Наиболее продаваемые проекторы в сфере образования


Василий Мочар,

зам. директора ITResearch

Ромэна Мочар,

менеджер по развитию бизнеса ITResearch


Проекторы для образования — это огромный по размеру рынок (см. врезку), который уже «распробовал» проекторы и готов и дальше насыщать им учебный и общественный процесс. Оценка емкости потенциального рынка приводит к цифре более 50 тыс. инсталляционных аппаратов с повышенной яркостью и около полумиллиона проекторов поменьше.

После тяжелых времен рано или поздно наступает пора двигаться дальше, и нужно понимать структуру поставок и ключевые факторы успеха. Кроме того, предыдущие поставки создали огромную установленную базу, к ним нужно закупать расходные материалы, а сами проекторы понемногу будут выходить из строя. Это большие закупки «на замену», и желательно учитывать их заранее.

При всем изобилии возможных потребностей в проекторах в учебных заведениях, большинство из них можно сгруппировать в три ключевые группы. Первая — это простая демонстрация учебного материала в аудитории общего профиля. Вторая — это интерактивная работа с материалом. Третья — работа с большой аудиторией на уровне актового или конференц-зала. Такая структура потребностей сформировалась уже давно и практически не меняется уже более десяти лет. Меняются лишь сами проекторы, они становятся лучше по характеристикам и доступнее по цене.

В разрезе данных основных приложений мы и проанализируем итоги IV квартала 2013 г., когда осуществлялись основные поставки в образовательные тендеры. В каждой группе мы отобрали ключевые модели (по 15 устройств), которые продавались в наибольших объемах. Безусловно, там были отгрузки и в дилерский канал и в «необразовательные» проекты, однако мы уверены, что именно школы и вузы обеспечили основной рост рынка.


Бюджетные решения

Отобранная нами группа из 15 бюджетных устройств (см. таблицу) обеспечила более 40% продаж всего российского рынка проекторов. Это чрезвычайно высокая концентрация, показывающая действительный «масштаб бедствия».


Таблица. Наиболее продаваемые модели проекторов в сферу образования


При этом среди игроков очевидно доминируют Acer, BenQ, Epson — лидеры рынка в целом. По одной модели в группе также представлено от Hitachi, Optoma и Vivitek. И это отрадно, поскольку говорит о том, что, несмотря на сверхконцентрацию, компании второго эшелона также оказываются способными играть в самом массовом сегменте.

Что же сходного у данных моделей, кроме огромных объемов продаж?

Для образовательных задач в слабо подготовленных местах чаще всего используются мобильные проекторы, весом около 2 кг. И тому есть ряд причин. Первая — их легко взять из кабинета директора или учительской и отнести в любой класс, провести урок и отнести обратно. Вторая — в данном форм-факторе уже можно обеспечить приличную яркость, третья — здесь обычно нет ничего лишнего, что могло бы нарастить цену. (Конечно, часть из данных устройств устанавливается стационарно, но все же это не их прерогатива).

Все это должно было формировать очень схожий облик бюджетного проектора для образования, но есть одно «но». Присутствие в группе Epson, чьи LCD-проекторы, несмотря на более высокую стоимость, традиционно востребованы в образовании, разбивает группу на две подгруппы.

Первая из них — это максимально доступные DLP-аппараты, способные демонстрировать 3D-изображение, что важно в ряде дисциплин. Их стоимость лежит в диапазоне 350–550 долл. Сейчас это уже в основном XGA-устройства (ранее доминировало разрешение SVGA), но начинают появляться еще и широкоформатные проекторы. Яркость и вес лежат в диапазоне соответственно 2,2–2,4 кг и 2700-3000 лм.

LCD-проекторы, впрочем, мало чем отличаются, только стоят несколько дороже и не позволяют отображать 3D-контент, что нужно далеко не всегда. Зато к ним меньше претензий у медиков, оберегающих глаза учеников. (Проблема во многом надуманная, но она есть, и некоторые пользователи действительно способны отследить разницу между технологиями).

Если же сравнить данные бестселлеры с массивом остальных моделей рынка с такой же яркостью, то увидим примерно в два раза меньшую среднюю стоимость. Очевидно, что именно фактор цены и являлся ключевым при выборе устройств, что и логично в случае необходимости исполнения базового набора задач и особенностей проведения электронных торгов.


Короткофокусные и ультракороткофокусные

В случаях, когда проектор из вспомогательного оборудования переходит в ранг одного из ключевых инструментов, необходимо думать об удобстве преподавателя и учеников. И основным моментом здесь становится изначально отрегулированное изображение (возможность немедленного начала работы), а также проблема перекрывания изображения преподавателем и его ослепления лучом проектора. Лучше всего с такими функциями справляются короткофокусные и ультракороткофокусные проекторы, зачастую устанавливаемые стационарно.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.