продажи впервые со времени фактического исчезновения с рынка бренда RoverBook (кстати, в мизерных количествах существующего и по сей день) выросли, и российские бренды в сумме героически превысили 3% сбыта ноутбуков. Но возможности «импортозамещения», не зря взятого в кавычки, здесь, конечно, весьма ограничены — в основе-то все те же импортные barebone-платформы, покупаемые за валюту.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.