Структура продаж на российском рынке мониторов

Василий Мочар, зам. директора ITResearch

В данном обзоре мы сосредоточимся на рассмотрении основных негативных факторов, действующих на российском рынке мониторов, а также на анализе динамики и структуры продаж.

Глобальные негативные факторы

На мониторы воздействует множество глобальных негативных факторов.

Общеэкономический спад заставляет клиентов притормаживать обновление парка ПК, причем это касается как корпоративных, так и частных заказчиков.

Давление со стороны ноутбуков и моноблоков. Мы не переоцениваем эту угрозу для стационарных ПК, однако она есть, в частности, опережающая динамика продаж моноблоков показывает, что часть пирога все же потихоньку отъедается. С другой стороны, нам кажется, что сейчас как раз наметился обратный тренд. Накупившись ноутбуков, наигравшись с ними, многие поняли, что и как мобильные устройства они «не очень», и по рабочему функционалу уступают десктопам. Можно предположить, что взрывной рост планшетов как раз во многом обусловлен тем, что они вытесняют ноутбуки из мобильного мира, а в этом случае стационарные компьютеры получат второе дыхание, а заодно и мониторы.

Операционная система Windows 8 была встречена, мягко говоря, прохладно, особенно в корпоративном сегменте: стимулов переходить на нее у заказчиков не было, скорее даже наоборот. Да и по требованиям к «железу» она оказалась примерно на уровне предшественницы, не стимулируя обновления ПК. Соответственно возможная волна обновления парка компьютеров просто-напросто не состоялась.

«Проблема» надежности

Помимо вышеперечисленных проблем есть еще одна, связанная непосредственно с самими мониторами как с технологическими объектами. В эпоху устройств с ЭЛТ мониторы служили относительно недолго. Прогресс в размерах экрана и рабочем разрешении был стремительным, а сами мониторы, будучи по сути аналоговыми аппаратами, служили недолго вследствие нарастания энтропии, приводящей, например, к расфокусировке пучка электронов или иным отклонениям от рабочих диапазонов характеристик.

Начало стремительного вхождения на рынок ЖК-мониторов только стимулировало замену, поскольку все старались избавиться от морально устаревших ЭЛТ-мониторов. И российский рынок мониторов рос как на дрожжах (рис. 1).

Рис. 1. Динамика темпов продаж на российском рынке мониторов (в натуральном выражении).

Первая половина 2009 г. стала переломной. На кризис наложилось насыщение рынка, в результате чего абсолютно подавляющая часть отгрузок данной продукции стала носить вторичный характер: на замену уже установленных аппаратов. Однако огромная установленная база никуда при этом не делась и, учитывая коэффициенты замены, можно было ожидать стабилизации рынка на каком-то достаточно высоком уровне. Сначала казалось, что так и будет, особенно после некоторого отскока вверх в 2010 г. и неплохого начала 2011 г. (рис. 2).

Рис. 2. Динамика темпов продаж на российском рынке мониторов (в натуральном выражении).

Однако затем коррекция вверх выдохлась и с тех пор мы практически не увидели ни одного месяца, в котором динамика продаж по сравнению с предыдущим годом была бы положительной. Отрицательная динамика продаж уже с 2011 г. такова, как будто мониторы служат по 7 и более лет, причем этот срок все увеличивается и увеличивается.

Фактически так оно и есть. Рабочего разрешения большинства поставляемых с 2007 г. аппаратов вполне хватает для массовых рабочих мест. Кроме того, ЖК-технология оказалась удивительно надежной. «Детские болезни» вылечены уже давно и мониторы практически не ломаются и не выгорают. Для пользователей это, возможно, и хорошо, но для участников рынка совсем нет. Фактор замены мог бы оказать существенную поддержку рынку мониторов, в значительной мере нивелировав негативные моменты, изложенные в предыдущем разделе. Но избыточная надежность устройств превращается в негативный фактор, также способствующий сокращению продаж.

Остается только надеяться, что эта надежность не бесконечна, и многие миллионы аппаратов, установленных в 2006-м и последующих года, все же придет пора менять.

