Структура продаж на российском рынке информационных панелей


Василий Мочар,

зам. директора ITResearch


На 2013 г. мы ожидали минимальный рост рынка и достижение уровня в 35 тыс. аппаратов. Вместо этого рынок не достиг даже уровней 2012 г. Но в условиях ухудшения рыночной конъюнктуры, причем нараставшей в течение года, ошибка в несколько процентов более чем простительна.

К сожалению, перспективы 2014 г. намного более туманны. В начале ноября, до наступления известных событий на Украине, мы ожидали буквально следующее: «на следующий год мы смотрим достаточно оптимистично. Если ситуация в экономике хотя бы немного улучшится, на рынке панелей нас ждет примерно 20%-ный рост. Это связано со многими назревшими проектами, финансирование которых в текущем году было заморожено».

Но уже через пару месяцев мы были вынуждены пересматривать прогноза в сторону понижения: «на 2014 г. мы не ждем ничего особенно хорошего. Макроэкономическая ситуация остается сложной. Если не случится ничего экстраординарного, наша целевая отметка по продажам на 2014 г. составляет 30–31 тыс. информационных панелей».

Но, к сожалению, экстраординарное как раз случилось, поэтому мы впервые отзываем все прогнозы. Ситуация абсолютно непредсказуемая и неподдающаяся никакому моделированию. Как нам представляется, сейчас с одинаковой вероятностью ситуация может вывернуть как вверх, так и резко вниз. Точка бифуркации просматривается в конце мая — начале июня. В ситуации, когда доминируют внешние глобальные факторы, участникам рынка в 2014 г. остается только интенсифицировать все действия по удержанию рынка и надеяться на лучшее.

После столько «оптимистичного» вступления вернемся к сухой статистике. В основной части обзора мы обсудим итоги 2013 г., проанализируем динамику главных рыночных показателей, рассмотрим структурные сдвиги, обсудим активность основных производителей.


Основные итоги

Всего за 2013 г. на российском рынке было продано 32,75 тыс. информационных дисплеев (уточняем, что в эту категорию мы относим только плоскопанельные аппараты диагональю от 32 до 152 дюймов, реализованные на ЖК- или плазменной технологии). В деньгах рынок составил 121,6 млн долл.


Рис. 1. Динамика рынка LFD в натуральном выражении.


Рис. 2. Динамика рынка LFD в денежном выражении.


По сравнению с 2008 г. (а особенно с 2009 г.) рынок очень существенно вырос как в натуральном, так и в денежном выражении (см. рис. 1 и 2). Увеличение относительно «дна» было примерно в 3,5 раза. Однако, как видно из данных графиков, в 2013 г. рост в целом выдохся, и рынок даже несколько уменьшился.

Еще отчетливее это становится понятным, если посмотреть изменение ежегодных темпов прироста рынка (рис. 3). В 2009 г. рынок рухнул почти на 40% в штуках и на 30% в деньгах по сравнению с предыдущим годом. Однако уже в следующем году он отскочил на 59% в штуках и на 92% в деньгах, разом перекрыв все потери. 2011-й был еще удачнее: когда темпы роста составляют почти 150%, иначе как эйфорией это назвать нельзя. Справедливости ради следует отметить, что здесь на органичный рост рынка наложилась мощная атака компании Samsung, сделавшей ставку на эту отрасль и начавшей инвестировать значительные средства в развитие данного бизнеса в России.


Рис. 3. Динамика изменения ежегодных темпов роста рынка LFD.


Но уже 2012 г. был не столь радужный. Рост явно поубавился, рынок показал «всего лишь» около 15% прироста. Первое время казалось, что это досадное недоразумение, пока не наступил 2013 г. и темпы роста не стали отрицательными. Снижение пока крайне незначительное и сопоставимое с ошибкой измерения: около 2% в штуках и 3% в деньгах. Однако это все же уменьшение, а в текущем году о таких итогах, скорее всего, большинство участников будут только мечтать.

Стоит отметить, что в 2013 г. рынок держался до последнего. Первый квартал даже показывал минимальный рост, второй — примерно 5%-ный рост, третий — «в ноль», а четвертый уже почти 10%-ное падение. Несмотря на свою силу, рынок панелей не выдержал нарастания экономических проблем и пошел вниз, показав итоговое снижение, которое однозначно будет продолжено (вопрос только, с какими темпами).


Рис. 4. Динамика средневзвешенной стоимости панелей.


