Структура продаж на российском рынке планшетов


Дмитрий Шульгин,

старший эксперт ITResearch


Российский рынок планшетных ПК в 2013 г. почти достиг величины в 9550 тыс. шт. и впервые наконец превысил по размеру рынок ноутбуков (рис. 1.).

Рис. 1. Соотношение продаж планшетов и ноутбуков в натуральном выражении.

Годовые темпы роста продаж планшетов составили целых 145%, но уже со второго полугодия 2013 г. наблюдается их сокращение с высот астрономических до просто очень больших. Это абсолютно нормальное явление — чем рынок более зрелый, тем его динамические характеристики становятся консервативнее. Специфика планшетной темы разве что в том, что прохождение этим сегментом различных фаз развития проистекает с ошеломительной скоростью. Фиксации каждого очередного достигнутого уровня не происходит — производство и сбыт, очертя голову, несутся дальше.

Рис. 2. Темпы годового роста в натуральном и денежном выражении по кварталам в 2013 г.

Как видно из рис. 2, в течение года темпы роста рынка планшетов стремительно падали и к четвертому кварталу снизились до вполне осмысленных 82%, что уже является уровнем просто активно расширяющегося сегмента, имеющего некоторую накопленную базу. Отставание темпов прироста рынка в деньгах связано с активной ценовой эрозией для сегмента в целом. Однако такая ценовая просадка — это всегда следствие не просто ценовой эрозии (т. е. снижения цен на все товары разом), а последствие реструктуризации сбыта с акцентом на развитие дешевых подкатегорий продукции.

Рис. 3. Динамика продаж планшетов разных типоразмеров.

Минувший 2013-й, безусловно, стал годом младших типоразмеров. Именно гаджеты с дисплеем от 7 до 9 дюймов «сделали» рынок, резко обогнав родоначальный для всех планшетов сегмент от 9,7 дюймов и выше (рис. 3.). Если старший типоразмер за год вырос примерно в два раза, то младшие, совокупно — в три.

Уже во втором полугодии 7-дюйм планшеты превысили 40% сбыта в натуральном выражении, а 8-дюйм составили более четверти рынка.

Рис. 4. Динамика средневзвешенных цен на планшеты разных типоразмеров.

Глядя на динамику цен, видно, что своих ценовых уровней все продукты достигли в первой половине 2013 г. и практически зафиксировались на них (см. рис. 4). И если рост продаж в первой половине года, скажем, по «семеркам», еще можно было объяснить резким ценовым скачком вниз, то дальнейшие успехи сегментов, в общем-то, объяснить можно исключительно с позиций реального спроса на сам продукт как таковой, особенно в завершающем квартале года — это раньше пользователя «покупали» низкой ценой.

При этом в рамках достигнутого в каждом случае коридора значений некоторые ценовые изменения все-таки имели место. Средняя стоимость «восьмерок», промежуточного форм-фактора, еле заметно снижалась на протяжении года, до этого, в начале года, существенно поднявшись в цене. Очевидно это было влияние новоявленного флагмана — Apple iPad Mini. «Семерки» же, упав в начале года до нижайшего предела, к концу года даже несколько подорожали, примерно в соответствие с инфляцией. Этот сегмент рынка уже просто перестал справляться со сверхконкуренцией и засильем низкопробных моделей no name. И начал постепенно закрепляться хоть на каком-то уровне, приемлемом с позиций здравого смысла. И цены чуть подросли.

Ну а «десятки» в прошедшем году, что называется, начали «по новой» искать свою нишу, но об этом чуть ниже, в разделе, посвященном данному типоразмеру.

7 дюймов

«Семерки», особенно в третьем квартале года, сломали все прежние рыночные шаблоны, устроив настоящий объемный прорыв. Он был обусловлен и широчайшим предложением и предшествующим ценовым снижением. В этот период планшет стал совершенно обыкновенным товаром в массовом сознании. Например, автору на днях предложили купить «новый, со всеми документами» планшет, в переходе, что называется, с рук. «Семерку», конечно же, причем бренд на корпусе гаджета мне встретился решительно впервые. Еще год назад подобное бытовое предложение, пожалуй, несколько удивило бы, но сегодня вопросов не вызывает.

Следует, однако, отметить: уже по данным четвертого квартала видно, что такой вот «дикий» рынок становится малоинтересен продавцам. Да и покупателей, сегодня уже разбирающихся, что почем, вполне достаточно. Как следствие, в высокий сезон — в четвертом квартале подсегмент несколько сбавил обороты, приподнялся в цене, приток новых игроков хотя бы прекратился — больше и в правду уже немыслимо. Говорить о перспективах рецессии «семерок» в будущем, конечно же, рано — сегмент останется мейнстримом еще надолго. Но потолка по темпам роста он уже явно достиг.


8–9 дюймов

Совсем другая ситуация в промежуточном диагональном сегменте. Он оказался самым любопытным по динамике в прошедшем году. Фактически именно типоразмер 8–9 дюймов стал настоящим открытием 2013 г.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.