Динамика рынка

На российском рынке мониторов в первом полугодии 2013 г. ситуация продолжала ухудшаться. Всего было продано 1,82 млн аппаратов на сумму около 327 млн долл. Как в натуральном, так и в денежном выражении рынок за год снизился примерно на 12%. Годом ранее динамика также была негативной, но «всего лишь» 9,5%. Так что просвета на этом рынке не видно, более того, в III квартале текущего года падение продаж только усугублялось, поскольку сезон «снова в школу» в этом году на ИТ-рынке просто-напросто не состоялся. В результате рынок снизился к уровням даже чуть ниже первой половины 2009 г. (рис. 3), когда казалось, что мониторы просто-напросто прекратили продаваться.

Рис. 3. Динамика продаж на российском рынке мониторов.

Рис. 4. Динамика российского рынка мониторов по сравнению с уровнями 2007 г.

В целом российский рынок мониторов в штуках опустился почти на 45% по сравнению с уровнями первого полугодия 2007 г. (рис. 4). В деньгах падение было еще более драматичным, превысив 60%. В свете этого охлаждение к данной продукции со стороны многих ключевых игроков становится во многом понятным.

Рис. 5. Динамика средневзвешенной стоимости мониторов, в долл.

Различная динамика натуральных и денежных показателей обусловлена значительным снижением средневзвешенной стоимости мониторов (см. рис. 5). За этим стоят как производственные причины (удешевление ЖК-матриц), так и кризисные явления, когда производители и дистрибьюторы устраивали распродажи, пытаясь снижением цен стимулировать сбыт. Но, как показывает динамика продаж, не очень-то это и действовало.

Кстати, впервые за достаточно длительный период к лету 2013 г. наблюдалось некоторое увеличение средневзвешенной стоимости мониторов. В первую очередь его можно связывать с более разумной ценовой политикой основных производителей, переставших устраивать масштабные распродажи.

Структурные сдвиги

Помимо изменения стоимости самих устройств на динамику средневзвешенной стоимости влияет также и постоянный структурный сдвиг рынка в сторону бОльших диагоналей. Многие годы эти процессы уравновешивали друг друга и на российском рынке держался средний уровень примерно в 270 долл. за монитор. Но затем произошел столь значимый обвал цен, что никакой диагональный сдвиг рынка не смог его компенсировать.

Рис. 6. Динамика технологической структуры российского рынка мониторов, в штуках.

При этом на самом деле эти структурные сдвиги были очень значительными. Мы для сравнения даже не станем брать длительную ретроспективу, ограничившись только несколькими годами, и все равно изменения более чем показательные.

Если в первой половине 2009 г. доминировали три типоразмера: «девятнашки» с отношением сторон 5:4, 17-дюйм аппараты такого же формата и широкоформатные «девятнашки», то в текущем году картина рынка была уже совсем другой (рис. 6). Львиную долю продаж теперь контролируют широкоформатные устройства с диагональю от 22 (точнее, от 21,6) до 24 дюймов. Значимую долю составляют еще «широкие девятнашки», но это не надолго, поскольку ведущие вендоры повально отказываются от производства таких мониторов. Доля аппаратов с диагональю 27+ потихоньку растет и уже понятно, что за такими мониторами будущее.

На 17- и 19-дюйм мониторы со стандартным форматом приходится уже меньше 12% рынка, и можно быть уверенным, что в следующем году они если даже полностью не уйдут, то останутся только в следовых количествах. Поддержкой таких аппаратов последние годы традиционно служили заказы от крупных корпоративных клиентов, но в 2013 г. положение с этими заказами было очень плачевное. Единственный крупный заказ, который стоит отметить, — закупки ФНС нескольких десятков тысяч аппаратов производства AOC, да и то это были широкоформатные «двадцатки».

Рис. 7. Динамика индекса технологической концентрации.

Кстати, то, что на рынке все равно остается набор различных типоразмеров, является хорошим признаком. Значит, до полного вырождения рынка, когда все потребительские ниши удовлетворяются одним-двумя вариантами мониторов, еще далеко. Наоборот, разработанный нами индекс технологической концентрации в последнее время показывает снижение (рис. 7). А снижение данного индекса означает нарастание разнообразия на рынке, что выглядит парадоксально для столь «старого» рынка. Единственным объяснением происходящего может быть только то, что даже достаточно большие мониторы стали очень доступны по цене. И хотя на этой жизненной фазе рынка подавляющая часть покупателей ориентируется на как можно более низкую стоимость, очень многие из них все же предпочитают немного доплатить, чтобы получить большой монитор. И это хороший индикатор для рынка.