Еще одним базовым параметром является средневзвешенная стоимость информационного дисплея. На протяжении всех последних лет он ведет себя в целом стабильно, особенно не снижаясь, несмотря на общее удешевление и рост доступности высоких технологий (см. рис. 4). На повышение данного показателя играют как диагональные сдвиги в сторону больших аппаратов, так и рост популярности различных специализированных решений: видеостены, защищенные, интерактивные дисплеи и т. д. В последние годы этот показатель находится на уровне около 3700–3800 долл., что обеспечивает достаточный уровень прибыльности отрасли, сохраняя ее привлекательность. Можем отметить, что наиболее эластичны к различным кризисам массовые решения, а они как раз недорогие. Поэтому падение средневзвешенной стоимости можно считать индикатором выхода рынка на массовые проекты.


Основные целевые рынки

Компания ITResearch мониторит отрасль информационных панелей в регулярном режиме с 2007 г., и структура нашего отчета до прошлого года фактически не претерпевала существенных изменений. Корректировались только диагональные сегменты и типичные разрешения, что было связано с поиском вендорами наиболее подходящих типоразмеров и характеристик дисплеев. Однако в 2013 г. мы были вынуждены пойти на серьезное изменение и прекратить разделение на ЖК- и плазменные панели. Первая технология победила окончательно и бесповоротно, и анализировать отдельно рыночный сегмент с минимальной долей утратило всякий смысл. Вместе с тем мы с самого начала 2013 г. выделили в качестве отдельного сегмента интерактивные (сенсорные, touch) панели. Возможно, это был несколько опережающий шаг, поскольку их доля в натуральном выражении составляла всего около 5 %. Однако мы уверены, что за интерактивом будущее. Сама логика работы с контентом движется в этом направлении, так что мы пошли на этот шаг с тем, чтобы иметь базу для сравнения в будущем. Основные целевые рынки для интерактивных панелей на данный момент — сфера образования (как альтернатива электронным доскам) и в бизнесе (преимущественно для оснащения переговорных комнат). В будущем они получат значительное развитие в сфере Digital Signage и в диспетчерских.

Далее, идя навстречу пожеланиям участников рынка, с начала 2014 г. мы вводим отдельный сегмент панелей для видеостен. Это крайне важная составляющая рынка, живущая по своим законам, и потребность в выделении ее из общей массы аппаратов вполне понятна. Здесь есть ряд нюансов, связанных с тем, что некоторые вендоры даже для в целом обычных дисплеев указывают возможность работы в составе видеостен. Чтобы избежать путаницы, мы будем включать сюда только аппараты, специально разработанные для подобного применения.

После выделения означенных групп на рынке информационных панелей еще остается довольно разнородное множество моделей, которые трудно однозначно отнести к тому или иному целевому рынку. В частности, все аппараты с диагональю 65 дюймов мы относим в категорию «специальных», поскольку на данный момент они хотя и могут использоваться (и используются) для рекламно-информационной сферы, т. е., Digital Signage, но все же большей частью закупаются в качестве единичных экземпляров, а не в составе масштабных проектов. То же касается защищенных панелей, 3D-аппаратов, особо высококачественных устройств. Но при этом, поскольку есть слишком много исключений, требующих «произвола» со стороны аналитика, мы пока повременим с формальным выделением данной категории в официальном отчете ITResearch.

Но для прессы мы на страницах «Бестселлеров» впервые приводим текущую картину российского рынка инфопанелей в разрезе основных типов аппаратов (по состоянию на 2013 г.).


Рис. 5. Структура рынка LFD по типам устройств.


В натуральном выражении безусловным лидером является сфера Digital Signage (рис. 5), на чью долю приходится без малого 70% всех отгрузок. Однако, поскольку это в большинстве своем относительно дешевые устройства, их вклад в рынок в деньгах значительно скромнее — менее 40%.

Панели для видеостен существенно дороже, что обусловлено как конструктивными, так и технологическими особенностями. В результате, хотя они контролировали менее четверти рынка по отгрузкам, но в деньгах их доля уступила массовому сегменту совсем чуть-чуть. Становится понятным, почему некоторые из вендоров, неспособные конкурировать на массовом рынке, требующем тысячные поставки, уходят в этот емкий (по деньгам) сегмент.

Интерактивные панели контролируют относительно небольшую часть рынка. Однако данный сегмент фактически только зарождается, поэтому здесь мы ждем серьезный рост в среднесрочной перспективе, хотя в текущем году — вряд ли. Но когда государство опять начнет проводить специальные программы в сфере образования, интерактивные панели ждет всплеск продаж. То же касается бизнеса, который рано или поздно начнет восстанавливаться.

«Специальные» панели закономерно занимают значимую долю рынка в деньгах. Это и понятно, поскольку здесь сосредоточены все большие панели, которые и стоят соответствующе. В текущем году их доля может даже несколько вырасти, но с восстановлением рынка она упадет. Это кажется несколько неожиданным, но логика рынка информационных панелей именно такова. И подробнее об этом в следующем разделе обзора.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.