Стоит отметить, что за последнее время произошел практически полный переход мониторов на светодиодную подсветку, которая экономнее и долговечнее. Массово начали появляться недорогие мониторы с PVA- и IPS-матрицами (по цене они стали сопоставимы с TN-матрицей, будучи существенно лучше по углам обзора), которые ранее были признаками только топовых и профессиональных устройств. Появился также очень интересный новый формат мониторов — с диагональю 29 дюймов и соотношением сторон 21 к 9. Еще более перспективным выглядит анонс настольных аппаратов с диагональю 31,5 дюйма и разрешением 4K (Ultra HD — 3840×2160), но их массовое внедрение состоится еще не скоро.

Есть и разочарования. Пока слабо развивается тема мониторов, которые могут действовать автономно (концепция Smart), пробуксовывает и направление 3D-аппаратов, и сенсорные мониторы.

Конкурентная среда

Стоит отметить, что помимо общеэкономических и «смежных» проблем на рынке мониторов в 2013 г. сработали еще и очень мощные «внутренние» негативные факторы. И это неудивительно, поскольку для рынка, находящегося в столь длительном пикировании, неизбежно охлаждение со стороны игроков.

Вместе с тем, если посмотреть на показатели большинства производителей, то в целом они за год остались «при своих», а кто-то даже вырос. Исключение составил лишь ранее незыблемый лидер рынка — компания Samsung, контролировавшая примерно треть всех отгрузок мониторов и даже (единственная), открывшая полноценную фабрику по их сборке в России (импортируются фактически только ЖК-панели).

Сокращение мониторного бизнеса Samsung оценивается примерно на треть (с нарастанием динамики падения в течении первого полугодия 2013 г.), что существенно выше падения темпов рынка в целом. Samsung уходит в мобильный мир, а в «старых» отраслях остается только лишь в самых маржинальных сегментах. Но при этом остальные вендоры, к сожалению, не успевали осваивать выпадающие объемы. С одной стороны, это неплохо, поскольку все обходятся без ценовых войн, но именно сейчас у самых амбициозных игроков есть возможность резко увеличить свою рыночную долю. Но пока особых атак мы не видим.

Кстати, одного производителя по итогам полугодия мы все же не досчитались: с рынка мониторов после пары лет работы ушла компания DNS, точнее, эта крупная розничная сеть прекратила поддержку собственного бренда мониторов. (И, как нам представляется, это решение было несколько преждевременным. Несмотря на все проблемы, на рынке мониторов еще как минимум несколько лет будет достаточное количество денег, а собственная широкая сеть магазинов смогла бы эти устройства продать).

Произошла также существенная консолидация дистрибьюторского канала, который в ряде случаев старается быть «равноудаленным», не поддерживая «любимого» вендора в ущерб остальным. Кроме того, ряд дистрибьюторов, с которыми некоторых лидирующих вендоров связывало многолетнее сотрудничество, «отвалились», а на их место были взяты другие. Сейчас идет настройка продаж через других дистрибьюторов и менеджеров, что также может быть негативным фактором, сдерживающим рынок. Результатом всего перечисленного является значительная флуктуация в рейтингах компаний.

По итогам полугодия лидерство осталось за Samsung, но при текущей динамике можно предположить, что идущая второй компания Acer вполне способна провести необходимые действия для захвата первого места. На третьем месте была BenQ, но ее «подпирают» сразу несколько компаний, в первую очередь LG и Philips. Да и AOC и ViewSonic не сильно отстают.

Сокращение доли традиционного лидера рынка и выравнивание продаж во втором и третьем эшелонах привели к резкому увеличению интенсивности конкуренции. Снижение индекса Герфиндаля (рис. 8) до уровня в 0,12 означает очень высококонкурентный рынок: подобных уровней на российском рынке мониторов не было никогда.

Рис. 8. Динамика индекса интенсивности конкуренция (Герфиндаля).

Всплеск индекса в 2009 г. был обусловлен тем, что в острой фазе кризиса более-менее устойчивы были только лидеры, сумевшие нарастить свою рыночную долю. Сейчас же наблюдается обратный процесс.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.